В статье анализируется назначение прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан и ее место в системе государственных органов. Анализируются нормы Конституции РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» с учетом последний изменений.
Ключевые слова: прокуратура, защита прав, орган государственной власти, государственный механизм, прокурорский надзор.
Прокуратура Российской Федерации является важнейшим институтом в системе государственного механизма один из важных институтов в государственном механизме. Это связано с тем, что ее деятельность направлена на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиты прав и свобод человек и гражданина, обеспечения государственных и общественных интересов. Еще одним признаком организации деятельности прокуратуры выступает ее многофункциональность, воздействие на широкий круг общественных отношений.
Все вышеуказанные особенности функционирования прокуратур свидетельствует о важности качественной правовой регламентации ее деятельности. В первую очередь, речь идет о Конституции Российской Федерации 1993 года и специальном законодательстве [5, с. 4].
В современный период основным правовым актом, регламентирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который был принят в 1992 году. Данный законодательный акт имеет правозащитную направленность. При этом прокуратура является также важным государственным органом в системе разделения властей, поскольку способствует согласованное функционированию всех органов власти, а также обеспечивает их эффективное взаимодействие.
Место прокуратуры в системе разделения властей имеет важное значение для определения ее роль, функций, организации ее деятельности.
До внесения изменений в ст. 129 Конституции РФ (до 04 июля 2020 года) система функций прокуратуры вообще не закреплялась, а также не было определено ее место в иерархии государственных органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина с учетом социально-правовой значимости ее деятельности.
После внесения поправок Конституцию РФ, в ч.1 ст. 129 предусмотрено, что «прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции». В ч.1 ст. 129 Конституции РФ определено, что «полномочия прокуратуры, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом».
Важное значение также имеет то, что глава 7 Конституции РФ, в которую входит ст. 129 также была переименована. Если ранее она именовалась как «Судебная власть», что вызывало дискуссию о месте прокуратуры в системе органов государственной власти, в том числе к судебной, то теперь новое наименование «Судебная власть и прокуратура» разногласия не вызывает. Данный подход свидетельствует о том, что роль прокуратуры не до конца понималась создателями Основного закона, не было определено ее место в системе правоохранительных и судебных органов.
При этом, несмотря на существенные изменения норм Конституции РФ, место прокуратуры в системе разделения властей также остается дискуссионным.
В ст. 10. и 11 Конституции РФ прокуратура, как единый федеральный централизованный орган государственной власти не указан в качестве самостоятельного органа в системе разделения властей.
Роль, основные функции и полномочия прокуратуры РФ таковы, что эту единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор, не представляется возможным отнести ни к одной самостоятельной ветви государственной власти, установленной в ст. 10.
В теории вопрос о том, является ли прокуратура самостоятельным независимым федеральным централизованным органом государственной власти в системе разделения ветвей власти, остается дискуссионным многие годы.
Так, одни ученые считают, что прокуратура является государственным органом с особым конституционным-правовым статусом [3, с. 215], другие относят ее к четвертой ветви власти, осуществляющей контрольно-надзорную функцию [2, с. 14]. Есть мнения, что прокуратура относится к законодательной или исполнительной власти, а также то, что она не относится ни к одному органу государственной власти [1, с. 71].
Как указывает В. Е. Чиркин, прокуратура является органом с особым конституционно-правовым статусом. Она относится к контрольной власти, которая не подчиняется никакой другой власти и осуществляет определенный вид деятельности — обеспечивает общий надзор за законностью, за соблюдением право и свобод человека и гражданина, следит за точным и единообразным исполнением законодательных актов. В случае обнаружения нарушения, прокуратура предпринимает меры реагирования в отношении лица или органа, нарушившего закон с требованием устранить нарушение или не допускать его [4, с. 178].
В действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен в качестве самостоятельного направления функциональной деятельности прокуратуры, что является подтверждением важного значения ее правозащитной роли на современном этапе государственно-правового развития нашей страны. Правозащитный потенциал прокуратуры проявляется как в разноплановой деятельности по надзору за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и в значительной профилактической направленности проводимых надзорных мероприятий в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.
Анализируя роль прокуратуры в государственном механизме защиты конституционных прав граждан, следует отметить, что реализация полномочий данного органа является эффективным рычагом воздействия на орган или лицо, совершающего нарушения в данной сфере в целях соблюдения прав и свобод граждан, закреплённых на конституционном уровне.
Действенность мер реагирования прокуратуры обусловлена совокупностью факторов.
Во-первых, прокуратура осуществляет внешний надзор, она не связана какими-либо корпоративными интересами с объектами надзора. Внутренний контроль и надзор все же предполагает наличие корпоративных взаимосвязей между субъектом и объектом надзора и контроля.
Во-вторых, акты прокурорского реагирования обязательным для исполнения всеми поднадзорными объектами, без исключения
В-третьих, акты прокурорского реагирования обеспечены принудительной силой государства.
В-четвертых, неисполнение актов прокурорского реагирования или исполнение их в нарушение сроков, влечет за собой привлечение виновных лиц к ответственности.
Прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры, функции которых направлены также на защиту прав и свобод человека и гражданина, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. Необходимо правильно выбрать приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности и являются основными. Они реализуются с помощью надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, определяют роль органов прокуратуры в определенные периоды [5, с. 4].
Итак, отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института. С целью устранения неопределенности в положении прокуратуры в государственном механизме без преувеличения требует конституционно-правового внимания и может быть реализовано в рамках очередных изменений Конституции РФ. Однако это требует серьезной научной основы, а также учета эволюции конституционно-правового регулирования организации и деятельности отечественной прокуратуры. Полагаем возможным и вполне закономерным отразить на высшем конституционном уровне целевое назначение, состоящее в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности и правопорядка, защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства.
Литература:
1. Бывальцева С. Г. Конституционно-правовой статус прокуратуры: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 71.
2. Мельников Н. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2. С. 14–18.
3. Смирнов А. Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 1. С. 215–221.
4. Чиркин В. Е. Государствоведение. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрист, 2012. 382 с.
5. Щерба С. П., Решетникова Т. А. Конституционные новеллы о системе и иерархии функции прокуратуры // Законность. 2021. № 4. С. 3–6.