Статья посвящена некоторым проблемам состава получения взятки по ст. 290 УК РФ. Незначительная степень изученности подталкивает на исследование данной проблемы. Проблемы, затронутые в статье, касаются родового объекта преступления и объективной стороны.
Ключевые слова: получение взятки, должностное преступление, преступления против государственной власти.
The article is devoted to some problems of the composition of taking a bribe under Art. 290 of the Criminal Code of the Russian Federation. A small degree of knowledge encourages the study of this problem. The problems raised in the article relate to the generic object of the crime and the objective side.
Keywords: receiving a bribe, malfeasance, crimes against state power.
Взяточничество является глобальной проблемой, которая представляет общественную опасность и угрозу государственному управлению, приводит к дезорганизации в социальной, политической и экономической сферах жизни. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации с января по март 2022 года в России было выявлено 2084 случая получения взятки, это на 20 % больше прошлогодних показателей за соответствующий период. В России в 2021 году было зарегистрировано почти 15,5 тыс. коррупционных преступлений, предусмотренных ст. 290, 291 УК РФ. По ст. 290 УК РФ в 2021 году было зарегистрировано 5020 преступлений, что на 20,3 % больше чем за 2020 г. [4].
Наиболее серьезное преступление из различного рода коррупционных преступлений именно получение взятки, ответственность за которое предусмотрено ст. 290 УК РФ [2].
Одна из проблем содержится в родовом объекте преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. Так ответственность за «получение взятки» размещена в 30 главе УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», которая в свою очередь помещена в раздел X УК РФ «Преступления против государственной власти». Таким образом, по представлению законодателя, родовым объектом преступлений, составы которых включены в данный раздел, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти.
Государственная власть в России осуществляется посредством деятельности федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 132 Конституции РФ, возможно наделение государственными полномочиями органы местного самоуправления при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств [1].
Однако важно различать государственную власть и органы местного самоуправления. Ведь согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
На это несоответствие названия и содержания раздела X УК РФ уже обращали внимание исследователи. Е. В. Львович предлагает дать разделу название «Преступления против интересов государственной власти и местного самоуправления» [6]. А. И. Рарог, Т. Б. Басова, М. В. Ремизов предлагают следующую формулировку названия раздела X УК РФ — «Преступления против публичной власти», под которой они понимают государственную власть (Российской Федерации), власть субъектов Федерации и органов местного самоуправления» [5]. Эта формулировка раздела, на наш взгляд, является более корректной. Однако появляется вопрос об уместности использования термина «публичная власть». Ведь данное понятие чаще используется в науке в законотворческой сфере, связано это непосредственно с теоретическим делением права на публичное и частное, в связи с чем, первая предстает в качестве объекта регулирования публичного права.
Поэтому, на наш взгляд, точка зрения А. И. Рарога верна и использование в названии раздела X УК РФ формулировки «преступления против публичной власти» вполне уместно и в полной мере соответствует характеру должностных преступлений.
Другим более простым вариантом названия раздела X УК РФ, чтобы разграничить государственные органы и местное самоуправление, как ранее уже отмечалось, является следующее название — «преступления против государственной власти и органов местного самоуправления», в этом случае родовой объект преступлений будет «общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти и органов местного самоуправления.
Ещё одна проблема состава преступления содержится в объективной стороне. В уголовно-правовой науке существует специальной метод моделирования статей Особенной части УК, главным правилом такого метода является то, что каждый квалифицированный состав преступления должен соответствовать категоризации по степени общественной опасности. В. А. Никонов, один из создателей данной концепции указывает на несогласованность структуры Особенной части УК, в части того, что в преступлениях отсутствует категория, находящаяся между основным составом без квалифицирующих признаков, которая относится к небольшой тяжести и преступлений квалифицированного состава, которые, в свою очередь, являются тяжкими. Речь, логично, идёт о пропущенной категории средней тяжести [3].
Исходя из этого подхода, анализируя состав преступления по ст. 290 УК РФ, можно прийти к выводу, что согласно ст. 15 УК РФ, преступление по ч. 1 ст. 290 УК РФ (незначительный размер взятки — до 25 тыс. рублей) относится к категории преступлений небольшой тяжести, поскольку максимальный срок лишения свободы не превышает трех лет. Однако ч. 2 ст. 290 УК РФ (значительный размер взятки — свыше 25 тыс. рублей) уже относится к категории тяжких преступлений, в которых максимальный срок наказания не превышает десяти лет лишения свободы. Очевидно, что нарушается выше упомянутое правило дифференциации ответственности по категориям преступлений, поскольку пропущена средняя тяжесть.
По нашему мнению, законодателю не следовало относить получение взятки в значительном размере к категории преступлений тяжких. Поскольку граница между получением взятки в незначительном размере и в значительном крайне мала. Размер взятки в виде денег на сумму 25 тысяч рублей нужно относить к незначительному размеру, однако увеличение этой суммы хотя бы на 1 рубль следует отнести уже к значительному. Следовательно, такое преступление переводится уже в категории тяжких. Повышенная общественная опасность в таком случае не обоснована и возникает несоразмерность наказания.
Литература:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 14.04.2022).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2022) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 14.04.2022).
- Никонов В. А. Логическое моделирование статьи Особенной части УК РФ // Научные исследования высшей школы: материалы итоговой науч.-практ. конф. Тюмень, март 1995 г. Тюмень: Тюмен. высш. шк. МВД РФ, 1995. С. 3–9.
- Состояние преступности по данным Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimestat.ru/ (дата обращения 14.04.2022).
- Уголовное право России. Часть Общая и Особенная: учебник / под ред. А. И. Рарога. М., 2006. 195 с.
- Фазылов Р. Р. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств государственных внебюджетных фондов: автореф. дис. канд. юрид. наук. Самара, 2005. 236 с.