The article is devoted to a systematic analysis of the current state and prospects for the development of domestic anti-corruption policy. It is emphasized that in the conditions of globalization, when corruption acquires a transnational character and poses a real threat to Russia's national security, the formation of effective measures to counteract its manifestations in general and in public authorities in particular, becomes one of the key directions of domestic public policy. Attention is drawn to the fact that, despite the measures taken by the state to improve the anti-corruption mechanism, the need to find new optimal models for the implementation of anti-corruption policy is still an urgent task, necessitating further scientific analysis of the problem raised. Based on the results of the study, an attempt has been made to formulate scientifically sound proposals aimed at improving the anti-corruption policy implemented in the form of anti-corruption education of government officials and citizens.
Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption policy, anti-corruption legislation, anti-corruption measures, anti-corruption measures, National Anti-Corruption Plan.
В условиях глобализации коррупция, обретающая все большие масштабы во всем мире, обретает транснациональный характер и представляет угрозу национальной безопасности государств. Учитывая, что Россия ежегодно входит в число стран с высоким уровнем индекса восприятия коррупции, необходимость поиска новых оптимальных моделей реализации антикоррупционной политики по-прежнему является актуальной задачей, обуславливающей необходимость дальнейшего научного анализа затронутой проблемы.
Поскольку коррупция негативно влияет на сферы жизнедеятельности общества и государства, меры противодействия ей должны носить комплексный системный характер.
Как справедливо отмечает Н. А. Петухов, эффективная реализация задач, поставленных перед органами государственной власти Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», имеющих своим назначением развитие Российской Федерации, не представляется возможной без оптимальной организации и функционирования органов государственной власти, что обуславливает необходимость снижения существующего уровня коррупции» [2, с. 6].
Деструктивный характер коррупции в сфере государственной власти выражается в подрыве авторитета органов государственной власти, снижении степени доверия со стороны граждан к представителям органов государственной власти. Так, по данным социологического опроса, проведенного Аналитическим Центром «Левада-центр» (далее — «Левада-центр»), по мнению большинства россиян, «2020 год должен был ознаменоваться громкими коррупционными скандалами и отставками министров. Кроме того, более двух третей россиян (68 %) считают получение взяток чиновниками и их аресты проявлением всеобщего разложения и коррумпированности власти и лишь 22 % — единичными и нетипичными для страны явлениями» [3].
Данные приведенного социологического опроса свидетельствуют о том, что граждане выражают убежденность в коррумпированности представителей органов государственной власти и прогнозируют, что количество коррупционных скандалов с каждым годом будет неуклонно расти, либо сохраняться на прежнем высоком уровне. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что авторитет органов государственной власти подорван и чтобы, восстановить доверие к представителям органов государственной власти, потребуется немало усилий, направленных на формирование и реализацию эффективных мер противодействия коррупции.
Содержание государственной антикоррупционной политики образует комплекс мероприятий, реализуемых в разных сферах жизнедеятельности государства и общества, в числе которых, особое значение отводится мероприятиям, направленным на предупреждение и пресечение коррупции в органах государственной власти.
В научной литературе справедливо высказывается мнение о том, что «одним из факторов эффективного противодействия коррупции является предупреждение причин и условий ее возникновения» [4, с. 71].
Таким образом, при формировании комплексных системных мер по реализации антикоррупционной политики государством должны разрабатываться мероприятия, направленные на выявление детерминации коррупции и ее предупреждение. Одним из ключевых направлений предупреждения коррупции выступает формирование у граждан устойчивой отрицательной позиции относительно всех форм коррупционных проявлений.
Обозначенное направление предупреждения коррупции приобретает особую актуальность в условиях нынешней ситуации, сложившейся в российском обществе. Так, по данным социологического опроса, проведенного «Левада-центром», «абсолютное большинство россиян (62 %) осуждает взятки в целом, но считает допустимым блат, подарки учителям и вознаграждения врачам. Это мнение в обществе стабильно, хотя за последние 13 лет люди стали менее уверены в своем одобрении низовой коррупции» [3].
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, представляется важным отметить, что одним из перспективных направлений современной отечественной антикоррупционной политики, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» выступает «совершенствование просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания (раздел 5)» [5].
Реализация обозначенного направления антикоррупционной политики приобретает особую актуальность в условиях глобальной цифровизации. Так, в настоящее время в научном мире исследуются и разрабатываются предложения по реализации антикоррупционного просвещения должностных лиц органов государственной власти как элемента цифровизации государственного управления [1, с. 285].
Представляется, что в условиях цифровизации, эффективной формой предупреждения коррупции в целом и в органах государственной власти, в частности, будет являться антикоррупционное просвещение посредством использования электронных памяток-приложений для должностных лиц органов государственной власти, а также для граждан.
Полагаем, что в силу мобильности, доступности для широкого круга пользователей подобные памятки будут востребованными и эффективными. В содержание подобных памяток целесообразно включать краткое изложение основных понятий, образующих содержание антикоррупционной политики, ссылки на нормативно-правовые акты, образующие правовую основу антикоррупционной политики, полезные ссылки на сайты органов государственной власти, к которым следует обращаться в случае возникновения коррупционных проявлений, с возможностью получения онлайн-консультаций и подачи электронных обращений.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в целом современная национальная антикоррупционная политика оценивается нами как эффективная, но требующая поиска современных оптимальных моделей реализации, поскольку коррупция в современном обществе трансформируется и ставит перед государством и обществом новые вызовы, требующие адекватной реакции. Представляется, что в условиях современного цифрового общества обозначенное направление реализации национальной антикоррупционной политики является перспективным и требует дальнейшего углубленного научного анализа и технологической разработки.
Литература:
1. Голоманчук Э. В., Астафурова О. А., Омельченко Т. А. Антикоррупционное обучение государственных и муниципальных служащих как элемент цифровизации государственного управления // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 284–290.
- Петухов Н. А. Вступительная статья к сборнику научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Предупреждение коррупции в органах государственной власти Российской Федерации» // Предупреждение коррупции в органах государственной власти Российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н. А. Петухова, Е. В. Рябцевой. Симферополь: ИТ «Ареал», 2020. 220 с.
- Россияне ждут от 2020 года коррупционных скандалов и отставок в правительстве // «Левада Центр» Аналитический Центр Юрия Левады: сайт. URL: https://www.levada.ru/2020/01/13/rossiyane-zhdut-ot-2020-goda-korruptsionnyh-skandalov-i-otstavok-v-pravitelstve/ (дата обращения: 02.06.2022).
- Сутурин М. А. К вопросу о детерминации коррупции // Предупреждение коррупции в органах государственной власти Российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н. А. Петухова, Е. В. Рябцевой. Симферополь: ИТ «Ареал», 2020. 220 с.
- Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» // СЗ РФ. 2018. 02 июля. № 27. Ст. 4038.