В статье произведен анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних в сфере компьютерной информации. Рассмотрены особенности, которые присущи данному виду преступности. Выделяются наиболее распространённые преступные деяния, совершаемые несовершеннолетними в сфере компьютерной информации.
Ключевые слова: преступность, преступления в сфере компьютерной информации, состояние преступности, несовершеннолетние, криминологическая характеристика.
В современном обществе техника является неотъемлемым атрибутом жизни человека. Благодаря современным технологиям и гаджетам человек способен получать новые знания, общаться на значительном расстоянии с другими людьми и т. д. Научно-технический прогресс открыл множество возможностей для большинства людей, во многом улучшил и облегчил нашу жизнь. Но вместе с тем точно такую же возможность получают и преступники, которые используют информационные технологии для осуществления противоправных действий [3]. Одним из приоритетных направлений государственной политики является обеспечение информационной безопасности, которая напрямую связана с применением информационных технологий. Зачастую преступления в сфере компьютерных технологий совершаются несовершеннолетними. Таким образом, развитие сферы компьютерных технологий повлекло за собой негативные последствия, увеличилось количества преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе совершаемых несовершеннолетними.
Субъектом преступления, признаки которого закреплены в ст. 272 УК РФ, может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, то же самое касается и преступления, предусмотренного ст. 273 УК РФ. Исключение составляют ч. 3 ст. 272, ч. 2 ст. 273 и ст. 274 УК РФ. Однако не всегда субъектом указанных выше преступлений могут быть лица с высшим образованием, которые имеют соответствующую квалификацию и большой опыт работы в данной сфере. Зачастую практика показывает, что среди общей массы лиц, совершающих компьютерные преступления, есть и те, чей возраст не вписывается в понятие общего субъекта. Известны случаи, когда преступники не имели какого-либо технического опыта. Однако при общении с ними было установлено, что большинство имеют специальные знания относительно программного обеспечения и владеют некоторыми азами программирования. Уже в школе, и особенно в высших учебных заведениях, студенты изучают основы компьютерной науки. Как правило, указанные лица не имеют и криминального прошлого.
Исследование показывает, что технические специалисты (программисты, системные администраторы и т. п.) в общей массе компьютерных преступников составляют около 20 %, а вот студенты и учащиеся — 60 %; безработные и иные лица до 20 %. Удельное количество несовершеннолетних лиц составило до 60 % от общего числа компьютерных преступников в разные годы [2, с. 128–129]. Как правило, компьютерными преступниками являются лица мужского пола. Также следует отметить, что к особенностям преступлений в сфере компьютерной информации, совершаемые несовершеннолетними, можно отнести единоличный характер и высокий уровень латентности.
Необходимо выделить следующие способы совершения преступлений в сфере компьютерной информации несовершеннолетними, так и с помощью несовершеннолетних:
Во-первых, необходимо обратить внимание на то, что уровень знаний компьютерной техники, а также владение информационно-коммуникационной сетью «Интернет» подростками давно превосходит знания школьных уроков информатики, что позволяет им самостоятельно не только пользоваться технологиями, но и посягать на компьютерную информацию и иные виды охраняемой законом информации. Среди самых распространенных незаконных действий несовершеннолетнего, использующего компьютерную технику, можно выделить следующие: получение неправомерного доступа к охраняемой законом информации; «взлом» страниц в различных социальных сетях; совершение кибератак; создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ; нарушение авторских, смежных, изобретательских, патентных прав; публикацию на профилях страниц в социальных сетях информации, которая публично оправдывает терроризм или экстремистскую деятельность; получение несанкционированного доступа к различным игровым ресурсам; осуществление кибертравли. На сегодняшний день уже имеются практические примеры совершения подростками преступлений в сфере компьютерной информации. Так, школьники из Новосибирска с помощью специальной программы получили доступ к логину администратора и пароля от системы электронного дневника. А затем в течение месяца исправляли оценки себе и своим одноклассникам по их просьбе [6]. Стоит заметить, что введение системы дистанционного обучения способно повысить интерес школьников к нарушению действующего законодательства в части, касающейся деяний, предусмотренных ст. 272 УК РФ.
Во-вторых, некоторые преступления в сфере компьютерной информации могут совершаться с помощью несовершеннолетних посредством их вовлечения в преступную деятельность. В данном случае речь может идти, как и о различных видах мошенничества в сети Интернет, так и о преступлениях в сфере компьютерной информации. В таких преступлениях несовершеннолетний может быть как исполнителем, так и непосредственно пособником совершения преступления, например, предоставляя какую-либо информацию самому преступнику. Примером вовлечения подростков в совершение преступления в сфере компьютерных технологий является вовлечение последних в экстремистские группы, созданные в социальных сетях. Особенность таких преступлений заключается в том, что подростки, как правило, не интересуются идеологией такой группы, фактором привлечения здесь служит различные лозунги и привлекательная внешняя атрибутика. Также часто несовершеннолетние недооценивают опасности подобных групп, для подростков это просто приятное времяпровождение в кругу сверстников [4]. Вовлеченные в экстремистскую деятельность подростки совершают преступные действия, а именно: размещение по просьбе организаторов на своих страницах призывов к межнациональной розни, завуалированных под невинные картинки или фотографии, которые, как считает подросток, «просто должны набрать максимальное количество «лайков»; обращение к своим друзьям в социальных сетях с просьбой прокомментировать ту или иную информацию экстремистского содержания; рассылка в форумы информации экстремистского содержания в форме спама и другие виды деятельности. Также известны неоднократные случаи продажи наркотических и психотропных веществ посредством так называемого темного сегмента Интернета. Торговая площадка «Гидра» (Hydra), ставшая еще популярнее после закрытия RAMP (Russian Anonymous Marketplace, или Российская анонимная торговая площадка), позволяет несовершеннолетним распространять запрещенные вещества.
Таким образом, в связи с тем, что преступления с использованием компьютерной техники стали доступны не только людям, имеющим специальные познания в данной области, но и несовершеннолетним, возрастает необходимость предупреждения подобного вида преступлений, совершаемых подростками.
Одним из направлений предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации, совершаемые несовершеннолетними, является информирование общественности, в том числе и несовершеннолетних об уголовной ответственности за вышеуказанные преступления. При этом информировать нужно и о самих действиях, которые подлежат наказанию, поскольку подросток, совершая определённые действия с помощью технологий и сети «Интернет», может не осознавать, что данные действия являются преступными. Так, например, подростки зачастую стремятся получить незаконный доступ к различным игровым ресурсам, но при этом не осознают противоправность своих действий. Такие деяния наиболее характерны именно для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Информирование об ответственности за преступления в вышеуказанной сфере должно происходить не только в школах, но и в средствах массовой информации с помощью показов специальных кинофильмов и видеороликов, где будут освещены преступления в сфере компьютерной информации, недопустимости получения чужих персональных данных с помощью компьютерной техники, а также последствиях противоправной деятельности.
Также не менее важно задействовать родителей подростков в противодействии таким преступлениям. Родители дополнительно могут проводить беседы со своими детьми о том, как правильно пользоваться компьютерными технологиями, что можно делать, а что нельзя и об угрозах, существующих в сети «Интернет».
Кроме того, одним из важнейших субъектов предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации являются правоохранительные органы. Так, в рамках всероссийской профилактической акции для детей «Безопасный Интернет детям» информируются школьники. Так, официальный представитель МВД России Ирина Волк, сотрудники УОС МВД России и Управления «К» провели урок, посвященный проблемам кибербезопасности, в одной из столичных школ [5].
Таким образом, развитие компьютерных технологий упростило не только нашу жизнь, но и дало толчок развитию преступности в сфере компьютерной информации. С каждым годом наблюдаются изменения качественных и количественных характеристик компьютерных преступлений несовершеннолетних, что свидетельствует об общем повышении общественной опасности совершаемых подростками преступлений. Примечательно, что субъектом преступления в вышеуказанной сфере являются не только лица с высшим образованием, которые имеют соответствующую квалификацию и большой опыт работы в данной сфере, но и обычные подростки, учащиеся в школе или в других образовательных учреждениях. Как правило, несовершеннолетние, которые попали под признаки субъекта того или иного преступления, предусмотренного гл. 28 УК РФ, не имеют преступного прошлого и совершают преступления в силу незнания закона, например, когда подросток не осознает, рассчитывая на анонимность, что «взлом» страницы в социальных сетях является противоправным действием и влечет уголовную ответственность. Для предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации, совершаемые несовершеннолетними необходимо задействовать специалистов, которые смогут объяснить подростку опасность таких преступлений доступным и понятным способом. В освещении вопросов связанных с преступлениями в ранее указанной сфере также, безусловно, должны быть задействованы родители, педагоги, правоохранительные органы и средства массовой информации, что поможет снизить уровень данного вида преступности среди несовершеннолетних.
Литература:
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100699/
- Баранов В. В. Телекоммуникация и киберпространство как средство преступления экстремистской и террористической направленности // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 1 (53).
- Евдокимов К. Н. Проблемы квалификации и предупреждения компьютерных преступлений: монография / К. Н. Евдокимов. — Иркутск: Иркутский юрид. ин-т (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2009. — 171 с.
- Мельникова Д. П. Правовое регулирование экстремистской деятельности в сети Интернет. URL:http://www.scienceforum.ru/2013/151/2191
- Безопасный Интернет детям. URL: https://мвд.рф/безопасный интернет-детям
- Школьникам из Новосибирска грозит тюремный срок за взлом электронного журнала. URL: https://www.1tv.ru/ news/2017–11–03/335598-shkolnikam_iz_novosibirska_grozit_tyuremnyy_srok_za_vzlom_elektronnogo_zhurnala