The article provides a comprehensive system analysis of the impact of digitalization on the improvement of anti-corruption mechanisms in public authorities of the Russian Federation. It is noted that one of the unconditional advantages of digitalization is that the introduction of the latest achievements in the field of IT technologies in the field of public administration serves as an effective mechanism for preventing corruption in public authorities. Based on the opinions of scientists, the author comes to the conclusion that the digitalization of public administration serves as an effective measure to ensure a high level of openness, transparency and impartiality of public administration. It is emphasized that the use of modern IT technologies in the activities of public authorities contributes to the identification of corruption-related links, schemes and relationships, and, as a result, increases the effectiveness of the implementation of the state anti-corruption policy.
Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption policy, anti-corruption measures, anti-corruption measures, digitalization of public administration.
В условиях глобальной цифровизации, проникающей во все функциональные сферы реализации государственной политики, большие надежды возлагаются на перспективы использования IT-технологий в борьбе с коррупцией в органах государственной власти.
Как справедливо отметил В. В. Путин, «одним из безусловных преимуществ цифровизации является то, что внедрение новейших достижений в области IT-технологий в сферу государственного управления, служит эффективным механизмом предупреждения коррупционных проявлений в органах государственной власти» [7].
Позиция главы государства нашла поддержку и среди представителей бизнес-сообщества, в частности, глава Сбербанка Г. Греф подчеркнул, что цифровизация потенциально может выступать в качестве действенного механизма, который позволит искоренить коррупцию, поскольку IT-технологии позволяют повысить уровень прозрачности управленческой деятельности, а любое управленческое решение, размещенное в открытом доступе может быть подвергнуто экспертному анализу и объективной правовой оценке» [3].
На необходимость использования достижений цифровизации в качестве эффективной меры совершенствования механизмов борьбы с коррупцией обращают внимание и представители отечественной юридической доктрины. В частности, анализируемой теме, посвящены исследования Н. А. Артамонова, С. А. Воронцова, А. Г. Кравченко, А. Ю. Мамычева и А. И. Овчинникова [1,2,4].
Представляется справедливой позиция С. А. Воронцова относительно того, что «использование достижений IT-технологий способствует внедрению в процессы государственного управления и осуществления публичного контроля ранее недоступных приемов и способов» [2, с. 47].
Использование цифровых технологий способствует минимизации личных контактов представителей государственной власти и граждан, обезличиванию публичных правоотношений, сменяемости должностных лиц при оказании государственных услуг или выполнении государственных функций, автоматизации процессов оформления документов, промежуточных решений и т. п.
В научной литературе отмечается, что «если ранее противники политики горизонтальной кадровой ротации придерживались мнения о неизбежном снижении эффективности деятельности представителей государственной власти, увеличении экономических издержек бюджета, то в условиях современной правовой действительности все чаще практика государственной службы применяет ротацию на основании ст. 60.1. Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как технологию противодействия коррупции» [5, с. 20].
Вместе с тем, как справедливо подчеркивает А. И. Овчинников, «примирение двух позиций относительно целесообразности ротации кадров в системе государственной власти как технологии противодействия коррупции потенциально может цифровая ротация по ряду должностей, где информационно-коммуникационные средства позволяют осуществлять госслужащим свои трудовые функции без потери их эффективности» [6, с. 159].
Развитие современных IT-технологий позволяет обеспечивать прозрачность системной характеристики взаимодействия субъектов общественных отношений, что позволяет посредством массивов Big Data осуществлять антикоррупционный контроль за деятельностью должностных лиц органов государственной власти. Обозначенные инструментальные возможности IT-технологий позволяют из фрагментарных данных сформировать целостное представление относительно системной коррупционной деятельности должностных лиц органов государственной власти.
Кроме того, современные IT-технологии позволяют осуществлять автоматизированный учет статистических данных множества показателей коррупционных отношений, в частности, информации относительно потенциальных коррупционных отношений (конфликта интересов), относительно возникающих коррупционных рисков, статистики коррупционных правонарушений в привязке к конкретному объему полномочий должностных лиц органов государственной власти.
Реализация вышеперечисленных мер способствует осуществлению объективной правовой оценки коррупционных рисков, присущих определенным должностям органов государственной власти.
Подводя итог проведенному анализу перспектив использования современных IT-технологий в деятельности органов государственной власти, представляется важным отметить, что они способствуют выявлению коррупциогенных связей, схем и отношений, и, как следствие, повышает эффективность реализации государственной антикоррупционной политики.
Литература:
- Артамонов А. Н. Государственное управление: совершенствование механизмов противодействия коррупции // Право: история и современность. 2019. № 1. С. 72–78.
- Воронцов С. А. О проблемах противодействия коррупции в современной России и возможных направлениях повышения эффективности антикоррупционной деятельности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 1 (92). С. 46–49.
- Греф Г. Цифровизация — единственный способ борьбы с коррупцией. URL: https:// www.vestifinance.ru/articles/113176 (дата обращения: 02.06.2022).
- Кравченко А. Г., Овчинников А. И., Мамычев А. Ю., Воронцов С. А. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 52–63.
- Ноздрачев А. Ф. Институт ротации в системе государственной гражданской службы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 5. С. 5–22.
- Овчинников А. И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 158–170.
- Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. № 46. 02.03.2018.