В статье обоснована значимость самостоятельной работы курсантов высших военных образовательных заведений Республики Узбекистан. Представлены различные подходы к организации самостоятельной работы с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интерактивная обучающая программа, самостоятельная работа.
Современные тенденции развития высшего образования существенно изменили приоритеты в организации самостоятельной работы курсантов высших военных образовательных учреждениях Республики Узбекистан. Формирование внутренней потребности к самообучению становится требованием времени и условием реализации личностного роста.
Одним из важнейших и наиболее дефицитных ресурсов для обучающихся в военном вузе является время, в течение которого курсант получает запланированные по программе знания и одновременно несет воинскую службу. Компонентами баланса времени курсантов являются: 1) процесс обучения (аудиторные занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, промежуточный и итоговый контроль); 2) процесс воспитания (воспитательные и культурно-массовые мероприятия, отдых, общение); 3) несение воинской службы.
Самостоятельная подготовка в высшем военном образовательном учреждении — это часть учебной деятельности курсантов по освоению основной профессиональной образовательной программы. Целью самостоятельной подготовки являются закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовка к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. На кафедре «Изучения языков» Университета общественной безопасности Республики Узбекистан уделяется большое внимание организации и контролю самостоятельной подготовки курсантов. Рассмотрение курсанта как субъекта учебной деятельности побудило преподавателей-русистов к разработке приемов воздействия на психическое состояние курсантов и на развитие у них психических процессов, из которых складывается познавательная деятельность человека (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и другие). Без развития этих процессов у курсантов могут возникнуть трудности при выполнении заданий во время самостоятельной работы по русскому языку и, тем самым, может быть снижена мотивация изучения языка. С целью поддержания мотивации при изучении языка мы успешно используем интерес курсантов к работе с компьютером. В связи с этим рекомендуется использование компьютерных обучающих программ, в частности, компьютерных игр для усиления внутренних положительных моментов для изучения языка.
Разработанная нами интерактивная Программа «Русский язык для военных юристов» предназначена как для аудиторного изучения, так и для самостоятельного изучения русского языка. Она также может быть использована в качестве удобного тренажера. Курсант с помощью данной Программы может определить свой уровень владения русским языком самостоятельно, получить рекомендации по работе с материалом, работать над темами, выполнять упражнения, составлять диалоги, выбирать темп выполнения заданий и оценивать свои знания.
Интерактивная Программа «Русский язык для военных юристов» поможет управлять познавательной деятельностью курсантов в процессе самостоятельной работы на компьютере и способствовать повышению уровня необходимых навыков. Использование интерактивной программы во время самостоятельной подготовки курсантов обеспечивает: управляемость самостоятельной работой курсантов; разнообразие предъявления учебного материала; запоминание лексики, юридической терминологии и грамматики благодаря использованию наглядности; учет возрастных и индивидуальных особенностей, что способствует более эффективному усвоению знаний каждым курсантом; организацию индивидуальной самостоятельной работы курсантов; условия для контроля и точной оценки; формирование умений самоконтроля и самооценки. Раздел самостоятельной работы в интерактивной программе «Русский язык для военных юристов» включает:
1) самостоятельное изучение теоретического материала в разных объемах: мелкие порции теоретического учебного материала в каждой теме, отдельные темы или несколько тем, дополнительный учебный материал, который не входит в основной курс (рис. 1.);
Рис. 1. Занятие 3.4. «Состав преступления»
2) рубрику «Это интересно!», в которой можно найти интересные факты из жизни и деятельности известных юристов (рис. 2.). В каждом тексте рубрики «Это интересно!» имеются послетекстовые задания, которые способствуют развитию всех видов речевой деятельности, а именно, чтения. Также данные тексты курсанты могут не только прочитать, но и прослушать, нажав на кнопку ;
Рис. 2. Рубрика «Это интересно!»
3) задания на повторение и систематизацию теоретического материала (рис. 3.);
Рис. 3. Послетекстовые задания
4) аудиоматериалы и видеофрагменты (рис. 4.)
Рис. 4. Фрагменты видеоматериалов
Таким образом, представленная нами интерактивная Программа «Русский язык для военных юристов» может способствовать оптимизации образовательных технологий и улучшению организации процесса обучения в целом, а также детальной проработке языковых явлений за счет индивидуального темпа работы, реализовать которую в рамках аудиторных занятий весьма затруднительно. Описание принципов работы и эффективность данной Программы мы рассмотрим в третьей экспериментальной главе настоящего исследования.
Литература:
1. Утенбаева, Гульжазира Мухтаровна. Особенности обучения русскому языку курсантов ВВОУ РУз с использованием инновационных педагогических технологий с целью совершенствования их стратегической компетенции // Orienss. 2021. № Special Issue 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-russkomu-yazyku-kursantov-vvou-ruz-s-ispolzovaniem-innovatsionnyh-pedagogicheskih-tehnologiy-s-tselyu (дата обращения: 08.06.2022).
2. Rashidova Munavvar Xaydarovna. 2021. Discourse competence as the component of communicative competence. EPRA International Journal of Research and Development. Volume 6. Issue 3. pp.39–41
3. Namozova Dilnoza Berdimuratovna. Difficulties cadets face while practicing listening and the ways of eliminating them / EPRA International Journal of Research and Development (SJIF Impact Factor 7) Volume 7. 2021. P.36–38;