Ключевые слова: первоклассник, школа, обучение, отношения, подготовка, трудности, ребенок, школьная жизнь, период вхождения, психологическая помощь, уровень адаптации, обследование первоклассников
В современных условиях все более возрастает значение трудностей первоклассников в период вхождении в школьную жизнь. Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития. Первоклассник должен быть готов к обучению в школе в физиологическом и социальном плане, достигнув определенного уровня умственного, волевого и эмоционального развития. Ребенок должен быть эрудированным, иметь багаж знаний об окружающем мире, понимать основные понятия.
Главная трудность, которая возникает перед первоклассниками и всеми взрослыми — педагогами, родителями — это проблема включения ребенка в новые условия жизни. Переход ребенка-дошкольника к школьному возрасту — это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Переход от старшего дошкольного возраста к школьному является поворотным пунктом в развитии детской личности.
Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Ребенок познает человеческие отношения, общественные функции и различные виды деятельности. У детей возникает желание включаться во взрослую жизнь, участвуя во всех сферах активнее, чем в дошкольном возрасте, но взрослая жизнь детям пока недоступна. Ребенок стремиться к самостоятельности. Как следствие такого противоречия возникает самостоятельная деятельность детей, которая формирует жизнь взрослых.
Все это способствует изменению самосознания ребенка, что приводит к перестройке потребностей и побуждений, приводит к переоценке ценностей и значимое уходит на второй план. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Возникает кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Ценным оказывается все, что относится к школе и учебной деятельности, игры становятся не таким важным. Происходит активное развитие самооценки.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Проявляется негативная симптоматика, свойственная всем переходным периодам: негативизм, упрямство, строптивость и т. д.
Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. Оценить уровень готовности ребенка к школе позволяют различные методики.
Недостаточный уровень адаптации к школьному обучению, коллективу и особенно негативный психологический климат в классе приводят к появлению у детей невротических реакций, снижению их самооценки и способствует развитию детских неврозов. Во многих случаях они могут быть следствием эмоциональной или психосоциальной депривации, то есть систематического угнетения, неудовлетворения жизненно важных потребностей. [3]
Поэтому была разработана процедура диагностики первоклассников в период вхождения в школьную жизнь, включающая следующие этапы:
1) Опрос родителей и учителей, чтобы составить представление о первоклассниках.
2) На следующем этапе исследования дети обследовались по нескольким методикам, которые позволили оценить состояние первоклассников в период вхождения в школьную жизнь.
2.1. Методика Т. А. Нежновой, которая позволяет определить мотивационную готовность к школе первоклассников.
2.2. Методика «Рисунок человека» А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман — один из наиболее используемых диагностических методов, которая позволяет оценить готовность детей к школе в понятной для них форме.
2.3. Методика «Графический диктант» автора Д. Б. Эльконин направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого.
2.4. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
Таким образом, на основе полученных данных по методикам можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить три группы таких детей: первоклассники без проблем в адаптации; первоклассников с недостаточным уровнем адаптации; первоклассников с частичной адаптацией.
С помощью методик было проведено обследование первоклассников в период вхождения в школьную жизнь, которое проводилось в сентябре-октябре 2021 года МОУ СОШ № 5 г. Балашиха.
Основной целью исследования стало выявление особенностей и проблем адаптации первоклассников в период вхождения в школьную жизнь.
В исследовании приняли участие учащиеся первого класса — 26 детей в возрасте 6,7–7,2 года, из них 13 мальчиков и 13 девочек. Не все дети воспитываются в полных семьях. У 11 детей есть старшие братья и сестры. У 8 первоклассников есть и младшие, и старшие братья и сестры.
Опрос родителей показал, что у большинства (62 % — 16) детей изредка имеют место функциональные нарушения, 23 % (6) у детей имели место заболевания, либо наблюдается психосоматическая симптоматика; психосоматических симптомов или заболеваний не наблюдается у 15 % (4) детей.
Дальше был осуществлен экспертный опрос учителя первого класса. Полученная информация вместе с учителем разбита на следующие три категории:первоклассник усваивает школьную программу полностью — 35 % — 9 детей; первоклассник усваивает школьную программу частично — 54 % — 14 детей; первоклассник не усваивает школьную программу — 11 % — 3 детей.
На втором этапе диагностики в рамках нашего исследования была проведена диагностика по четырем методикам, чтобы всесторонне оценить состояние первоклассников. В результате анализа сопоставления показателей учащихся первого класса можно сделать вывод, что общий уровень адаптации у 50 % (13) детей — достаточный, у 19 % (5) первоклассников — частичный, 31 % (8) — недостаточный (дезадаптация). Данные результаты соотносятся с опросами родителей и учителя, так как дети, которых учитель выделил как не усваивающих школьную программу, были выделены и родителями.
Рис. 1. Результаты диагностики первоклассников
Опираясь на результаты диагностического исследования, учитывая возраст детей, была разработана модель психологической помощи первоклассникам. В модели использовались следующие методы психологической помощи:
1) музыкотерапия, т. е. детям предлагалось послушать и пообсуждать различные произведения. При этом использовались как классические произведения, так и современные песни;
2) сказкотерапия — это метод, помогающий первокласснику сконцентрироваться на своей проблеме;
3) групповые обсуждения какого-либо спорного вопроса, которое помогает прояснить мнения, установки и взгляды первоклассников в процессе непосредственного общения;
4) метод «незаконченных предложений», который позволяет получить информацию о реальности первоклассника, его субъективную позицию по тому или иному вопросу [4];
5) психодрама — это метод, в котором первоклассники продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения.
6) арт-терапия используется как метод коррекции эмоциональных состояний. Первоклассники в процессе творческой деятельности находит решения имеющихся проблем, учится самостоятельно конструировать собственную жизнь. [2]
Всего было проведено 18 занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут.
Апробация вариантов психологической помощи первоклассникам в период вхождения в школьную жизнь, проводилось после диагностики и выявления проблем у первоклассников в январе-апреле 2022 года МОУ СОШ № 5 г. Балашиха.
Работа осуществлялась с детьми, которые показали недостаточный уровень адаптации. Таких первоклассников было выявлено 8 человек. При этом среди них 7 мальчиков и 1 девочка. После проведения всех занятий первоклассников обследовали по тем же методикам.
Большинство в группе детей с проблемами при вхождении в школьную жизнь составляют мальчики (88 %) и одна (12 %) девочка. Один мальчик (12 %) воспитывается в неполной семье, остальные дети (7–88 %) воспитываются в полных семьях. Среди 8 первоклассников есть ребенок (1–12 %) из многодетной семьи и трое первоклассников (37 %) являются единственным ребенком в семье. Только у девочки (1–12 %) есть младшая сестра, у 4 мальчиков (50 %) есть старшие братья и сестры.
Для психологической помощи первоклассникам использовались такие методики:
— прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
— сказкотерапия;
— элементы групповой дискуссии;
— метод «незаконченных предложений»;
— психодрама (имитационные и ролевые игры);
— арт-терапия.
Следует отметить, что проводить с каждым ребенком занятия не представлялось возможным из-за малого количества времени, поэтому занятия были групповыми. Также был расставлен рейтинг методик для каждого ребенка, по тому как ребенок принимал участие. Чтобы определить какая методика лучше всех подошла детям в нашем исследовании, были сложены ранги по каждой методике. Наименьшее число указывает на методику для детей, которая лучше всего подходит детям. Исходя из результатов анализа, наилучшими методиками для работы с первоклассниками является арт-терапия и сказкотерапия
Вначале все первоклассники не очень активно участвовали в занятиях. Наибольшую трудность при выполнении заданий вызывали те, где необходимо было вести дискуссии или обсуждать какие-либо проблемы. Очень часто в процессе ролевых игр первоклассники спорили, не могли правильно сформулировать свою мысль, донести до других свою позицию, не могли аргументировать свою позицию. Первоклассники не умели играть в простые игры. Наибольший восторг у первоклассников вызывала арт-терапия. Кроме одного ребенка, ему категорически не нравилось рисовать, часто он игнорировал вопросы психолога. С неохотой дети лепили из пластилина, им тяжело давалось катать маленькие детали, соединять между собой, дети не могли создать форму изделия.
После проведения одного цикла всех занятий все первоклассники включились в работу. Им стала нравиться общаться в малой группе. Первоклассники стали охотнее участвовать в дискуссиях, их высказывания стали более позитивными.
После проведения всех занятий первоклассников обследовали по тем же методикам.
За короткий период времени у 3 (38 %) первоклассников уровень адаптации к школе поднялся значительно. Теперь эти дети не испытывают проблем в школе, им комфортно, они научились общаться со сверстниками. У 5 (62 %) первоклассников остались проблемы адаптации к школе. С этими детьми можно продолжить работу, но скорее всего эти дети и самостоятельно смогут привыкнуть школьной жизни.
Таким образом, как показала апробация, после применения модели психологической помощи первоклассникам с выявленными проблемами в период вхождения в школьную жизнь, у этих детей произошли сдвиги в уровне адаптации: показатели низкого уровня адаптации выросли после проведения занятий в рамках модели.
Литература:
- Бережковская, Е. Л. Психическое и личностное в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Е. Л. Бережковская. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskoe-i-lichnostnoe-v-razvitii-rebenka-pri-perehode-ot-doshkolnogo-k-mladshemu-shkolnomu-vozrastu-1 (дата обращения: 20.05.2022).
- Вальдес, М. С. Арт-терапия как метод преодоления эмоционального стресса / М. С. Вальдес. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-metod-preodoleniya-emotsionalnogo-stressa (дата обращения: 20.05.2022).
- Крайникова, Т. А. Блочно-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению / Т. А. Крайникова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blochno-modulnaya-programma-okazaniya-psihologicheskoy-podderzhki-emotsionalnogo-razvitiya-pervoklassnikov-na-etape-adaptatsii-k (дата обращения: 6.05.2022).
- Маслова, Л. Методика незаконченных предложений Сакса — какова область её применения / Л. Маслова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://samka.co/psihologiya/metodika-nezakonchennyh-predlojeniy-saksa-kakova-oblast-ee-primeneniya/ (дата обращения: 15.05.2022).
- Рамазанова, Э. А. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / Э. А. Рамазанова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-pervoklassnikov-v-period-adaptatsii-k-shkole (дата обращения: 15.05.2022).