Понятие «медиапроект» и специфика медиапроектирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 1840 раз

Библиографическое описание:

Фарафонова, Т. А. Понятие «медиапроект» и специфика медиапроектирования / Т. А. Фарафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 613-616. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92833/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: медиапроект, медиапроектирование, медиа, целевая аудитория.

Современная медиаиндустрия неразрывно связана с созданием медиапроектов. Развитие информационных технологий привело к расширению и трансформации форматов и способов коммуникации с потребителями информации. Площадками для реализации медиапроектов могут выступать сайты, мобильные приложения, социальные сети и другие ресурсы.

Само понятие «медиапроект» состоит из двух частей — «медиа» и «проект», каждая из которых имеет множество определений. Исследователь медиа Е. В. Колесников рассматривает медиа как «средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции, трансмиссии некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии или в рамках деятельности социальной организации и встающие между субъектами коммуникации» [4]. Е. Л. Вартанова в монографии «Теория медиа: отечественный дискурс» отмечает, что «медиа сегодня — это достаточно широкое понятие, обозначающее социальное пространство, общественную систему, институт, границы которого постоянно меняются» [3]. Для современной медиасреды характерен процесс конвергенции, который выражается в слиянии различных форм и средств коммуникации и информационных технологий. Это позволяет создавать новые форматы контента и эффективно взаимодействовать с различными аудиториями. В свою очередь, в рамках деятельностного подхода в широком смысле под проектом подразумевается «творческая, разумная, целеполагающая деятельность субъекта» [2, с. 12]. Проект представляет собой совокупность задач и ресурсов, имеющих определенные сроки реализации и четко сформулированные конечные цели. М. Н. Безуглова считает, что проект становится медиапроектом, размещая свой контент на всех возможных площадках и позволяя узнать о себе большему числу людей [1].

Исходя из перечисленного выше, понятие «медиапроект» можно сформулировать как продукт в сфере медиа, выполняющий функции донесения определенной информации до целевой аудитории с помощью информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий. К таким технологиям можно отнести сайты, видеоролики, инфографики, аудиокомпозиции, презентации и другие. В свою очередь медиапроектирование представляет собой ограниченный во времени процесс планирования, разработки и реализации медиапродукта, в соответствии с поставленными целями и задачами.

Классифицировать медиапроекты позволяют используемые форматы и площадки, а также подходы к менеджменту и финансированию. Перед началом работы над медиапроектом необходимо определить какие ресурсы потребуются для его реализации, в том числе временные, профессиональные и финансовые, и будет ли соответствовать конечный результат поставленным целям при имеющихся ресурсах. На этапе планирования медиапроекта определяется специфика его разработки, обусловленная рядом факторов, среди которых аудитория, содержание, формат распространения, показатели эффективности и монетизация. Сформулировать основные тезисы и задачи проекта позволят ответы на несколько вопросов:

  1. «Для кого предназначен проект?». Подробное описание целевой аудитории, ее изучение и сегментирование позволяют сформулировать коммуникационные сообщения для каждой из групп и донести необходимую информацию через предпочитаемые этой аудиторией каналы коммуникации.
  2. «Что будет транслироваться аудитории?». Содержание и оформление контента — та часть медиапроекта, которую видит и с которой взаимодействует аудитория. Авторы медиапроектов определяют темы, форматы подачи информации и визуальное оформление.
  3. «Где будет размещаться и как будет продвигаться медиапроект?». Как правило, для запуска и продвижения медиапроекта используется не один канал взаимодействия с аудиторией. Помимо создания сайта можно подключить также социальные сети, e-mail рассылки и рекламу в поисковой выдаче. Однако каждый из этих каналов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать и адаптировать коммуникацию под них.
  4. «Как будет монетизироваться медиапроект?». Для создания и развития медиапроекта требуются не только профессиональные навыки команды, но и финансирование. Монетизация здесь является как одной из целей, так и средством для реализации проекта, поскольку от объема инвестиций и доходов зависит возможность привлечения квалифицированных кадров и ресурсов для развития самого проекта.
  5. «Как будут отслеживаться и оцениваться результаты?». Отследить результаты медиапроекта позволяют различные метрики, среди которых количество просмотров, среднее время нахождения пользователя на сайте, глубина просмотра для видео, реакция аудитории и количество подписчиков в социальных сетях и другие. Полученные показатели могут использоваться не только для оценки итоговой эффективности медиапроекта, но и его корректировки на разных этапах.

Для разработки и запуска медиапроекта необходимо учитывать определенные требования и последовательность этапов медиапроектирования. Существует множество разных подходов по разделению проектов на этапы их реализации. И. И. Мазур и В. Д. Шапиро в своем авторском походе выделяют в жизненном цикле проекта этапы технико-экономического обоснования, планирования и разработки проекта, производственный и заключительный этапы [2, с. 25]. Похожее деление проекта на этапы предлагает специалист в сфере управления проектами Ф. Бэгьюли. Он выделяет разработку концепции проекта, планирование проекта, его осуществление и завершение проекта [2, с. 25-26].

На основе выше приведенных классификаций процесс создания медиапроекта можно разделить на четыре этапа:

  1. Организационно-подготовительный этап. Выполняется одна из самых важных задач — формулируется основная идея медиапроекта. Помимо того, проводится анализ информационного поля для определения полезности и уникальности планируемого проекта, определяется бюджет, состав специалистов и необходимые временные ресурсы.
  2. Этап разработки. Работа над проектом начинается с анализа контекста, целевой аудитории и изучения проблемы, которую нужно решить в рамках этого проекта. Под проблемой здесь подразумевается различие между текущей ситуацией и желаемым результатом. Помимо исследования аудитории, определяются каналы взаимодействия с ней и модель распространения контента, ставятся цели и задачи для каждого из специалистов, проводятся тестирования и эксперименты, а также прогнозируются результаты. На этом этапе могут вноситься существенные изменения в идею проекта на основе проведенных исследований. Соблюдение перечисленных пунктов позволяет сформировать стратегию проекта и избежать многих ошибок. То, как выстроена работа и насколько качественно выполняются задачи, будет влиять на его итоговую эффективность.
  3. Этап внедрения (или выпуска и распространения медиапроекта). После запуска медиапроекта и до его завершения проводится анализ полученных результатов, сопоставление с прогнозами и внесение корректировок и доработок для выполнения поставленных целей при необходимости.
  4. Завершение проекта. Оцениваются итоговые результаты, полученные от реализации медиапроекта, их соответствие поставленной цели и достигнутый эффект.

Таким образом, каждый этап разработки медиапроекта должен следовать строгим принципам планирования, а результат соответствовать сформулированным целям. При этом в процессе создания медиапроекта необходимо учитывать специфику аудитории и предпочитаемые ею каналы коммуникации. Для запуска успешного медиапроекта необходимо провести анализ самого проекта и его окружения, формулировать конкретную измеримую цель, выделить задачи для каждого из этапов, регулярно сверять запланированные сроки с проделанной работой, отслеживать соответствие медиапроекта сформулированной идее и желаемым результатам, сверяясь и внося доработки.

Литература:

  1. Безуглова, М. Н. Медиапроект как бизнес цифровой эпохи / М. Н. Безуглова, А. А. Зубенко. — Текст: непосредственный // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 68–70.
  2. Боронина, Л. Н. Основы управления проектами. Учебное пособие / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук. — 2-е изд. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2016. — 134 c.
  3. Вартанова, Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс // Издательство Московского университета. — 2019. — С.47.
  4. Колесников, Е. В. Понятие «медиа»: критический анализ / Е. В. Колесников. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 292–296.
  5. Никишин, И. В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл / И. В. Никишин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 478–481.
  6. Как развивать успешный медиапроект. Советы от главного редактора Russia Beyond // Pressfeed.журнал, 2020. — 1 декабря. [Электронный ресурс]. URL: https://news.pressfeed.ru/russia-beyond/ (дата обращения: 01.05.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): целевая аудитория, аудитория, завершение проекта, задача, итоговая эффективность, канал взаимодействия, канал коммуникации, процесс создания, самый проект, этап разработки.


Ключевые слова

медиа, целевая аудитория, медиапроект, медиапроектирование

Похожие статьи

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье автор пытается определить понятие маркетинговых коммуникаций.

Кинематограф как вид аудиовизульности

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Проблемы правового регулирования социальных медиа

В статье автор исследует проблемы правового регулирования социальных медиа и деструктивного пользовательского контента

Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ

В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.

Визуальные коммуникации в продвижении образовательных услуг

В статье авторы пытаются определить свойства визуальной коммуникации и применения её в продвижении образовательных услуг.

Медиапедагогика — необходимая составляющая социализации детей в информационном обществе

Статья посвящена вопросам необходимости медиапедагогики в современном обществе.

Социальные медиа в пространстве публичной политики

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье характеризуются некоторые подходы к пониманию термина «маркетинговые коммуникации», характеризуются виды и составляющие маркетинговых коммуникаций.

Дискурс-анализ как метод интерпретации политических медиатекстов

Похожие статьи

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье автор пытается определить понятие маркетинговых коммуникаций.

Кинематограф как вид аудиовизульности

Медиалект в контексте лингвокультурного пространства

В статье рассматривается медиалект внутри лингвокультурного пространства, представлены концепции лингвокультурного пространства, медиалекта и их взаимодействие, показано развитие языка в информационном обществе, объяснятся сущность современного метод...

Проблемы правового регулирования социальных медиа

В статье автор исследует проблемы правового регулирования социальных медиа и деструктивного пользовательского контента

Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ

В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.

Визуальные коммуникации в продвижении образовательных услуг

В статье авторы пытаются определить свойства визуальной коммуникации и применения её в продвижении образовательных услуг.

Медиапедагогика — необходимая составляющая социализации детей в информационном обществе

Статья посвящена вопросам необходимости медиапедагогики в современном обществе.

Социальные медиа в пространстве публичной политики

Понятие и виды маркетинговых коммуникаций

В статье характеризуются некоторые подходы к пониманию термина «маркетинговые коммуникации», характеризуются виды и составляющие маркетинговых коммуникаций.

Дискурс-анализ как метод интерпретации политических медиатекстов

Задать вопрос