Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 662 раза

Библиографическое описание:

Марков, А. Ю. Особенности выполнения упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. Ю. Марков, Е. К. Ягловская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 435-438. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92836/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастовпри различных способах организации заданий на двигательную активность.

Ключевые слова : двигательная активность, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст, упражнения на двигательную активность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве важнейшей задачи физического развития детей определяет «становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере» [1]. Проблеме специфики произвольной двигательной активности, её становлению посвящены многочисленные исследования учёных различных специальностей. Наиболее полно она проработана в работах отечественных психологов (Р. Я. Абрамович-Лехтман, Т. О. Гиневская, И. Г. Диманштейн, Т. В. Ендовицкая, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. Г. Полякова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. и др.) [3]. Во многих этих работах изучение возможностей детей регулировать свои движения и действия в разных условиях проводилось с целью решения вопроса о переходе практических действий в умственный план, как основной линии развития дошкольников. Вместе с тем, результаты проведённых экспериментов не дали окончательного ответа о влиянии словесного и наглядного опосредствования на успешность выполнения различных заданий на двигательную активность.

Современная практика физического развития детей отличается тем, что в ней упражнения на двигательную активность разрабатываются или подбираются, главным образом, на основе данных о возрастных особенностях таких характеристик двигательной активности, как сила, выносливость, ловкость, координация и пр., а не на данных об их возможностях понимать и принять инструкции взрослого [2,4]. Таким образом, необходимость и актуальность настоящего исследования определяется как неоднозначным решением вопроса о средствах произвольной двигательной активности, доступных детям дошкольного возраста, так и практическими задачами создания полноценных психолого-педагогических условий психического развития детей при формировании у них двигательных навыков.

Исследование проводилось в виде эксперимента со старшими дошкольниками (5–6 и 6–7 лет) и младшими школьниками (7–8 и 8–9 лет). Для проверки выдвинутого предположения о том, что выполнение упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста имеет свои особенности, было выбрано простое, привычное для детей упражнение на двигательную активность и разработаны два варианта его модификации:

1 упражнение: из исходного положения (ноги на ширине плеч, кубики в согнутых руках у плеч) дети делали поочерёдно поворот вправо и влево с отведением рук в стороны;

2 упражнение: из исходногоположения (ноги на ширине плеч, кубики в согнутых руках у плеч) дети делали поочерёдно поворот вправо и влево, но при этом в сторону отводили только одну руку, при повороте направо — левую, при повороте налево — правую;

3 упражнение: из исходного положения (ноги вместе, кубики в согнутых руках у плеч) дети выпрямляли правую руку с одновременным отведением ноги влево; потом выпрямляли левую руку с одновременным отведением ноги вправо.

Все три упражнения выполнялись детьми по показу, по показу и словесной инструкции, только по словесной инструкции. Все упражнения дети выполняли в индивидуальной форме, последовательность упражнений, предлагаемая конкретному ребёнку, случайным образом менялась. В протоколе фиксировалось выполнение/не выполнение упражнения и выполнение его с ошибками. За выполнение упражнения без ошибок испытуемый получал три балла, за выполнение с ошибками — два балла, за невыполнение упражнения — один балл. Для возможности качественного анализа выполнения детьми экспериментальных упражнений была разработана карта наблюдения, в которых отдельно фиксировалось особенности поведения детей.

Результаты исследования показали, что, в большинстве своём, с простым упражнением достаточно хорошо справляются дети всех четырёх возрастных групп. С одним лишь уточнением, что дети пяти-шести лет не всегда внимательно смотрят на то, как взрослый показывает упражнение, а также какую инструкцию он произносит.

На регуляцию движений детьми, несомненно, оказывают влияние различные виды опосредствования. Так, результаты исследования показали, что старшие дошкольники чаще всего сталкиваются с трудностями, когда упражнение с усложнением необходимо выполнить только по инструкции, тогда как младший школьник труднее воспринимает показ упражнения без озвучивания инструкции. При этом, детям немного лучше давалось понимание и повторение в соответствии с эталоном упражнения, в котором была нарушена логика движений, нежели повторение упражнения, в котором предполагалось рассогласование действий.

Точнее всего и правильнее упражнения выполняли дети всех исследуемых возрастов, когда при предъявлении упражнения сочетался показ с инструкцией, то есть тогда, когда использовалось и словесное, и наглядное опосредствование.

В ходе и в результате реализации эксперимента оказалось, что старшие дошкольники и младшие школьники упражнения на двигательную активность выполняют с некоторыми различиями, особенностями:

– дети по-разному воспринимают инструкцию в силу влияния ведущей психической функции (в старшем дошкольном возрасте — это память и воображение, в младшем школьном — мышление); для того, чтобы старшему дошкольнику разобраться и понять инструкцию, ему необходимо проговорить её вслух вместе со взрослым, который пытается объяснить ребёнку, как нужно выполнить упражнение; младшему школьнику в этом смысле проще, он, благодаря развитию словесно-логического мышления, быстрее и легче схватывает физические упражнения с усложнениями;

– дети по-разному относятся к затруднениям, которые возникают у них при попытках воспроизвести, повторить упражнение: старшие дошкольники более склонны расстраиваться, тревожиться, чаще при возникновении затруднений и непониманий они становятся напряжёнными и скованными; младшие же школьники не акцентируют на затруднениях особого внимания, просто пытаются повторить упражнение верно до тех пор, пока не получится это сделать в соответствии с эталоном;

– если говорить о влиянии степени заинтересованности ребёнка на то, насколько правильно и качественно он выполняет упражнение на двигательную активность, то тут тоже прослеживаются некоторые особенности (данные наблюдения также подкрепляются имеющимися психологическими и педагогическими исследованиями, имеющимися в данной области): чаще старшие дошкольники выполняют верно упражнение, если оно имеет яркий эмоциональный окрас, вызывает у ребёнка положительный отклик, кажется ему неожиданным, является для него новым; у младших же школьников на правильность выполнения упражнения не влияет то, насколько он заинтересован его выполнить, насколько оно для него привлекательно, с точки зрения постановки учебной задачи, которая непременно возникает в учебной деятельности, младший школьник склонен пытаться понять суть задания и выполнить его, во многом, благодаря развитию механической памяти;

– старшим дошкольникам чаще необходима помощь в выполнении упражнения, они склонны ждать направлений, подсказок, контроля и исправлений взрослого; старшие же школьники склонны более к самостоятельному выполнению двигательных упражнений;

– старшего дошкольника характеризует начало развития произвольности поведения, у младшего школьника развита произвольность всех познавательных психических процессов, что значительно повышает их возможности к пониманию различных способов опосредования, предъявляемых на занятиях по физической культуре;

– лишние движения при освоении упражнения практически не совершают младшие школьники 8–9 лет, это можно объяснить развитием словесно-логического мышления, которое позволяет им значительно правильнее и быстрее понимать и выполнять действия, которые были им показаны или озвучены; старшие же школьники и младшие школьники, обучающиеся в первом классе, схожи друг с другом тем, что они чаще оперируют действиями, то есть они воспринимают явления, когда выполняют действия с ними, в силу того, что у них хорошо развито наглядно-действенное мышление, это значит, что для того, чтобы понять, какие действия нужно выполнять, им проще выполнить сначала действия, пускай, даже и неправильные, а потом перенести верное выполнение и верную последовательность действий во внутренний план;

– старшие дошкольники, в большинстве своём, не следят за ритмичностью выполнения движений, то есть не чередуют мышечное напряжение с расслаблением, за них это делает чаще всего взрослый, младшие же школьники склонны и способны самостоятельно контролировать двигательное и эмоциональное возбуждение;

– принципиальных различий в принятии исходного положения у детей двух возрастных категорий не имеется, единственное, старшие дошкольники 5–6 лет периодически нуждаются в том, чтобы взрослый обращал внимание на важность принятия того положения, которое принимает и взрослый или того, как он озвучивает, чтобы оно было принято;

– интересны различия у детей в том, как у них формируется правильность последовательности действий при выполнении упражнений, так, старшие дошкольники чаще всего верно понимают и запоминают те действия, которые он должен выполнить вначале и в конце, трудности у них возникают тогда, когда нужно вспомнить и воспроизвести, повторить те действия, что были в середине двигательного упражнения; младшие же школьник чаще последователен в запоминании и выполнении;

– существуют также различия в том, склонны ли дети механически и слепо подражать действиям взрослых, так, оказалось, что старшие дошкольники 5–6 лет редко пытаются понять суть выполнения действий, для чего они нужны, что из чего вытекает и следует, какой принцип в них прослеживается, они чаще просто стараются повторить за взрослым то, что он показывает; уже, начиная с 6–7 лет, ребёнок пытается понять схему действий, он нацеливается запомнить ту информацию, которая поможет ему осуществить поставленную учебную задачу;

– также у детей существуют различия в том, насколько целостно они выполняют упражнение, склонны ли они расчленять его на отдельные части при его освоении, так, оказалось, что старший дошкольник склонен учиться верно выполнять упражнение в самом процессе его выполнения, младший же школьник не делает упражнение сразу, он сначала прорабатывает схему собственных действий в уме и в случае, если не уверен в том, что усвоил всё верно, не пытается сделать хоть что-то;

– особенности согласованности и координированности действий при выполнении упражнений с усложнениями детьми старшего дошкольного возраста отличается тем, что дети достаточно трудно координируют движения собственных рук, младший же школьник к 8–9 годам значительно лучше координирует и согласовывает движений своих рук, объяснить это можно через то, что координированность и согласованность действий является одной из главных направленностей физической подготовки на занятиях по физической культуре в данном возрасте;

– степень уверенности в правильности выполнения упражнения также влияет на качество и особенности его выполнения, так, старший дошкольник в случае неуверенности начинает выполнять хаотичные движения, а младший школьник этого не делает, сначала в умственном плане продумывает, какие действия нужно совершить, чтобы упражнение получилось таким, каким оно задумано, затем переносит его во внешний план;

– совершают ошибки старшие дошкольники чаще, когда нужно выполнить упражнение только по инструкции, а младшие школьники — когда только по показу.

Таким образом, проведённое исследование дополняет данные проведённых в прошлом веке экспериментов о влияние словесного и наглядного опосредствования на успешность выполнения различных заданий на двигательную активность современными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Полученные в работе результаты могут быть использованы в практике дошкольных и школьных учреждений инструкторами по физической культуре, а также родителями при организации двигательной активности в домашних условиях.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 // Российская газета. — 2013. — № 265(6241). — 25 ноября. — URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html .
  2. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова; — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 256 с.
  3. Тарасова И. В., Соломченко М. А. Психолого-педагогические условия развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста // Наука-2020. — 2019 г. — № 10 (35). — С.108–115.
  4. Флянку И. Двигательная активность и здоровье школьников: Моногр. / Флянку И., Приешкина А., Фоменко А. — М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2013. –108 c.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, упражнение, ребенок, младший школьник, действие, дошкольник, старший дошкольник, старший дошкольный возраст, школьник, исходное положение.


Ключевые слова

двигательная активность, младший школьный возраст, старший дошкольный возраст, упражнения на двигательную активность

Похожие статьи

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Организация двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой

В статье автор исследует организацию двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой.

Развитие двигательных навыков у детей с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений и навыков

В статье описаны особенности развития двигательных навыков у детей с задержкой психического развития, а также комплекс игр и упражнений, направленный на развитие двигательных навыков на занятиях по формированию элементарных математических представлен...

Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В работе приведены результаты исследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нормальны...

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Похожие статьи

Педагогические условия развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыты вопросы формирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, раскрыты особенности создания педагогических условий развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В статье показана необходимость активизации двигательной деятельности детей 2–3 лет, приведены методические рекомендации по организации подвижных игр, которые включают в себя поэтапное формирование двигательной активности детей раннего возраста.

Организация двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой

В статье автор исследует организацию двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой.

Развитие двигательных навыков у детей с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений и навыков

В статье описаны особенности развития двигательных навыков у детей с задержкой психического развития, а также комплекс игр и упражнений, направленный на развитие двигательных навыков на занятиях по формированию элементарных математических представлен...

Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В работе приведены результаты исследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нормальны...

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Утренняя гимнастика как средство развития инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье мы рассматриваем влияние утренней гимнастики на процесс развития инициативности, самостоятельности, общедвигательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя методику оценки уровня двигательной активности детей 5–7 лет.

Задать вопрос