The article discusses the main problems of the development of small and medium-sized enterprises in Russia.
Keywords: small and medium-sized enterprises (SMEs), development, support measures, problems, barriers.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в России можно отследить при сравнении ключевых показателей на макроэкономическом уровне. На рисунке 1 представлены ключевые показатели производительности сферы МСП.
Рис. 1. МСП в России и зарубежных странах в 2020 году
В большинстве экономически развитых стран доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны находится примерно на уровне 50 %. В сравнении со многими экономически развитыми странами становится очевидным недоразвитость сегмента малого и среднего предпринимательства в РФ, где доля в ВВП ниже более чем в 2 раза [6].
По состоянию на начало 2022 года в России ориентировочно проживало 83,2 млн трудоспособного населения среди которых лишь 14,7 млн (17,6 %) заняты в сфере малого и среднего предпринимательства [2].
Анализируя приведенные данные необходимо брать в расчет историю развития предпринимательства в разных странах и события повлиявшие на текущее состояние бизнес-среды.
В нашей стране в течении долгого времени приоритетным было развитие крупных предприятий, что для малых являлось существенным конкурентным барьером. Предпринимательская деятельность в СССР исключалась существовавшей плановой экономикой, а частная предпринимательская деятельность и вовсе расценивалась как преступная [8].
Таким образом, в Советском Союзе была уничтожена частная инициатива. И пока в Китае и США развивался дух свободного предпринимательства, в России весь накопленный опыт ведения бизнеса был потерян в советский период [4]. Ввиду государственных ограничений достижение европейского уровня не представлялось возможным.
В настоящее время развитие малого и среднего предпринимательства в России превратилось в одно из важнейших направлений политики государства. Малый и средний бизнес должен был заменить основные элементы советской экономики, управляемой отраслевыми министерствами и Госпланом. Но за 30 лет условия его деятельности по совокупным параметрам доступности капитала, налогообложения и административной среды ни разу не достигли уровня мировых лидеров [3].
Доля госсектора с учётом госкомпаний в экономике РФ в различных источниках (МВФ, ФАС России, аналитические центры) колеблется в диапазоне 40–70 %. В специальном докладе президента РФ Путина В. В. средняя оценка доли госсектора составляет 50 %, что в 2,5 раза больше сектора МСП. Можно сделать вывод, что сектор МСП на сегодняшний день не способен стать фундаментом для обеспечения экономической стабильности в стране.
Среди основных преград для масштабирования сектора МСП выделяют административные и экономические проблемы (рис. 2).
Можно обобщить, что экономические проблемы развития МСП являются внутренними проблемами конкретного предприятия, связанными с нехваткой у него информационных, финансовых, трудовых или других ресурсов на осуществление своей деятельности. В то время как административные проблемы связаны с барьерами, установленными органами власти, т. е. имеют бюрократический характер и встречаются на каждом этапе жизненного цикла предприятия.
Рис. 2. Основные проблемы развития МСП в РФ 11
Частые изменения в нормативно-правовых актах являются следствием несовершенства уже существующей обширной законодательной базы, что затрудняет работу МСП, так как требует постоянного мониторинга изменений, поиске ресурсов и последующей корректировке действий.
Сектор МСП создает материальные блага при расходовании ограниченного, малого числа ресурсов, максимально используя человеческий капитал. Вполне реальна ситуация, когда за всем процессом работы предприятия стоит один человек, что усугубляет ситуацию еще и воздействием человеческого фактора. Можно воспользоваться услугами профессиональных юристов, но не все, в малом бизнесе, могут позволить себе это.
Предприниматели сталкиваются с первыми проблемами уже на этапе регистрации в получении разрешений от государственных служб для ведения бизнеса, разрешение различных инстанции (пожарная инспекция, санэпидемстанция, Роспотребнадзор, миграционная служба и т. д.). Проблема заключается в чересчур больших перечнях правил, в большом количестве и ненадобности некоторых служб, так как многие из них выполняют похожие функции.
Ещё одной значимой преградой на пути к реализации показателей нацпроекта — несовершенство налоговой политики. Система налогообложения носит фискальный характер и преследует цель сбора большего количества налогов в бюджет, что лишает предприятия прибыли. Законодательством не учитывается сезонный характер работы некоторых предприятий, когда предприниматель может нести убытки и при этом должен заплатить налог [10].
Ко всему прочему, нормативно-законодательная база по своей структуре является достаточно тяжелым для восприятия материалом, что затрудняет доступность информации и как следствие приводит к тому, что субъекты МСП получают большое количество налогов, обязательных платежей, сборов, а также пени и неустойки за несвоевременные оплаты или допущенные ошибки [11].
Ставка НДС в 2019 году выросла с 18 % до 20 %, что на фоне слабого роста доходов населения и внедрения онлайн-касс ещё больше обострило проблемы предпринимательского сектора. В течение года число субъектов МСП сократилось в стране на 118 тыс. ед., а число занятых в секторе упало почти на полмиллиона человек [5].
Высокие налоги ведут к невозможности получения прибыли в соответствии с законодательством, что ведет к уходу предприятий в теневой сектор экономики. Низкая легитимность малого бизнеса, использование «серых схем» работы, занижение прибыли и уменьшение налоговых выплат одним предприятиям не дают возможности составить равную конкуренцию другим предприятиям, что вынуждает последние сходить с дистанции [10].
В период пандемии коронавируса в ряде регионов в целях предотвращения распространения заболевания были введены ограничения, значительно повлиявшие на спрос на услуги общественного питания, развлечений, туризма, beauty-индустрии. В отдельных регионах наблюдался режим самоизоляции. Все это оказало крайне негативное влияние на сектор малого и среднего предпринимательства. При этом обязательства уплаты налогов, социальных взносов, кредитов, аренды, заработной платы и иных платежей сохранились [7].
В апреле 2020 года российским государством были объявлены нерабочие дни с сохранением заработной платы работников. В феврале численность рабочей силы составляла 74,5 млн. человек, из ни 71,1 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью, а 3,4 млн. человек — как безработные. Тем самым, уровень безработицы в феврале 2020 года составил 4,6 % [9].
В целом перечень проблем малого бизнеса из года в год остается в том же формате. Изменяется только приоритетность тех или иных факторов. Однако в начале 2020 года экономика России столкнулась с чрезвычайными условиями, вызванные пандемий и вынужденным применением карантинных мер в целях контроля распространения коронавирусной инфекции, что привело к остановке деловой активности, обвалом цен на нефть, падением спроса на экспорт и как следствие обострение проблем развития сектора МСП.
Литература:
- Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте. — Текст: электронный // Официальный сайт ЕМИСС: [сайт]. — URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59206? (дата обращения: 07.06.2022).
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. — Текст: электронный // Официальный сайт Федеральная Налоговая Служба: [сайт]. — URL: https://ofd.nalog.ru/? (дата обращения: 07.06.2022).
- Специальный доклад президенту Российской Федерации 2021 «МСП/постковид Время для системных решений». — Текст: электронный // Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей доклад Президенту РФ: [сайт]. — URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 07.06.2022).
- Кудров, В. М. Мировая экономика / В. М. Кудров. — М.: Юстицинформ, 2009. — 512 c. — Текст: непосредственный.
- Баринова, В. А. Улучшение делового климата для МСП как ответ на текущий кризис и пандемию коронавируса / В. А. Баринова, С. П. Земцов, Ю. В. Царева. — Текст: электронный // Экономическое развитие России. — 2020. — № 7. — С. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uluchshenie-delovogo-klimata-dlya-msp-kak-otvet-na-tekuschiy-krizis-i-pandemiyu-koronavirusa (дата обращения: 07.06.2022)..
- Демидова, Н. Е. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития / Н. Е. Демидова, Е. В. Шершова. — Текст: непосредственный // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2020. — № 12. — С. 284–290.
- Земцов С.П, Царева Ю. В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса— Текст: электронный // Экономическое развитие России. 2020. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-sektora-malyh-i-srednih-predpriyatiy-v-usloviyah-pandemii-i-krizisa (дата обращения: 17.05.2022).
- Лукашевич Д. А. Становление и развитие законодательства СССР о предпринимательской деятельности — Текст: электронный // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-zakonodatelstva-sssr-o-predprinimatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.05.2022).
- Лапшина А. М., Анохина М. Е. Стратегии трансформации бизнеса в условиях пандемии COVID-19 — Текст: электронный // Стратегии бизнеса. 2020. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-transformatsii-biznesa-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 04.06.2022).
- Осовский С. В. Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России— Текст: электронный // Скиф. 2020. № 9 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-i-faktory-sderzhivayuschie-razvitie-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 12.05.2022).
- Рахманова М. С. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в российской федерации— Текст: электронный // Территория новых возможностей. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.05.2022).