В статье раскрывается понятие и система правоохранительных органов, раскрываются различные точки зрения.
Ключевые слова: правоохранительные органы, полиция, система.
Вопрос о понятии и системе правоохранительных органов является дискуссионным в юридической науке на протяжении длительного времени.
В законах Российской Федерации отсутствует понятие «правоохранительные органы». В п. «л» ст. 71 Конституции РФ говорится, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата.
В статье 317 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Но самого перечня правоохранительных органов в УК не дано.
Само понятие «правоохранительная деятельность» учеными раскрывается по-разному.
Одна группа авторов рассматривает правоохранительные органы как самостоятельная группа, обособленная по признаку профессиональной деятельности, которая имеет свои цели и задачи.
Другая же группа раскрывает понятие через специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к нарушителям мер принуждения.
Третья группа связывает определение с задачами, которые стоят перед правоохранительными органами. Отсюда это учреждения и организации, существующие в государстве, выполняющие функции защиты прав и свобод человека и гражданина, борьба с преступностью, обеспечение правопорядка.
Какая-то часть ученых понимает под правоохранительным органам орган государства, правовой статус которого связан с осуществлением действий принудительного характера, которые проводятся в строго определённой процессуальной форме.
Стоит также раскрыть понятие правоохранительной деятельности, которая лежит в основе функционирования правоохранительных органов.
Для одних учёных правоохранительная деятельность связана с методом принуждения. В него включены как действия односторонних предписания, так и различные ограничения, взыскания, штрафы и т. д. Для других — это деятельность, осуществляемая специальными органами, направленная на борьбу с преступностью.
Также интересна точка зрения, которая связывает деятельность с охранительной функцией. Для защиты граждан и общества, для охраны определенных правил и норм, создаются учреждения, органы, которые это осуществляют.
Но для проводимого исследования имеет значение не сама сущность правоохранительных органов, сколько определение самих органов, входящих в систему.
Правоохранительные органы можно разделить на две группы: первая — это судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.
В первую группу входят: Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, система арбитражных судов и суды субъектов РФ.
Конституционный суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, самостоятельно и независимо осуществляющий конституционное судопроизводство в целях защиты основ конституционного строя, охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, относящихся к компетенции судов общей юрисдикции. К системе судов общей юрисдикции относятся: кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды и система военных судов. Также относятся специализированные суды, но Специализированный суд по интеллектуальным правам не является судом общей юрисдикции, так как является специализированным судом системы арбитражных судов.
Система арбитражных судов представляет собой судебный орган, осуществляющий разрешение споров, связанных с участием субъектов хозяйственной деятельности, возникшие из гражданских и административных дел, а также дела, возникающие при осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, и дела о несостоятельности (банкротстве).
Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — это разрешение дел, возникающих в повседневной жизни граждан, например, дела о разделе нажитого имущества между супругами при цене иска, не привыкающего пятидесяти рублей и т. д.
Конституционные суды субъектов РФ создается для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и другим нормативно-правовым актам.
Некоторые авторы полагают, что неверно относить суды к числу правоохранительных органов. Но, Бородин С. В., Малехин А. В., Семенов В. М. и др. придерживаются обратной точки зрения. Можно сделать вывод, что вторая точка зрения более верна, так как суд осуществляет правосудие, то есть охрану прав гражданина. Без суда было бы невозможно осуществить привлечение лица, например, к уголовной ответственности.
Иные правоохранительные органы образуют тоже систему, состоящую из: органов прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов государственной налоговой службы, таможенных органов, органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, органов предварительного расследования, органов юстиции.
Основные задачи, стоящие перед этими органами это охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью, прокурорский надзор, оперативно-розыскная функция, предупреждение преступлений и иных правонарушений.
В научных исследованиях также возникает вопрос, можно ли негосударственные органы, в том числе нотариат, адвокатуру, третейские суды, частные детективные и охранные службы, относить к правоохранительным органам? Одна из точек зрения относит к числу правоохранительных органов органы как по правовой помощи (нотариат и адвокатура), так и негосударственные организации обеспечения правопорядка (частные детективные и охранные службы).
Есть авторы, считающие, что отнесение третейских судов являются органами, осуществляющие негосударственную правоохранительную деятельность.
Можно согласиться с последней точкой зрения, что адвокатура, нотариат, третейские суды не являются правоохранительными органами, так как осуществляемая ими деятельность не имеет признаков правоохранительной. Более правильно дать им название правоприменительных органов, которые способствуют одушевлению деятельности правоохранительных. Здесь стоит сказать, что все правоохранительные органы являются правоприменительными, но никак не наоборот.
Проблематика второй группы правоохранительных органов сводится к тому, какие государственные органы относить к правоохранительным.
Есть ученые, которые рассматривают судебные органы и органы исполнительной власти, и относящие к их числу: суд, прокуратуру, органы юстиции, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, налоговую службу, органы обеспечения безопасности.
Кто-то относит к данному перечню и таможенные органы.
Существует широкий подход, включающий также уполномоченного по правам человека РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В литературе можно встретить мнение, что судебная власть включает в себя: третейские суды, Европейский суд по правам человека и органы прокуратуры. Здесь же дается характеристика и церковных судов, действующих в Русской православной церкви.
Можно сделать вывод, что под правоохранительными органами понимается совокупность органов государственной власти, осуществляющие функции по охране и защите прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка, борьбе с преступностью.
Исходя из этого понятия, в систему следует включить: суды РФ, прокуратуру России, федеральные исполнительные органы: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба судебных приставов РФ, Федеральная служба исполнения наказаний РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ, Федеральная таможенная служба РФ и иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению предварительного расследования.
Литература:
- Сопнева Е. В. О системе правоохранительных органов // Таможенное дело. 2007. № 3. С. 32.
- Чернявский А. Г., Кузнецов С. М., Эриа-швили Н. Д. Правоохранительные органы: учебник. М., 2009. С. 510–511.
- Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник. М., 2004. С. 14.