В статье рассматриваются основные аспекты оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: ранняя помощь, дети раннего возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья, служба ранней помощи, психолого-педагогическая помощь.
The article discusses the main aspects of the provision of psychological and pedagogical assistance to young children with disabilities.
Keywords : early help, children of early age, children with disabilities, early intervention services, psychological and pedagogical assistance.
В последнее время в России наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа новорожденных, имеющих отклонения в развитии. По данным официальной статистики, отмечается, что число новорожденных с перинатальной патологией центральной нервной системы составляет до 86 % [5, с. 4].
Впоследствии у таких детей наблюдается задержка в физическом, психическом и речевом развитии, в более тяжелых случаях детский церебральный паралич. Именно поэтому главной задачей на современном этапе развития общества является диагностика раннего развития и своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям, имеющим проблемы в развитии, то есть оказание ранней помощи [3, с. 5].
Оказание комплексной индивидуально ориентированной помощи на ранних этапах развития ребенка имеет большое значение. При условии раннего выявления и организации комплексного воздействия специалисты могут изменить судьбу ребенка даже при тяжелых врожденных нарушениях психофизического развития. В 60 % случаев при систематической и грамотно организованной помощи может быть достигнуто полнейшее выздоровление и нормализация функций ребенка к 3 годам [5, с. 6–8].
Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья — это система комплексной медико-психолого-педагогической помощи, оказывающая социальную поддержку, охрану здоровья и специального образования детям раннего возраста, имеющим нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них [1, с. 8].
Система ранней помощи реализуется в различных формах: службах ранней помощи, группах кратковременного пребывания, центрах игровой поддержки ребенка, группах коррекционной направленности, инклюзивных группах [4, с. 12].
Основной формой организации раннего комплексного сопровождения являются службы ранней помощи, оказывающие психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку, а также сопровождение семьи, воспитывающей ребенка первых трех-четырех (иногда первых семи) лет жизни с отклонениями в развитии, для оказания его оптимального развития и социальной адаптации в общество [2].
Система служб ранней помощи базируется на следующих основополагающих принципах: принципах гуманизма, учета индивидуальных потребностей каждого ребенка, личностно-ориентированного подхода к ребенку, учета новообразований и ведущей деятельности каждого возраста, раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, активного включения семьи в процесс коррекционно-развивающей работы [6].
Важными условиями оказания ранней помощи являются её непрерывность, доступность, в том числе финансовая и географическая, и комплексность, учитывающая необходимость объединения усилий всех специалистов разного профиля (медиков, психологов, специальных педагогов, социальных работников) [4].
Основными направлениями служб ранней помощи являются:
- Ранняя диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательному, познавательному, речевому, социальному) и прогнозирование возможного хода развития.
- Разработка индивидуальной программы развития.
- Медицинская реабилитация (психоневрологическая, неврологическая, физиотерапевтическая, ортопедическая).
- Психолого-педагогическая работа в условиях семьи.
- Координация деятельности всех социальных служб в оказании необходимых услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы развития.
- Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего физического, психического и речевого развития ребенка, корректировка индивидуальных программ развития.
Значимым аспектом современной системы специального образования является преемственность образовательного процесса на разных возрастных этапах. Особую роль играет механизм осуществления преемственности раннего и дошкольного образования.
В раннем и дошкольном возрасте общей целью воспитания является психическое и личностное развитие ребенка. Для детей с отклонениями в развитии на разных этапах развития должно быть организовано непрерывное психолого-педагогическое сопровождение специалистами разного профиля. Создание такого плавного и системного процесса обучения и воспитания ребенка реализуется благодаря службам ранней помощи [4].
Психолого-педагогическая деятельность в службе ранней помощи входит в обязанности педагога-психолога и подразумевает оценку особенностей когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка, оценку взаимодействия между ребенком и родителями. Деятельность психолога также предполагает оказание психологической поддержки семьи, испытывающей трудности в тяжелых ситуациях, и нормализацию детско-родительских отношений [2].
Эффективность оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии зависит не только от ранней диагностики и своевременного начала коррекционной работы, но и от профессиональной компетенции педагогов. Поэтому очень важным аспектом в процессе расширения служб ранней помощи и других видов раннего вмешательства является повышение профессиональной компетенции педагогов, что в свою очередь поможет осуществлять деятельность на более высоком уровне.
Таким образом, именно система ранней помощи является той базой в системе специального образования, которая позволит принципиально более эффективно корригировать и, что еще важнее, предупреждать развитие дальнейших отклонений в физическом, психическом и речевом развитии ребенка.
Система ранней помощи играет очень важную роль в жизни семьи и ребенка, имеющего отклонения в развитии. Она предоставляет исключительные возможности для нормализации темпа и хода психического развития ребенка. Вследствие этого возрастает вероятность нормализации жизни семьи ребенка с отклонениями в развитии, и улучшается социальная адаптация таких детей в общество.
Литература:
- Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для СПО / Л. И. Аксенова. –
- Москва: Издательство «Юрайт», 2018. — 377 с. — Текст: непосредственный.
- Гончарова, Е. Л. Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья /
- Е. Л. Гончарова. — Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016. — 85 с. — Текст: непосредственный.
- Левченко, И. Ю. Психологическая помощь в специальном образовании: учебник / И. Ю. Левченко, Т. Н. Волковская, Г. А. Ковалева. — Москва: ИНФРА-М, 2016. — 314 с. — Текст: непосредственный.
- Михеева, Е. В. Особые детки. Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования: сборник научно-методических материалов по проблеме организации образовательной работы с детьми с ОВЗ дошкольного возраста, в том числе с детьми-инвалидами /
- Е. В. Михеева. — Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 325 с. — Текст: непосредственный.
- Приходько, О. Г. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям: научная монография / О. Г. Приходько,
- И. Ю. Левченко. — Москва: ПАРАДИГМА, 2018. — 378 с. — Текст: непосредственный.
- Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. А. Стребелева.
- Е. Р. Баенская, Т. А. Басилова, А. Л. Венгер и др. — Москва: Издательский центр «Академия», 2013. — 312 с. — Текст: непосредственный.