Заключение договора коммерческой концессии — это перспектива для развития бизнеса, которая с каждым днем набирает все большую популярность в России. Несмотря на то, что за рубежом этот институт пользуется большой популярностью, внедрение его в российские реалии связано с различными проблемами теории и практики.
Несмотря на то, что законодательством не предусмотрена форма договора коммерческой концессии, при его составлении необходимо учитывать положения законодательства, поскольку при неверном определении его существенных условий может произойти изменение вида договора, что негативно скажется на развитии дальнейших отношений сторон и на рассмотрении дела в суде в случае каких-либо споров.
При составлении или заключении договора коммерческой концессии, важно убедиться в том, что товарный знак, права на который предоставляются, зарегистрирован надлежащим образом в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС).
Помимо этого, в договоре необходимо отразить существенные условия договора, к которым в соответствии с проведенным исследованием относятся предмет и цена договора. А также, необходимо уделить особое внимание сроку договора.
Рекомендуется установить обязанности правообладателя по оказанию информационного и технического обеспечения, а также, контроль за оказанием услуг или изготовлением товаров.
Таким образом, основной задаче при составлении договора коммерческой концессии выступает урегулирование всех моментов, по поводу которых в дальнейшем могут возникнуть споры. Хорошо составленный договор поможет защитить права обеих сторон договора.
По договору франчайзинга сторона, предоставляющая права по договору, именуется «франчайзер», сторона, приобретающая такие права именуется «франчайзи». В мировой практике франчайзинговых отношений существует множество вариаций наименований сторон договора, например: франшизодатель — франшизополучатель, правообладатель — пользователь. Для франчайзера используются такие понятия, как «головное предприятие», «фирма», франчайзи именуют как «оператор», «лицензиат», «филиал», «дилер», «концессионер». Использование разных законодательных дефиниций позволяет заключить, что в международном законодательстве отсутствует единое наименование сторон в договоре коммерческой концессии. Отсутствие единого наименование сторон влечет за собой определенные трудности в правоприменительном процессе
В рамках настоящей статьи считаем необходимым рассмотреть формы коммерческой концессии, представленной в качестве франчайзинга. Как отмечает Т. Бурсулая, практике известны следующие формы франчайзинга:
– прямой франчайзинг, при котором предоставление прав осуществляется одному лицу на определенной территории;
– субфранчайзинг, который подразумевает передачу права пользования от пользователя другому лицу на территории, определенной в рамках прямого франчайзинга;
– мастер-франшиза, которая характеризуется схожестью с субфранчайзингом, но находит свое отражение в деятельности огромных международных сетей. Территорией при этой форме франчайзинга выступает целая страна [1].
При определении сферы деятельности будущий пользователь должен определиться с видом коммерческой концессии. Считаем, что по сфере деятельности можно выделить следующие франшизы:
– производственная или промышленная;
– товарная;
– сервисная;
– обратная;
– деловая и другие.
Производственный франчайзинг предусматривает то, что пользователю предоставляется право на производство и продажу фирменной продукции правообладателя. При этом пользователь, также, получает технологию и ключевое сырье. При таком виде коммерческой концессии сторонам важно выявить основополагающие моменты, к которым можно отнести производственный процесс, количество производимой продукции, ее качество, отчетность, план продаж и так далее. Данный вид коммерческой концессии чаще всего встречается в различных отраслях промышленности: изготовление продукции, мебели и так далее.
Товарный франчайзинг связан с тем, что пользователю предоставляется право на реализацию товаров, изготовление которых осуществлял правообладатель. Договор коммерческой концессии в данном случае должен регламентировать технологию осуществления продаж, ассортимент товаров, правила использования торговой марки производителя. Сферами деятельности при такой коммерческой концессии являются такие, при которых успехи продаж достаточно сильно зависят от продавца. В качестве примера можно привести торговлю автомобилями или бытовой техникой.
Сервисный франчайзинг предусматривает предоставление права пользователю осуществлять предоставление каких-либо услуг под торговой маркой правообладателя. Правообладатель при такой коммерческой концессии должен предоставить пользователю оборудование и маркетинговые технологии, а также осуществлять контроль за деятельностью. В качестве примера можно привести салоны красоты.
Коммерческий франчайзинг позволяет пользователю получить возможность осуществлять свою предпринимательскую деятельность по уже отлаженному бизнес-плану, а также со всеми инструкциями по ведению своей деятельности, в том числе, по поводу того, как реализовывать товар, как работать с клиентами, как подбирать персонал и так далее.
Также, пользователь будет осуществлять свою деятельность под известным брендом, а значит, ему не придется затрачивать лишние денежные средства и усилия для раскрутки своего бизнеса.
Как неоднократно отмечалось ранее, в рамках института коммерческой концессии существует два вида вознаграждения: паушальный взнос и роялти. Однако это условие определяется сторонами самостоятельно в договоре коммерческой концессии, поэтому на практике встречаются случаи, когда паушальный взнос или роялти не выплачиваются.
Таким образом, правообладатель извлекает прибыль из своей предпринимательской деятельности из следующих источников:
– паушальные взносы;
– роялти;
– наценка за поставляемые товары;
– льготные условия для оптовых поставок;
– финансовое вознаграждение пользователя за помощь в подборе необходимой локации или оборудования;
– арендная плата за помещение или оборудование;
– выплата процентов по кредиту, выданному пользователю;
– денежное вознаграждение за консультации;
– торговые точки, приносящие прибыль.
На практике встречаются случаи, когда правообладатель самостоятельно организует торговую точку, а затем, передает ее пользователю по договору коммерческой концессии.
Считаем, что при осуществлении выбора коммерческой концессии необходимо уделить внимание следующим аспектам:
– наличие уже действующих собственных филиалов, поскольку правообладатель должен иметь опыт организации дополнительных торговых точек и осуществлять руководство и контроль над ними;
– длительность осуществления своей деятельности правообладателем, поскольку это определяет результативность предлагаемого бизнес-плана или стратегии;
– платежные обязательства и иных размеров, поскольку как заниженные, так и завышенные платежи могут свидетельствовать о некачественной коммерческой концессии;
– интеллектуальные наработки, то есть существование материала, методик, товарных знаков, право пользования на которые планируется передавать. Как неоднократно отмечалось ранее, обязательно нужно проверить зарегистрированы ли предоставляемые интеллектуальные права надлежащим образом;
– история развития бизнеса, поскольку большие временные промежутки между реализацией договоров коммерческой концессии указывают на необходимость более детальной проработки бизнеса.
Договоры коммерческой концессии или франчайзинга заключаются между российскими предпринимателями и представителями иностранных организаций, что благоприятно влияет на экономику нашего государства в связи с тем, что:
– пользователь может осуществлять свою деятельность на основании проверенных экономических моделей;
– правообладатель уже заработал репутацию для своей компании, а значит, она вызовет интерес у потребителей товаров и услуг;
– покупатели могут беспрепятственно получать услуги или приобретать товары на территории своего государства.
Помимо этого, благоприятное влияние института коммерческой концессии на экономику Российской Федерации заключается в том, что:
– создаются дополнительные рабочие места, а значит, повышается уровень занятости населения;
– усиливается инвестиционная привлекательность государства на международном рынке;
– коммерческая концессия выступает хорошим полем для обучения предпринимательской деятельности;
– усиливает развитие регионов;
– повышает уровень благосостояние не только предпринимателей, но и всего общества в целом.
Более подробно хотелось бы рассмотреть плюсы для каждой стороны договора. Плюсами для пользователя являются:
- Использование отлаженной бизнес-системы, что указывает на то, что в случае заключения договора коммерческой концессии пользователь получает право осуществлять свою предпринимательскую деятельность по отработанной бизнес-модели, которая уже показала эффективность.
- Возможность выбора отрасли, что указывает на то, что пользователь может заранее ознакомиться с бизнесом правообладателя. Такое знакомство осуществляется открыто — через коммерческое предложение или через действующие предприятия, как флагманские, так и партнерские.
- Возможность уменьшить уровень рисков, что возможно благодаря тому, что пользователь, открывая свой бизнес, становится частью сети. То есть, пользователь всегда может рассчитывать на помощь и совет правообладателя, чего не бывает при открытии собственного бизнеса.
- Успешный старт, то есть в связи с тем, что в рамках коммерческой концессии договоры заключаются с успешными предприятиями, потребители уже знакомы с продукцией или услугами, реализуемыми под этим брендом, а значит, при открытии предприятия у нее уже будут потребители.
- Относительно небольшие маркетинговые расходы, что безусловно связано с тем, что пользователю предоставляет право на комплекс интеллектуальных прав, которые зарегистрированы и являются популярными и востребованными, а значит, известными. Таким образом, пользователю нет нужды тратить большое количество денежных средств и сил на рекламу своего бизнеса.
- Получение доступа к базе знаний правообладателя, поскольку он при предоставлении права передает пользователю отлаженный механизм, а также инструкцию по его реализации. В интересах правообладателя обучить пользователя оказывать услуги или производить товары качественно, что способствует получению большей прибыли и отчислению роялти.
- Гарантированная система поставок, что, также, оказывает благоприятное влияние на развитие бизнеса, поскольку пользователю не нужно методом проб и ошибок подбирать себе поставщиков, а можно осуществлять взаимодействие с проверенными.
Помимо этого, считаем необходимым выделить положительные стороны реализации договора коммерческой концессии для правообладателя. Среди них можно выделить:
- Бизнес растет без усложнения системы менеджмента, поскольку его функции выполняют пользователи, которые заинтересованы в получении наибольшей прибыли, а также разделяют с правообладателями риски, возникающие при ведении бизнеса.
- Снижает потребность в капитале, поскольку роялти от части является пассивным доходом. А также, это связано еще и с тем, что пользователь самостоятельно несет затраты по обеспечению бизнеса. Условно, интеллектуальные права — это бесплатное для правообладателя вложение в развитие своего бизнеса.
- Реклама, которую обеспечивает разросшаяся за счет коммерческой концессии сеть.
Говоря о недостатках коммерческой концессии, в первую очередь хочется выделить то, что при сотрудничестве правообладателя и пользователя необходима взаимозависимость, поскольку в случае, если пользователь перестанет отвечать требованиям бренда, это негативно скажется на репутации правообладателя. Также, это работает и в другую сторону.
Думается, что отрицательной чертой коммерческой концессии для пользователя выступает то, что он может попасть в ситуацию, когда флагманское предприятие потеряет свою деловую репутацию.
Помимо этого, риском для пользователя является то, что правообладатель, как правило, всячески пытается ограничить самостоятельность пользователя, поскольку именно он разрабатывает договор коммерческой концессии, добавляя туда условия, отвечающие интересам правообладателя.
При составлении договора правообладатель может обязать пользователя самостоятельно осуществлять закупки сырья и продукции у поставщиков, которые определяются правообладателем, что негативно сказывается на благосостоянии пользователя, а также ограничивает их доступ к рынку.
Как неоднократно отмечалось ранее, пользователь обязан следовать правилам и ограничениями, которые регламентируются в договоре коммерческой концессии правообладателем, даже в том случае, если они не приносят возможной пользы бизнесы.
К сожалению, пользователи очень редко могут каким-то образом влиять на вопросы осуществления рекламы, но при этом их обязуют принимать финансовое участие в создании такой рекламы.
Теперь рассмотрим недостатки коммерческой концессии для правообладателя, которые заключаются в следующем:
– перебои и махинации с выплатой роялти;
– контролирование деятельности пользователем на расстоянии, иногда на очень большом, поскольку территории нашего государства является огромной;
– сохранение секретов своего бизнеса. Так, многие рестораны и кафе могут страдать от того, что их рецепты продаются или передаются на безвозмездной основе третьим лицам не самими пользователями, а их сотрудниками.
Таким образом, в рамках настоящей статьи нами была рассмотрена роль договора коммерческой концессии в предпринимательской деятельности. Учитывая, что договор коммерческой концессии оказывает благоприятное влияние на развитие российской экономики, на наш взгляд, необходимо усиливать привлекательность этого института.
Однако помимо прибыли для обеих сторон договора, они нередко несут убытки, в связи с этим в рамках настоящего статьи нами были рассмотрены риски, которым подвергаются как пользователи, так и правообладатели комплекса исключительных прав.
Литература:
- Бурсулая Т. Франчайзинг — достоинства и недостатки. Особенности применения этой схемы в России // Финансовая газета. 2019. № 30. С. 9–18.