Роль социального медиапроекта «Гласная» в борьбе против гендерных стереотипов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Е. Ю. Роль социального медиапроекта «Гласная» в борьбе против гендерных стереотипов / Е. Ю. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 469-473. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92799/ (дата обращения: 15.11.2024).



СМИ являются мощным фактором формирования общественного мнения. Именно они укрепляют в сознании людей определенные понятия и стереотипы.

Гендерные стереотипы пропагандируются средствами массовой информации. Все рекламные объявления и обложки глянцевых журналов, буквально, кричат о женских и мужских идеалах. Индивиду, который позиционирует себя как будущая личность, нужно только следовать уже сложившимся правилам и шаблонам поведения.

Главный феномен гендерной проблемы в современной России — это патриархальный ренессанс, пронизывающий все сферы общественной жизни. Сегодня в российском обществе не перестает быть популярной гендерно-дифференцированные модели поведения и сферы ответственности. Это касается как делового сегмента, так и семейных отношений.

Гендерная политика нашей страны глобально отстает от неограниченных свобод Запада [2]. Прежде всего это обусловлено нашей историей. Для российского общества характерна замкнутость, изолированность женских и мужских культур, а также полное непринятие партнерских отношений между полами в разных сферах жизни [2].

Наряду с этим, можно говорить о гендерной дискриминации — разном отношении к людям, согласно их гендерным признакам (биологическим и предписанным). Из-за подобной дискриминации людям становится сложнее пользоваться теми или иными ресурсами — продвигаться по карьерной лестнице, выстраивать социальные связи, участвовать в воспитании детей, в политической жизни страны.

Ключевые слова: гендерное неравенство, гендерные стереотипы, феминность, маскулинность, гендерная дискриминация, гендерная журналистики, социальные медиапроекты, медиапроект Гласная.

И мужчине, и женщине, согласно полу и гендеру, приписываются социально-одобряемые обязанности: женщине — материнство и все сопутствующие ему обязанности (готовка, уборка, уход за стариками), а мужчине — карьера, армия, активное участие в политической жизни страны.

В России мужчины и женщины имеют разницу в заработной плате — в среднем это 30 %, но всё определяется отраслью. Если в отрасли много женщин, то и разрыв будет меньше.

В некоторых странах гендерное равенство не закреплено на законодательном уровне. Например, в исламских государствах женщина не имеет право на наследование и воспитание детей после развода. Она обязана носить намаз — одежду, полностью скрывающую тело. Гендерной дискриминаций можно назвать службу в армии — туда берут только мужчин, и мечети — женщинам нельзя там молиться наравне с представителями сильного пола.

В России гендерная дискриминация запрещена Конституцией, но это не отменяет ее неформальные формы [9]. Например, в объявлениях для поиска сотрудника на работу запрещено указывать его желаемый пол. Но на собеседовании девушку всегда спрашивают, замужем ли она и планирует ли заводить детей.

Гендерные стереотипы действительно часто мешают женщине состояться в профессии: «Считается, что если женщина — привлекательная блондинка, то она не может руководить, потому что дурочка. А если строгая, в мужском костюме и не особенно привлекательная, то она и не женщина вовсе, что тоже странно и не годится для руководящей позиции» [9].

Зарождение принципов социального равноправия мужчин и женщин изучали французские социалисты-утописты Сен-Симона и Фурье. В конце 19 века Э. Дюркгейм исследовал социальные аспекты пола, а Т. Парсонс в 40–50-е годы 20 века обосновал идею гендерной сегрегации семейных ролей, согласно которой мужчины и женщины ассиметрично распределяются по профессиям, секторам и отраслям экономики [12].

Гендерная журналистика начала свое развитие в 17 веке с женских журналов. Первым подобным журналом стал «The Ladies’ Mercury», основанный в 1693 году в Лондоне. Основными его темами были — мода, красота, косметика. Вместе с ним сформировался первый медиаобраз женского журнала — автобиографичный и персонифицированный.

Все СМИ знакомят нас с разных платформ с идеалами мужчин и женщин. Рассказывают о том, какой должна быть настоящая хозяйка и успешный бизнесмен. Диктуют правила поведения, желания и даже жизненные цели.

Всё это приводит общество к стереотипному мышлению. Такой вид мышления позволяет затрачивать как можно меньше времени на принятие тех или иных решений, а также избавить общество от независимых личностей, что скажется на его стабильности.

За каждым биологическим полом негласно закреплены определенные нормы поведения, социальные роли. Существует четкая система представлений о том, какой должна быть настоящая женщина и каким должен быть настоящий мужчина. Система эта негласная, но она твердо вошла в сознание людей с помощью СМИ. Имеет место быть даже разделение профессий на мужские и женские. В этом случае перенос биологических ролей переносится на социальные, тем самым, не оставляя выбора ребенку.

Всё в обществе — язык, культура, литература, политика — пронизаны сексистскими убеждениями. Сексизм — это преданность идее о разделении социальных ролей, исходя из половой принадлежности человека [8]. Так в обществе принято считать женскими качествами — повышенную эмоциональная активность, слабость, не целеустремленность, а также занятие домашними делами. Мужскими же качествами считаются профессионализм, активность, честолюбие, критический ум.

Из вышесказанного вытекает понятие гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы — это стереотипы о принятых в обществе категориях маскулинности и феминности, об отношении к ним. Гендерные стереотипы — это обобщенные представления о том, как должны вести себя в обществе мужчины и женщины. Данное стереотипное мышление зародилось еще в то в время, когда за основу формирования мнения о человеке бралась его половая принадлежность.

Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия распределения власти между ними [1].

Гендерные представления — это нормативные представления о социальных ролях мужчин и женщин в обществе. Можно привести пример наиболее традиционных из них:

– двойственность (существование мнения о социальном различии между мужчинами и женщинами);

– иерархичность (закрепление за каждым полом своих ролей);

– патриархальность (женщина всегда должна быть подчинена мужчине);

– неравенство — природное, он было всегда и объясняется естественным ходом вещей.

Именно гендерные стереотипы стали предпосылкой для формирования феминизма. Феминизм — это движение, направленное на восстановление прав женского пола, равноправие и избавление от дискриминации. Оно нацелено на уничтожение ущемления прав женщин в политике, экономике, гражданской сфере и других областях. При этом движение направлено на реальное соблюдение женских прав на практике [10].

Феминизм и борьба за права женщины сформировались в 19 веке. В 1848 году посредством массовых протестов женщины добились права на обучение и до ХХ века боролись против дискриминации по половому признаку.

По мнению блогера-активистки Ники Водвуд, феминизм — это движение, направленное на борьбу с сексизмом и другими системами дискриминации, с которыми сталкиваются женщины и все люди, которые воспринимаются обществом как женщины [13].

В интернете существует много проектов, поддерживающих данное движение и создающих контент в этом направлении, но не один из них не является средством массовой информации.

Журналистские социальные проекты, открыто выступающие против гендерных стереотипов появились сравнительно недавно. Первым и пока единственным в российском медиапространстве стал социальный проект «Гласная».

Реальная эффективность от социальных медиапроектов наступает не сразу, и в первое время ее можно измерить только через отклики со стороны аудитории. В «Гласной» успешность работы всей команды определяется тем, насколько рассказанные истории приблизили к пониманию того, что каждый человек ценен от природы, вне зависимости от его гендера, биологического пола и внешности. Главное для авторов, чтобы человек смог свободно определять свою идентичность, социальную роль и сексуальность, а также выбирать религию и открыто высказывать свое мнение без дальнейших оправданий за него.

После публикации истории про Диану Абдулхалидову в Facebook было много комментариев по поводу того, что проект пропагандирует неверный выбор мусульманки, которая осознанно надела хиджаб, проживая в Москве. Подобные дискуссии, по мнению, Юлии Счастливцевой, определяют успешность «Гласной». На успех указывает публикации историй в известных СМИ («Новая газета», «7х7»). Именно благодаря последним к медиапроекту пришла первая аудитория.

При запуске «Гласная» была готова к негативным комментариям со стороны аудитории и продумала работу с раздражениями. Например, на третий день запуска страницы «Гласной» в Facebook, когда на ней было только фото, описание проекта и анонс первой истории, на страницу пришел мужчина. «Видимо, увидел слово «гендер» и, не особенно вникая, поставил нам в рейтинге единицу. Написал что-то про то, что наша затея бесполезна. Его недовольный отзыв так и висит там как след первого мужчины на страницах женского проекта», — делится Юлия Счастливцева [7].

«Гласная» — это не новостной сайт и не медиа. Это социальный медиапроект, основная цель которого борьба против гендерных стереотипов с помощью такого инструмента воздействия на аудиторию, как сторителлинг. Именно поэтому он не конкурирует с другими медиаплощадками, а выстраивает с ними тесное сотрудничество, тем самым выходя на разную и большую аудиторию. Остальные СМИ поддерживают проект для реализации своей социальной миссии, поскольку женщины в российских СМИ упоминаются реже, чем мужчины.

Большую часть команды проекта составляют фрилансеры, что позволяет каждому автору работать только с близкими ему историями. В работе над проектом принимают участие журналисты из «Новой газеты». Изначально в редакции проекта был один мужчина — редактор Дмитрий Шабельников, сейчас их уже трое.

«Изначально для меня это был хоть и симпатичный, но просто один из многих проектов. Я выполнял и продолжаю выполнять техническую часть работы — редактирую тексты. Но постепенно втянулся и сейчас довольно активно принимаю участие в обсуждении выбора героинь, планировании интервью и так далее.

Мне очень нравится заниматься историями о людях, а не историями об идеях или идеологии. Наш проект дает возможность высказаться разным женщинам: от жены священника и московской чеченки, которая пришла к решению носить хиджаб, до трансгендерной женщины. Они совершенно не похожи друг на друга. Их объединяет только то, что они приняли осознанные жизненные решения и готовы об этом говорить. Все они — яркие и сильные личности. И все их истории — от первого лица, что подчеркивают и видео. Как редактор я максимально бережно отношусь к их собственным словам [7], — рассказал Дмитрий журналу «7х7».

После проведенного интервью с представителем «Гласной» выяснилось, что герои самостоятельно не приходят, несмотря на то, готовы разговаривать и нуждаются в этом разговоре, потому что очень долго молчали и носили в себе (например, как героиня последней истории Катя Горошко или Валерия Володина).

Катя Горошко рассказала, как лишилась опоры в жизни и получила глубокую травму из-за систематического насилия со стороны родителей [4]. Отец девушки тренировал в ней выносливость — бил за «неправильные», по его мнению, поступки, покупал туфли на несколько размеров меньше, требовал отчета после каждого совершенного шага.

Героиня следующей истории Валерия Володина рассказала «Гласной» про домашнее насилие, но уже со стороны мужа. Девушка столкнулась с кибернасилием, для борьбы с которым в российском законодательстве есть соответствующая статья УК, но реальных примеров из правоприменительной практики нет [5]. Муж Валерии отправил всем ее знакомым фотографии интимного характера. Спустя два года после подачи заявления было возбуждено уголовное дело. Еще два года по нему шло расследование — пока не истек срок подачи заявления. Эта история говорит о том, что женщины в России никак не защищены от кибернасилия.

Есть такие, кто не готов или сомневается о том, нужно ли делиться своей историей, но принимают такое решение, потому что верят, что публичность и распространение информации в СМИ поможет решить их проблему (например, как героиня Ася из Чечни).

В кавказских республиках господствует жесткий патриархат, где мужчина — гордость семьи и человек, принимающий решения, а женщина — обслуживающий персонал. Женщине практически невозможно развестись с мужем и оставить себе детей — по традиции они остаются в семье отца. Аси Гажаевой удалость уехать из республики с четырьмя детьми из пяти, но сделать это пришлось в тайне от всех [11].

Девушки из третьей категории «учатся» разговаривать, потому что видят свою реализацию в публичной сфере и им важно донести идеи до широкой аудитории (например, Надя-строитель, Катя-блогер с ВИЧ+, Милая Оли, «Оля в поле»). Четвертые не готовы разговаривать из-за того, что вопрос слишком болезненный или (чаще) из-за соображений безопасности (Тамара с темой сексуальной эксплуатации).

История Кати Орловой, например, стала первой из серии «Разные» о людях, невидимых для общества из-за своей непохожести на других и живущих вопреки стереотипам. Девушка с ВИЧ+ не только смогла адаптироваться к неизлечимому заболеванию, но и показать на своем примере другим инфицированным, что жизнь на этом не заканчивается — просто становиться немного другой [3]. Кроме того, в своей истории Катя затронула большую социальную проблему общества — отсутствие сексуального воспитания, как со стороны родителей, так и со стороны учебных заведений.

Как видно из анализа материалов, социальный медиапроект «Гласная» освещает не только гендерные стереотипы, но и все те проблемы, которые остро встают перед мужчиной и женщиной в современном обществе. И насилие в семье, и ксенофобия, и нереализованное право на свободу слова находят отражение в историях героев.

Гендерные стереотипы авторы проекта трактуют не с позиций феминизма. Более того, преобладающее число женщин в своих историях говорят о том, что не считают себя феминистками. Среди женских историй есть и мужские — пока их две.

Военнослужащий Константин Маркин рассказал «Гласной», как он пытался отсудить у России свое право на получение декретного отпуска [6]. В нашей стране мужчинам непринято бросать работу ради воспитания детей — эта обязанность с самого начала принадлежала женщинам. Несмотря на то, что у мужчин по Конституции такое право есть, Константину все российские суды отказали. На решение руководителя повлияла жалоба, отправленная в Европейский суд по делам человека. Позднее с подобной ситуацией столкнулся полицейский Алексей Морозов, но рабочее место сохранить у него не получилось.

Основным результатом, как следует из интервью, для медиапроекта является отклик аудитории и дискуссии, которые разворачиваются вокруг историй. Несмотря на то, что «Гласную» пока мало знают, но отклик уже есть. Кроме того, в интервью были выделены особенности медиапроекта «Гласная» в обеспечении конституционных прав граждан в российском обществе. Главной особенностью стало продвижение ценностей, которые не дискриминируют женщин, позволяют уважать их достоинство, права на самоопределение, создавать равные условия для них.

Поначалу в команде спорили о том, относится ли этот проект к феминистским, но единое мнение на этот счет не сформировалось. «Считаю, что само появление проекта и интерес к нему свидетельствуют о том, что феминизм здесь и сейчас необходим, и среди всего прочего он выражается и вот в таких проектах. Монологи «сильных мужчин» никто ни стал бы ни делать, ни читать. А у женщин пока гораздо меньше возможностей быть видимыми и слышимыми, поэтому проект интересно и делать и, я надеюсь, читать и смотреть [7], — говорит Дмитрий Шабельников.

Борьба против гендерных стереотипов ведется еще с 17 века, поэтому о полном их искоренении с создания социального проекта говорить нельзя. Создатели «Гласной» уверены, что государственная информационная политика на данный период времени транслирует обществу несколько иные ценности, не коррелирующие с ценностями гендерного равноправия. О чем свидетельствует, например, слабое освещение этих вопросов, а также проблемы домашнего насилия государственными СМИ.

Тем не менее, авторам «Гласной» кажется, что Россия сдвинулась и отходит от традиционных укладов, связанных с гендерным неравенством. Во многом — благодаря другим, отличным от сугубо патриархальных ценностям молодого поколения, воспитанного в культуре глобального мира, имеющего доступ к разной информации, критически мыслящего и гуманитарно ориентированного.

Таким образом, развитие социального медиапроекта «Гласная» началось сравнительно недавно, в 2019 году с двух историях о сильных женщинах, которые выбрали нетипичный путь. Сейчас на сайте можно найти подкасты, социальные исследования, фотопроекты, дневники выдающихся женщин разных времен и карикатуры.

Историй на период исследования — 40. Их количество показывает на то, что женщины уже готовы открыто заявлять о проблемах и опровергать стереотипные мнения о себе.

Реальную эффективность от социальных медиапроектов в самом начале их существования можно измерить только через отклики со стороны аудитории. В «Гласной» успешность работы всей команды определяется тем, насколько рассказанные истории приблизили к пониманию того, что каждый человек ценен от природы, вне зависимости от его гендера, биологического пола и внешности.

«Гласная» — это не СМИ, это социальный медиапроект, который поднимает тему ущемления прав женщин в российском обществе. Подобное позиционирование позволяет проекту тесно сотрудничать со средствами массовой информации, тем самым позволяя узнать о себе большему количеству людей, а особенно женщин, которым необходимо рассказать свою историю.

Можно сделать вывод о том, что социальный медиапроект «Гласная» занимает ключевую позицию в борьбе за права женщин, а также в борьбе против гендерных стереотипов, транслируя массовой аудиторию новую «нормальность» героинь, которую они в себе принимают.

Литература:

  1. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 2015. № 3–4. С. 171–182.
  2. Латина, С. В. Феминизм и гендерные исследования. Запад и Россия / [Электронный ресурс] / С. В. Латина // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/46/5736 .
  3. Логинова Р. Мою жизнь ВИЧ изменил в лучшую сторону: история Кати Орловой, которая стала блогеркой, чтобы рассказывать о своей жизни с ВИЧ [Электронный ресурс] / Р. Логинова // Режим доступа: https://glasnaya.media/2021/02/16/katya-orlova/
  4. Логинова Р. Попа перестанет болеть уже сегодня, но я не забуду этого никогда. Рассказ Кати Горошко — девочки, которую в детстве били родители и которая до сих пор преодолевает последствия [Электронный ресурс] / Р. Логинова // Режим доступа: https://glasnaya.media/2021/12/07/katya-goroshko/
  5. Логинова Р. Родиться женщиной в России — это высший уровень сложности в игре. История Валерии Володиной, которая нашла защиту от домашнего насилия только в Европейском суде — дважды [Электронный ресурс] / Р. Логинова // Режим доступа: https://glasnaya.media/2021/09/28/valeriya-volodina/
  6. Платонова А. Военным не запрещено иметь детей. Константин Маркин — о том, как он судился с Россией за право взять отпуск по уходу за ребенком [Электронный ресурс] / А. Платонова // Режим доступа: https://glasnaya.media/2021/11/17/konstantin-markin/
  7. Поляков М. Вопреки стереотипам. Кто и зачем делает сайт «Гласная» о женщинах, которые не боятся быть собой [Электронный ресурс] / М. Поляков // Режим доступа: https://7x7-journal.ru/articles/2020/03/06/ot-zheny-svyashennika-do-moskovskoj-chechenki-kto-i-zachem-delaet-sajt-glasnaya-o-rarrushenii-stereotipnyh-predstavleniyah-o-zhenshinah
  8. Радикальный феминизм // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ludirosta.ru/post/radikalnyy-feminizm_2304
  9. Седухина А. В парадигме, где мужчину определяет только работа, в случае ее потери ему незачем жить». Интервью с социологом Ольгой Исуповой // [Электронный ресурс] / А. Седухина // Режим доступа: https://glasnaya.media/2021/07/01/olga-isupova/
  10. Феминизм — определение, виды и их характеристики и особенности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nauka.club/sotsiologiya/feminizm-eto.html
  11. Фомина К. Рамзан сказал: нет разводов. А я говорю: есть! Это, получается, вызов... История Аси Гажаевой, которая сбежала из Чечни с четырьмя детьми [Электронный ресурс] / К. Фомина // Режим доступа: https://glasnaya.media/2021/01/24/asya/
  12. Фурье Ш. Избранные сочинения. Парсонс Т. Система современных обществ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/socialnaja_filosofija/fure_sh_izbrannye_sochinenija_v_3_kh_t_t_1_2/24–1-0–2281
  13. Что такое феминизм? Все, что вы хотели знать [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9PxDMoeZ6gs
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, история, мужчина, стереотип, гендерная дискриминация, проект, российское общество, Россия, воспитание детей, массовая информация.


Ключевые слова

маскулинность, феминность, гендерные стереотипы, гендерная дискриминация, гендерное неравенство, гендерная журналистики, социальные медиапроекты, медиапроект Гласная

Похожие статьи

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Религия и религиозность в системе ценностей и жизненных приоритетов украинцев: аспекты

Статья посвящена анализу определенных аспектов ценностного мира современных украинцев, в частности место религии и религиозности в системе их ценностей и жизненных приоритетов. В ней охарактеризованы взаимосвязи между самоидентификацией относительно ...

Технологии медиарилейшнз в социальных сетях

Мир переживает сложный период, связанный с кризисом не только экономической и финансовой систем, но, главным образом, с кризисом доверия к государственным и общественным институтам в целом. Утрата доверия — одна из наиболее трагических черт современн...

Проблема социального сиротства в современном обществе

В российском обществе проблема сиротства одна из сложно разрешимых. Проблема сиротства в современных условиях в России получает качественно другое содержание. Все чаще сиротой ребенок становится при живых родителях (дети, от которых отказываются посл...

Культурные традиции и стратегии самопрезентации в китайских и русских брачных объявлениях

Брачные объявления широко распространены в современных печатных и электронных СМИ и интернет-публикациях. Брачное объявление — это один из способов заявить о семейных ценностях. В объявлениях искатель брака предъявляет свои требования к потенциальном...

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации совре...

Гомосексуальная личность – феномен социальный и культурный

Актуальность данного исследования обоснована ростом случаев дискриминации в отношении ЛГБТ-сообщества. Все чаще в новостных сводках встречается информация о проявление агрессии, нетерпимости к людям с «нетрадиционной сексуальной ориентацией», буллинг...

Дискурс по теоретико-методологическим подходам исследования национальных идей в Казахстане

Политическая жизнь современного общества немыслима без национальной идеи. Любое государство всегда в постоянном поиске собственной идентичности и идеологии. В условиях глобализации с появлением новых информационных технологий и Интернета, объема инфо...

Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников

В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у дошкольников в условиях ДОУ. Многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол. Если половая роль усваивается практи...

Педагогическая профилактика буллинга в современной школе

В статье рассмотрены подходы к трактовке и содержанию понятия буллинга, определены его виды и разграничены формы прямой и косвенной травли. Сравнительный анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволил выявить масштабность распрос...

Похожие статьи

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Религия и религиозность в системе ценностей и жизненных приоритетов украинцев: аспекты

Статья посвящена анализу определенных аспектов ценностного мира современных украинцев, в частности место религии и религиозности в системе их ценностей и жизненных приоритетов. В ней охарактеризованы взаимосвязи между самоидентификацией относительно ...

Технологии медиарилейшнз в социальных сетях

Мир переживает сложный период, связанный с кризисом не только экономической и финансовой систем, но, главным образом, с кризисом доверия к государственным и общественным институтам в целом. Утрата доверия — одна из наиболее трагических черт современн...

Проблема социального сиротства в современном обществе

В российском обществе проблема сиротства одна из сложно разрешимых. Проблема сиротства в современных условиях в России получает качественно другое содержание. Все чаще сиротой ребенок становится при живых родителях (дети, от которых отказываются посл...

Культурные традиции и стратегии самопрезентации в китайских и русских брачных объявлениях

Брачные объявления широко распространены в современных печатных и электронных СМИ и интернет-публикациях. Брачное объявление — это один из способов заявить о семейных ценностях. В объявлениях искатель брака предъявляет свои требования к потенциальном...

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации совре...

Гомосексуальная личность – феномен социальный и культурный

Актуальность данного исследования обоснована ростом случаев дискриминации в отношении ЛГБТ-сообщества. Все чаще в новостных сводках встречается информация о проявление агрессии, нетерпимости к людям с «нетрадиционной сексуальной ориентацией», буллинг...

Дискурс по теоретико-методологическим подходам исследования национальных идей в Казахстане

Политическая жизнь современного общества немыслима без национальной идеи. Любое государство всегда в постоянном поиске собственной идентичности и идеологии. В условиях глобализации с появлением новых информационных технологий и Интернета, объема инфо...

Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников

В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у дошкольников в условиях ДОУ. Многие полагают, что дети внутренне мотивированы к тому, чтобы принимать свой пол. Если половая роль усваивается практи...

Педагогическая профилактика буллинга в современной школе

В статье рассмотрены подходы к трактовке и содержанию понятия буллинга, определены его виды и разграничены формы прямой и косвенной травли. Сравнительный анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволил выявить масштабность распрос...

Задать вопрос