Самоотношение старших подростков с различными типами привязанности к матери | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 09.06.2022

Статья просмотрена: 511 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Д. В. Самоотношение старших подростков с различными типами привязанности к матери / Д. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92830/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: самоотношение старших подростков, ранняя юность, тип привязанности к матери, психологическое благополучие.

Актуальность темы исследования

Множество эмпирических исследований подтверждают, что правильно сформированная привязанность является хорошим прогностическим фактором развития здоровой, социально развитой личности. Через отношение к себе значимого взрослого (объект или фигура привязанности), осуществляющего за ним уход, ребенок, как персона или субъект привязанности, воспринимает себя. Многие авторы изучали проблему самоотношения: С. Р. Пантилеев, Е. Т. Соколова, В. В. Столин и другие. Вопрос роли качественных особенностей привязанности к матери в процессе становления самоотношения в старшем подростковом возрасте остается малоизученным.

Значимость данного исследования определяется тем, что формирование отношений с близким окружением (в первую очередь с матерью) — не автономный линейный процесс развития. С самого момента рождения — это процесс, сопряжённый со становлением у ребёнка его образа «Я», отношения к себе и к миру, ощущения собственной значимости и самоценности. Активное развитие компонентов самоотношения приходится на период ранней юности и обусловлено как большей способностью понимать себя и уверенностью в себе, так и референтным окружением [1].

Первоначально содержание самоотношения ребенка наполняется спецификой отношений к нему людей из семейного круга, при этом эмоциональные связи видоизменяются вместе с возрастом. Это создаёт необходимость рассмотрения самоотношения подростков в период ранней юности, характера его связи с привязанностью к матери и определяют актуальность выбора темы нашей магистерской диссертации.

Становление личности неразрывным образом связано с включением индивида в систему окружающих его отношений. Формирование отношения личности к себе — непрерывный, динамический процесс, а само самоотношение является ключевым звеном психических процессов во внутреннем мире личности [5, 7, 8].

Позитивное самоотношение характеризуется энергичностью и самостоятельностью индивида, верой в собственные возможности, оптимистическим видением успешности результатов своей деятельности в неопределённой ситуации [3]. Негативное самоотношение связано с ригидным поведением личности и трудностями в межличностном общении. Отрицательное или конфликтное самоотношение обусловлено высоким уровнем самообвинения, связано с асоциальным и неадаптивным поведением, влияет на возникновение девиации и депрессии у личности [2].

Отношение личности к себе в подростковом возрасте имеет признаки неустойчивости, что находит отражение в некоторой несформированности самосознания. В течение периода ранней юности у подростков растёт вера в свои способности и силы [1]. При этом, с одной стороны, подростки всё больше нуждаются в обратной связи от близких людей — информации, которая сравнивается с личными представлениями субъекта о себе и помогает внести коррективы в своё самоотношение, а с другой стороны происходят изменения в структуре аутосимпатии — растёт самопринятие, отмечается рост интереса личности к себе [1]. В старшем подростковом возрасте самоотношение подвержено серьёзным изменениям, связанным с большей дифференцированностью и усложнением компонентов самоотношения, их высокой степенью интеграции в единую систему, таким образом обретая некоторую стабильность.

Влияние родителей остается для старших подростков преобладающим по многим важным проблемам, хоть эти отношения и характеризуются сложностью [4]. Длительные эмоциональные связи формируют новые образцы поведения, поскольку и ребёнок, и тот, кто о нём заботится, растут, развиваются и меняются. В этот период на передний план выходит важность детско-родительских переговоров. В идеале такие переговоры должны привести к стратегии постепенного расставания [9; с. 159].

Важную роль в жизни подростков в период ранней юности продолжает играть общение со сверстниками. Внутренние рабочие модели социальных отношений не могут строиться исключительно на отношениях ребёнка с родителями. Формирование привязанности происходит также и в отношении сверстников и одноклассников, что может стать проявлением конкурирующей привязанности, оттягивающей внимание ребёнка от контакта с его главной рабочей привязанностью [9; 6, с.23].

Привязанность в настоящее время рассматривается не только как продолжительная эмоциональная связь между ребенком и знакомым ему взрослым, существующая даже после того, как ребенок сам становится взрослым, но и как процесс развития индивидуального набора образцов поведения, эмоций, идей и чувств.

Раннее мы определили проблему нашего исследования как недостаточность изучения связи самоотношения и привязанности к матери у старших подростков в отечественной психологической науке. Для её решения нами было организовано и выполнено эмпирическое исследование по изучению типа привязанности, самоотношения и психологического благополучия у старших подростков.

Целью исследования мы определили выявление особенностей самоотношения старших подростков с различными типами привязанности к матери. Приступая к исследованию, мы предположили, что у старших подростков существует связь самоотношения с различными типами привязанности к матери.

Для проверки гипотезы исследования и решения сформулированных во введении нашей выпускной квалификационной работы задач, мы использовали соответствующие методы, а именно: теоретические — анализ настоящей проблемы в психолого-педагогической литературе (изучение и синтез), эмпирические — тестирование респондентов, констатирующий эксперимент. Для осуществления методов исследования нами были использованы: «Модифицированный опросник для определения типа привязанности к матери» М. В. Яремчук, «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеев (МИС), Шкала психологического благополучия К. Рифф (русскоязычная версия Н. Н. Лепешинского).

На начальном этапе, чтобы проверить нашу гипотезу, мы организовали и провели исследование типа эмоциональной привязанности для всех участников исследования.

Мы определили, что у больше половины старших подростков определён надёжный тип привязанности к матери (63 %), у 23 % участников исследования — тревожно-амбивалентная, 14 % — избегающая.

Далее мы выявили взаимосвязи самоотношения старших подростков и различных типов привязанности к матери. Значимость различий по шкалам самоотношения у старших подростков, имеющих различные типы привязанности, проверяли, используя критерий Манна-Уитни. В ходе исследования нами было установлено, что у старших подростков с надежным типом привязанности к матери более выражено «Самоуважение» и общее «Позитивное самоотношение». Таким образом, принимается гипотеза: самоотношение старших подростков с надёжным типом привязанности к матери более позитивное.

Вместе с тем наиболее отчётливые тенденции проявления среднего уровня показателей мы можем отметить по шкалам: «Саморуководство», «Зеркальное Я» и «Самопринятие». При этом мы можем видеть, что по шкалам «Открытость», «Самоуверенность», «Самоценность», «Самопривязанность», «Конфликтность», «Самообвинение», «Аутосимпатия», «Внутренняя неустроенность» и общее «Негативное самоотношение» нет значимых различий.

На следующем этапе, чтобы оценить влияние самоотношения и его компонентов на психологическое благополучие старших подростков, мы вычислили парные коэффициенты корреляции Спирмена по соответствующим шкалам и проверили их на значимость по критерию Стьюдента. Полученные данные позволили на увидеть, что чем выше позитивное самоотношение, тем выше общее психологическое благополучие. В связи с этим, принимается наша вторая частная гипотеза: высокий уровень психологического благополучия связан с позитивным отношением к себе старших подростков.

Таким образом, исследование, проведённое нами, подтвердило важное влияние привязанности к матери на особенности самоотношения старших подростков и их уровень психологического благополучия.

Мы считаем возможным, что следующим шагом важно рассмотреть влияние целостной системы взаимоотношений — с обоими родителями на самоотношение старших подростков, с целью понять, в какой мере отец (или же возможно близкий друг) предположительно осуществляют компенсаторную функцию, предоставляя подростку недостающие материнские тепло и поддержку.

Литература:

  1. Арендачук И. В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2017. — Т. 17. — Вып. 4. — С. 434–438.
  2. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — Москва: Полиздат, 1984. — 225с.
  3. Корнилова А. П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 107–114.
  4. Павлоцкая Я. И. Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 14. — С. 28–31
  5. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — Москва: Изд-во МГУ, 1991. — 125 с.
  6. Писарик О. Привязанность — жизненно-важная связь // Ресурс, 2019. -96с.
  7. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — Москва: Изд-во МГУ, 1989. — 213 с.
  8. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. — Москва: Вагриус, 1991.
  9. Mercer J. Understanding attachment // Praeger imprint of FDC-CLIO, LLC. 2006. — 193p.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие, ранняя юность, мать, различный тип привязанности, надежный тип привязанности, подросток, самоотношение старших подростков, позитивное самоотношение, старший подростковый возраст, тип привязанности.


Ключевые слова

психологическое благополучие, самоотношение старших подростков, ранняя юность, тип привязанности к матери

Похожие статьи

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Теоретический анализ проблемы психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Особенности психологического благополучия лиц среднего и пожилого возраста с разным уровнем дружеских отношений

В статье рассматривается проблема психологического благополучия в среднем и пожилом возрасте и его связь с наличием дружеских отношений.

Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей

В статье представлено исследование, направленное на определение связи стилей семейного воспитания и субъективного благополучия детей и матерей.

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками

В статье исследуется проблема взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень общительности и преобладание авторитарного типа во взаимоотношениях оказывает влияние на общении подр...

Особенности самооценки подростков из неполных семей

В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Взаимосвязь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у повзрослевших детей

В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Похожие статьи

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Теоретический анализ проблемы психологического благополучия школьников в условиях раздельного обучения

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Особенности психологического благополучия лиц среднего и пожилого возраста с разным уровнем дружеских отношений

В статье рассматривается проблема психологического благополучия в среднем и пожилом возрасте и его связь с наличием дружеских отношений.

Связь стиля семейного воспитания с субъективным благополучием детей и их матерей

В статье представлено исследование, направленное на определение связи стилей семейного воспитания и субъективного благополучия детей и матерей.

Особенности взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками

В статье исследуется проблема взаимоотношений подростков из неполных семей со сверстниками. Экспериментальным путем доказывается, что низкий уровень общительности и преобладание авторитарного типа во взаимоотношениях оказывает влияние на общении подр...

Особенности самооценки подростков из неполных семей

В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Взаимосвязь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у повзрослевших детей

В статье рассматривается связь личностных характеристик родителей и нарушений воспитания в семье с наличием зависимости у детей. Проводится сравнительный анализ семей с выявленной зависимостью и семей без нее.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте

Задать вопрос