В статье рассмотрены особенности развития международно-правовой системы по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем.
В статье подчеркивается целесообразность формирования единой международно-правовой системы по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Рассмотрены основные исторические вехи и особенности развития международно-правовой системы по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Ключевые слова: легализация преступных доходов, контроль, международно-правовые акты, безопасность, целостность и стабильность финансовой системы.
Актуальность исследуемой темы заключается в том, что легализация преступных доходов сама по себе является крайне негативным явлением, негативно влияющим на частную организацию, экономику в целом и общественную жизнь, оказывая пагубное влияние на экономическую и национальную безопасность общества и государства.
В результате легализации преступных доходов эти денежные ресурсы попадают в мировую финансовую систему и приобретают способность подрывать национальную валюту и экономику отдельных стран, создавая тем самым угрозу как национальной, так и международной безопасности. В рамках исследования буду пользоваться аббревиатурой, принятой на международном уровне ПОД — система противодействия легализации преступных доходов, и ФТ — система противодействия терроризму. Эффективность всей системы ПОД/ФТ строится на эффективности всех ее элементов, в частности непосредственно в организациях, являющихся мельчайшими структурными подразделениями системы ПОД/ФТ 1, с.205. Как показывает практика на текущем этапе развития общества борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма является приоритетной задачей, основные направления которой в обще-схематичном виде представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные направления борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма
Рассмотрим основные исторические вехи и особенности развития международно-правовой системы по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Борьба с отмыванием денег приобрела большую глобальную известность в 1989 году, когда группа стран и международных организаций сформировала Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Его миссия заключается в разработке международных стандартов для предотвращения отмывания денег и содействия их принятию. В октябре 2001 года, после терактов 11 сентября, ФАТФ расширила свой мандат, включив в него борьбу с финансированием терроризма.
Еще одной важной организацией в борьбе с отмыванием денег является Международный валютный фонд (МВФ). Как и ФАТФ, МВФ требует от своих стран-членов соблюдения международных стандартов для предотвращения финансирования терроризма 2, с.155.
Организация Объединенных Наций включила положения о ПОД в свою Венскую конвенцию о незаконном обороте наркотиков 1998 года, Палермскую конвенцию 2001 года о борьбе с международной организованной преступностью и Меридскую конвенцию о борьбе с коррупцией 2005 года.
Борьба с организованными формами преступности сегодня требует системного подхода, в том числе мер по ослаблению ее финансовых ресурсов. Выявление и конфискация преступных активов во многих странах мира рассматривается как эффективное средство противодействия транснациональной преступности и ее сдерживания.
Поэтому основную роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, играет система внутреннего национального контроля. В России Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
На текущем этапе, все финансовые учреждения, от крупных банков до небольших кредитных союзов, должны быть начеку в поисках лиц, занимающихся отмыванием денег. Интегрируя технологию должной осмотрительности с обучением людей и прочным партнерством с правоохранительными органами, финансовые учреждения находятся в постоянных поисках более эффективных средств по борьбе со все более изощренными отмывателями денег, помогая предотвратить продолжение преступной деятельности. Для банков соблюдение требований начинается с проверки личности новых клиентов — процесса, иногда называемого «Знай своего клиента» (KYC). Помимо установления личности клиента, банки должны понимать характер деятельности клиента и проверять, что депонированные средства получены из законного источника. На рисунке 2 представлены основные требования по надлежащей проверке клиентов в финансовых учреждениях России 2, с.157.
Рис. 2. Основные требования по надлежащей проверке клиентов в финансовых учреждениях России
Надлежащая проверка клиентов направлена на выявление стратегий отмывания денег, включая расслоение и структурирование, также известное как «смерфинг» — разбиение крупных транзакций по отмыванию денег на более мелкие, чтобы обойти ограничения на отчетность и избежать проверки. Одним из действующих правил, позволяющих предотвратить расслоение, является период удержания AML, который требует, чтобы депозиты оставались на счете в течение как минимум пяти торговых дней, прежде чем их можно будет перевести в другое место 3, с.68.
Что касается сложившейся ситуации в мировом сообществе по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем необходимо сделать следующие выводы. Учитывая предполагаемые ежегодные потоки, приближающиеся к 3 % мирового экономического производства, все более агрессивные меры по борьбе с отмыванием денег в лучшем случае могут быть направлены на сдерживание отмывания денег, а не на его полное прекращение. Кажется, что у отмывателей денег никогда не бывает недостатка в деньгах или сообщниках, хотя меры по борьбе с отмыванием денег, безусловно, усложняют их жизнь. Недавнее дело Теодоро Нгема Обианг Манге, второго вице-президента Экваториальной Гвинеи, подчеркивает сложность успешного судебного преследования схем отмывания денег, когда стороны скрыли истинное владение банковскими счетами и активами. В этом случае Нгема Обианг сообщил, что официальная государственная зарплата составляет менее 100 000 долларов в год за 16 лет его пребывания на государственной службе. Нгема Обианг, однако, использовал свое положение и влияние, чтобы накопить активы на сумму более 300 миллионов долларов за счет мошенничества и коррупции, деньги, которые он использовал, среди прочего, для покупки элитной недвижимости и автомобилей. Его схемы легализации доходов, полученных преступным путем, были настолько сложными, что только создание международной группы с высококлассными специалистами, которая работала без перерыва полгода, позволило распутать данное дело.
На настоящем этапе действуют 9 универсальных конвенций; 14 резолюций Совета безопасности ООН; 40 двусторонних договоров с участием Российской Федерации; 15 межправительственных соглашений; 49 международных стандартов. Однако необходимо отметить, несмотря на серьезные подвижки в данной области международно-правовые акты в сфере противодействия легализации преступных доходов носят лишь фрагментарный характер и требуют дальнейшего своего развития 4, с.122.
Особенно это стало понятно в текущей ситуации, когда при принятых санкциях со стороны США и ряда европейских стран в отношении России производится блокировка счетов граждан России за рубежом, экспроприация собственности российских граждан, которые не могут быть отнесены к преступникам, чем идут в полное противоречие с принципом презумпции невиновности. Необходимо отметить, что в рамках статьи невозможно отразить все особенности развития международно-правовой системы по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, что на мой взгляд требует дальнейших исследований. Наличие ряда нерешенных и дискуссионных вопросов в данной области актуализируют еще больше данную сферу и предопределили ее дальнейшее развитие.
Литература:
- Аристархов А. Л. Пути следующим повышения эффективности рядом борьбы с легализацией доходов, полученных реально преступным путем // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — № 1. — С. 155–161.
- Киселев, И. А. Борьба с отмыванием преступных доходов / И. А. Киселев. — М.: Юриспруденция, 2019. — 359 c.
- Прозрачность юридических лиц и образований: пути снижения рисков отмывания денег и финансирования терроризма / В. И. Лафитский [и др.]; отв. ред. В. И. Лафитский, М. А. Цирина. — М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2019. — 416 с.
- Якимов, О. Ю. Легализация доходов, приобретенных преступным путем / О. Ю. Якимов. — М.: Юридический центр, 2020. — 200 с.