В статье анализируется информация касательно развития региона органами государственной и муниципальной власти через различные виды туризма, а также влияние туризма на миграцию населения в регион в эпоху развития информационных технологий, а также анализируется связь туризма с системой «Умный город» Smart City.
Ключевые слова : образование, туризм, краеведение, развитие региона, экономическое развитие, государственная и муниципальная служба, миграция, эмиграция, информационные технологии, умный город, smart city, Воронеж.
На сегодняшний день влияние информационных технологий занимает главенствующую роль во всех сферах жизни общества. Возрос спрос, и тем самым увеличился доступ к разнообразным источникам информации. В конечном итоге это стало возможным благодаря развитию электронных средств фиксации, накопления, обработки и передачи в реальном времени информационных данных и материалов в требуемом формате. Это дает возможность эффективно реализовать все функции управления туристической деятельностью. Сформировались значительные по объему информационные потоки, источники которых имеют негосударственный статус, их использование в процессе принятия управленческих решений практически не регламентируется государственным законодательством. Увеличение объема информации в режиме свободного доступа на электронных средствах способствовало многократному дублированию информации, необходимой для принятия решений субъектами управления. Зачастую часть этой информации оказывается недостоверной, а некоторая из них может быть использована недобросовестными конкурентами или отражать интересы лоббистских групп. Необходимость учета этих факторов в технологиях принятия стратегических и плановых решений, требует внедрения эффективных методов обработки многократно возросшего объема информации [12].
Информационные отношения в туризме, как и в других сферах, с точки зрения процесса можно рассматривать как некоторый взаимный обмен информационными сведениями в различной форме по иерархической вертикали управления отраслью, а также по горизонтали в разных направлениях между организациями и туристическими предприятиями [12].
Туризм — одна из ведущих отраслей мировой экономики. В практике развитых и развивающихся стран туризм входит в число ключевых приоритетов экономического развития с учетом недавнего глобального экономического кризиса. Многие государства, в том числе Российская Федерация, признали туристскую индустрию одним из приоритетных направлений развития национальной экономики и культуры, способствующих росту ВВП, увеличению валютных поступлений и объемов инвестиций, развитию промышленности, торговли, инфраструктуры. В современном мире туризм как сфера экономики имеет огромное значение [1].
Процесс внедрения информационных технологий в сферу туризма, влияет на развитие огромного количества отраслей, оказывает влияние на уровень жизни граждан, развитие регионов, способствует созданию рабочих мест, влияет на доходы и формирование бюджетов регионов, помогает в сохранении природного и историко-культурного наследия. Поэтому одной из задач региональных органов управления является разработка комплексных программ развития сферы туризма как составляющей и фактора роста регионального социально-экономического комплекса [16].
В мировой экономике, на сегодняшний день туризм является наиболее высокодоходной и быстро развивающейся отраслью. Развитие туристического сектора для многих стран играет ключевую роль в секторе экономики. Популярные туристические центры каждый год, привлекают внимание огромного количества туристов со всего мира. Развитие туризма имеет большое значение в формировании ВВП (внутреннего валового продукта) страны и дополнительно стимулирует развитие других отраслей экономики. В связи с чем, регулирование данного сектора со стороны государственных органов является основополагающим фактором и влияет на развитие туристической сферы. Постоянный спрос на различного рода путешествия и разные виды туризма, а также их доступность стимулирует высокую степень занятости населения, что указывает на высокую значимость сектора T&T (Travel & Tourism) как инструмент развития экономического сектора, фактора влияющего на создание рабочих мест, а также элемента, способствующего сохранению историко-культурных ценностей [13].
Правительство РФ принимает необходимые нормативно-правовые акты федерального значения по регулированию туристической сферы в Российской Федерации. Так согласно Положению о Федеральном агентстве по туризму, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 9018 от 31.12.2004 Ростуризм — главный федеральный орган исполнительной власти, который несёт функции, по оказанию государственных услуг, управлению гос. имуществом, обладает правоприменительными функциями в сфере туризма и туристской деятельности [11].
Не менее важная роль в системе государственного регулирования туристкой деятельности в РФ отводится:
— Министерству иностранных дел, реализующему функциональные обязанности по оформлению паспортно-визовой документации потребителей туристских услуг, по защите дипломатических и международно-правовых прав, свобод и интересов российских граждан, физических и юридических лиц за рубежом, по содействию развитию связей и контактов с гражданами РФ, которые проживают за рубежом, по организации на территории РФ и за рубежом консульской деятельности и т. д.;
— Министерству внутренних дел РФ, которое должно осуществлять функции по обеспечению безопасности въезжающих в страну туристов, а также внутренних туристов;
— Министерству по чрезвычайным ситуациям (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), в обязанности которого, в том числе входит эвакуация туристов из «проблемных» регионов;
— Министерству образования, которое должно следить за наличием и обеспеченностью РФ кадрами в туристской сфере;
— Министерству труда РФ, в компетенции которого входит регламентирования вопросов трудовых отношений участников туристкой деятельности;
— Министерству экономического развития, одним из приоритетов деятельности которого является повышение инвестиционной привлекательности РФ за счет совершенствования и развития туристкой отрасли;
— Комитету Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры;
— другие министерства и ведомства, в том числе и региональным [11].
Возросшие денежные доходы у населения в Российской Федерации стали мощным драйвером для роста туристических и рекреационных услуг. Но в настоящее время в виду ряда обстоятельств внутренний туризм был востребован меньше, чем международный. Основная причина — это малое количество информации у населения о внутренних туристических направлениях и ресурсах. Вторая причина — низкий уровень развития туристической и рекреационной инфраструктуры (хотя весьма перспективных), если будет более активно развиваться сектор туризма в данных регионах. Развитие местного и въездного туризма может способствовать экономическому росту, а также способствовать повышению благосостояния населения в регионах страны [17].
Смена центра притяжения иностранных туристов в более дальние регионы от Центральной части России связано с интересом к таким местам как Крым, Кубань, Дагестан, Алтай, озеро Байкал, Дальний Восток и т. д., так и со специализацией восточных и южных районов на производстве продукции, поставляемой на экспорт, что влияет на численность иностранных деловых туристов [17].
Опыт ведущих регионов мира в области туристического обслуживания показывает, что туризм обеспечивает существенный вклад в социально-экономическое развитие стран. Для обоснования данного утверждения стоит обратить внимание на показатели вклада в социально-экономическое развитие отдельных наиболее популярных туристских территорий [1].
Таким образом, обобщение зарубежного опыта, выраженного в показателях развития туризма, позволяет сделать однозначный вывод о потенциале данной отрасли как источника регионального роста [1].
Ослабление национальной валюты, ухудшение отношений с некоторыми зарубежными странами (в том числе трудности с выдачей-получением виз), снижение реальных доходов населения в России определили повышение научного и прикладного интереса к вопросам использования потенциала туризма как источника роста уровня социально-экономического развития российских регионов [1].
Если брать историю развития туризма, то весьма плодотворно эта сфера росла в период «глобализации», к примеру страны, которые находились в составе Варшавского Договора, и некоторые советские республики после распада СССР стали более отрыты для западных туристов, а для жителей Восточного блока и стран СНГ стали открыты страны Запада, всё это влияло на туризм, миграцию, а также происходило влияние разных культур друг на друга.
В период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) произошёл спад внешнего туризма, и произошёл интерес к внутреннему туризму в связи с закрытием границ между странами. Многие страны не принимали российских туристов, из-за чего они стали больше интересоваться более близкими странами, либо вообще внутренним туризмом, но столкнулись с проблемой, что местный туризм был развит не совсем на том уровне, к которому привыкли, а также повлияли ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции. В связи с этим сейчас принимаются меры по модернизации и созданию новых туристических маршрутов, а также принимаются меры по развитию местного краеведения, возрождения здравниц, санаториев, детских лагерей, турбаз, музеев, информационных сайтов, идёт ремонт и реконструкции исторических зданий и т. д. Дополнительно это даёт рабочие места и повышает привлекательность региона.
Туризм также влияет и на привлечение новых жителей в регион. Ведь после нахождения в интересующем туриста регионе может появиться желание переехать в регион, который он посетил в экскурсионных целях, на постоянное или временное место жительства, чтобы более глубоко ознакомиться с культурой края, с целью обучения или получения профессии, а также из-за климатических особенностей края или из-за возможности больше реализовать свой потенциал, чем у себя дома.
В настоящее время у экономистов не вызывает сомнений, что миграция является важным инструментом, с помощью которого домохозяйства противостоят таким негативным социальным явлениям как безработица и бедность. В России, например, внутренняя миграция рассматривается как одно из средств решения проблемы региональной структурной безработицы. В то же время однозначно нельзя утверждать, что если отдача от миграции в частных случаях положительна, то и на экономику регионов миграция также будет влиять позитивно. Миграция населения может стать драйвером экономического роста.
А объемы и маршруты миграции внутри страны, как правило, связаны с экономическими факторами. [7].
Согласно исследованиям, туристский сектор оценивается по показателям: экологическим, экономическим, социальным. Самыми частыми исследованиями является второе направление, хотя и другие являются очень важными. Туристический сектор увеличивает объемы продаж или увеличивает число услуг, региональная экономика получает дополнительные доходы [9].
Влияние туристской деятельности на экономику региона оценивается на основе двух составляющих:
— прямого эффекта;
— косвенного эффекта [5, с. 97].
Суммарный расчет влияния, происходит на основе мультипликаторов туризма. Косвенного влияния расходов в секторе туризма на другие сектора экономики (ТРК) принимающего региона, который устанавливает как отношение изменения общей величины дохода или затрат (включая изменения, вызванные туризмом) в регионе к величине изменения дохода или затрат непосредственно в сфере туризма [5, с. 97].
Рассчитывается:
Прямой эффект — это влияние туристских расходов на объем валового производства услуг в туристских учреждениях и на предприятиях. Поскольку эти виды продукции не потребляются в процессе производства, их прямой эффект обычно равен единице. Для продукции промышленного производства прямой эффект в мультипликаторе выпуска превышает единицу.
Косвенный эффект — это дополнительный удельный выпуск в других отраслях, находящихся вне сферы туризма, но вызываемый туристскими расходами.
Индуцированный эффект — это эффект, который вызван в результате расходования домашними хозяйствами доходов, полученных как непосредственно в сфере туризма, так и вследствие создания косвенного эффекта туристских расходов [5, с. 97].
Для определения и оценивания степени влияния туризма на территориальное развитие, используется анализ расходов туристов. Благодаря данному методу, можно рассчитать и оценить возможности местности (дестинации), со стороны доходов, которые идут с различных элементов составляющих туристический продукт, выявить недостатки в составлении дохода от турдеятельности, а также в реализации потенциала имеющихся направлений в регионе. Наиболее объективным и предпочтительным методом исследования туристских расходов является анкетирование, в результате которого можно выявить, сколько туристы потратили денег за время своего пребывания в регионе по определенным направлениям туристских расходов [5, с. 97].
По целям туризм подразделяют на следующие виды:
— Рекреационный туризм — перемещение людей в целях отдыха в свободное время, необходимый для восстановления душевных и физических сил человека [2].
— Потребительский туризм — данный вид отдыха связан с теми или иными формами эксплуатации природных ресурсов. Классическим примером такого вида отдыха является охота и рыбалка. Потребительский вид туризма жестко контролируется законами принимающей страны, для него характерна сезонность, связанная с жизненными циклами животных. Термин потребительский туризм появился в 70-х годах прошлого века. Связан он со сбором ягод, грибов, а также спортивной рыбалкой и охотой. [2].
— Деловой (профессиональный) туризм связан с профессиональной спецификой, т. е. поездки на переговоры, конференции, симпозиумы, языковые курсы и т. д. А служебные командировки, деловые и профессиональные туры, чаще всего включают в себя: оздоровительные и экскурсионные программы. Деловой туризм (бизнес-туры, ярмарки, конференции, симпозиумы и др.) является неотъемлемой частью современного производственного процесса [2].
— Ностальгический (Воссоединительный) туризм — посещение родственников, друзей, знакомых, в места своего рождения и мест связанных с историей семьи [2].
— Медицинский туризм — связан с оказанием медицинских услуг за пределами региона проживания. Он не обязательно включает в себя выезд за границу, это может быть и другой регион. Он делится на группы:
1) Внутренний туризм — когда граждане одной страны курсируют по её регионам.
2) Выездной туризм — когда пациент отправляется за границу для получения необходимых услуг.
3) Въездной медицинский туризм — связан с въездом иностранных пациентов для оказания им помощи в принимающей стране [2].
— Спортивный туризм — основа которого, заключается в разного рода соревнований на маршрутах, с элементами преодоления препятствий в природной среде и на искусственных рельефах. Спортивный туризм исторически сложился в СССР, как вид спорта включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию в 1949 году [2].
— Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов, расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.
— Религиозно-познавательный туризм или паломничество — это путешествие в формате религиозного туризма предусматривает не только поклонение каким-либо церковным реликвиям, зданиям, сооружениям, иным объектам, но и общее ознакомление с культурой и религией того или иного государства, что также представляет познавательный интерес. Это, в первую очередь, возможность изменить свой взгляд на мир, познать новое, приобщиться к другой культуре [2].
— Приключенческий туризм — вид активного туризма, который включает в себя организацию нестандартных туров в экзотические, труднодоступные и порою опасные уголки мира. К приключенческому туризму относятся походные экспедиции, сафари-туры [2].
— Социальный туризм — это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т. д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды. Социальный туризм — формирует условия для путешествий инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны, ветеранов труда, школьников, студентов, молодежи и другим гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, и другие организации оказывают социальную помощь и поддержку. [2].
— Экологический туризм (экотуризм, зелёный туризм) — форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещении относительно незатронутых антропогенным воздействием природных территорий, направление туризма, в котором люди отказываются от комфортных отелей, автомобилей и прочего, в пользу окружающей среды [2].
— Сельский туризм — это пребывание туристов в сельской местности, вдали от города и промышленных зон, поближе к природе. Туристы посещают ферму, деревню, ранчо с целью отдохнуть вдали от города, дополнительно узнать новое о жизни в глубинке, научиться старинным профессиям и изучить культуру и обычаи местных жителей. Мода на сельский туризм охватила многие страны, особенно европейские [2].
— Событийный туризм представляет собой вид туризма, поездки при котором приурочены к каким-либо событиям. События могут относиться к сфере культуры, спорта, бизнеса и т. д. [6].
Если разбирать понятия миграция и эмиграция, то слово «эмиграция» имеет латинский корень «emigro», что означает «переселяться» [4]. Иммиграция означает въезд в страну и прибытие человека на новую территорию, а эмиграция — это выезд из страны на постоянное место жительства или на длительное проживание [3].
Иммиграция бывает двух типов:
— Самостоятельная. Связанная с личностью, взглядами, желаниями и т. д. Положительный результат данной иммиграции связан с возрастным цензором принимающей страны, образованием, трудовым стажем, владением языков, амбициями. Большое значение имеет наличие родственников или супруга в другой стране. (Примеры: США «гринкарта», Израиль «Алия», Россия «Соотечественники»).
— Деловая или связанная с профессиональной деятельностью. Люди переезжают по программам созданные для привлечения инвесторов, предпринимателей, бизнесменов, а так же для тех кто приезжает для самостоятельного трудоустройства. Для деловой иммиграции инвестор должен обладать определённой суммой активов на счёте, в сумме, или обладать недвижимостью в данной стране. Такая иммиграция имеет преимущество. Для получения ПМЖ чаще всего не потребуется сдавать экзамены, нет ограничений на здоровье, возраст, трудовой стаж, образование и т. д. (Виза инвестора (США), золотой паспорт (Кипр)).
Чаще всего отличие между самостоятельной и деловой иммиграцией состоит в скорости рассмотрения документов принимающей стороной.
Слово Миграция произошло от латинского слова «migratio» переводится как «переселение». Миграция — научный термин, означающий процесс переселения [15].
Миграция подразделяется на виды:
— Постоянная, когда меняется место жительства безвозвратно.
— Временная, связанная с эмиграцией из страны на срок, ограниченный во времени.
— Маятниковая, которая характеризует кратковременные переезды в связи с учебой или работой.
— Сезонная предполагает нахождение в другой стране в определённый период времени [14].
Одна из самых распространенных форм миграции — трудовая, которая подразделяется на два отдельных вида:
— Внутренняя, когда переселение происходит в границах одного государства;
— Международная, при переезде за рубеж в поисках работы [14].
Отрицательные моменты трудовой миграции:
— Отток специалистов приводит к нехватке кадров.
— Нелегальная миграция снижает уровень безопасности в принимающем государстве.
— Количество рабочих мест в стране, куда приехал трудовой мигрант, сокращается [14].
Положительные моменты трудовой миграции для государства, откуда выезжают люди:
— Приток денежных средств, направляемых для поддержки семей работающими мигрантами.
— Освобождение рабочих мест и снижение уровня безработицы [14]. (В принимающей стране закрываются невостребованные ниши).
Реэмиграция — процесс реэмиграции начинается, когда человек решил возвратиться на родину.
Частые причины реэмиграции:
— Достигнута цель заработать нужную сумму.
— Не получилось приспособиться к другим правилам жизни и языковой среде.
— Возвращение на родину из-за престарелых родственников.
— Появилась заманчивая перспектива карьерного роста на родине.
— Нет возможности продолжать работать и обеспечивать себя (из-за закрытия компании, начавшихся вооруженных конфликтов) [14].
По своей природе люди не склонны покидать свою родину, происходит это в силу сложившихся обстоятельств, чаще всего уезжают по причинам:
— Не нужно переживать за свою безопасность и безопасность детей;
— Благоприятные условия для сохранения физического и психологического здоровья;
— Социальная защищённость;
— Есть возможность честным способом зарабатывать на жизнь и не сталкиваться с коррупцией;
— Адекватные цены на продукты, одежду, услуги ЖКХ;
— Толерантное отношение к представителям всех национальностей и конфессий.
— Есть возможности реализоваться профессионально или духовно.
— Желание уехать жить на землю предков.
— Заманчивое предложение от зарубежной компании.
— Желание получить образование, которые доступнее в новой стране.
— Необходимость получения лечения за границей.
— Для воссоединения с родственниками.
— Необходимость покинуть родину из-за смены климата по состоянию здоровья [14].
Исходя из вышеописанного, в каждом регионе следует внимательно изучить каждый из аспектов привлекающих новых потенциальных жителей, для развития своего региона. А также обратить внимание на факторы, которые чаще всего являются аспектами, по которым жители региона по той или иной причине решают сменить местожительство, и постараться их минимизировать.
Государственным и муниципальным властям необходимо общаться с жителями региона для понимания тех направлений, с которыми горожанам хотелось бы ассоциировать свой город. Ведь есть страны, города, известные как столицы медицины, есть, которые ассоциируются с наукой, а есть те кто с культурой. Но бывают случаи и комбинированности направлений, по которым люди приезжают с целью туризма или миграции, когда к примеру город привлекает культурой и наукой (в России это к примеру город Санкт-Петербург).
Туризм выступает как раз тем элементом, который может способствовать миграции населения, ведь человек, побывав в стране или в регионе, который его заинтересовал, может на полном серьёзе переехать туда с целью развиваться, учиться или заниматься ещё каким другим направлением, что может поспособствовать развитию региона и поднять его рейтинг среди других, что также сказывается положительно, ведь в регион могут приехать жители этой же страны, которых не нужно переучивать, у них есть образование (получение в соответствии с государственными стандартами), готовые работать. Также особенно важно уделить внимание на привлечение и развитие туризма с помощью цифровых технологий, оцифровывать музеи, проводить видеотрансляции, развивать сайты и различные тематические сообщества, для удобства, для сохранения истории и упорядочивания данных.
Но при изучении туризма и миграции также нужно обратить внимание на такие факторы как:
- Нелегальная миграция. (Нелегальная миграция — это противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности и временного или постоянного проживания.)
- Теневой (нелегальный) туризм — это незаконная деятельность по организации и проведению различных видов туристических программ по различным направлениям.
К примеру в сфере туризма работают некоторые нелегальные турфирмы, осуществляющие турдеятельность в сфере активного, спортивного туризма. А это опасно, т. к. они не имеют перед туристами финансовую ответственность, а также ответственность за здоровье и жизнь туриста. Плюс это грубое нарушение закона и дополнительно это снижение финансовых поступлений в бюджет. Также туристу отличить «поддельную турфирму» крайне сложно. Особенно, если поездка завершилась благополучно. Однако серьезные проблемы могут начаться, когда что-то пошло не так. Такие компании не попадают под действие туристического законодательства, а значит, их клиенты не могут рассчитывать на компенсацию в случае банкротства турфирмы и эвакуацию за счет средств из фонда «Турпомощи».
Независимо от видов туризма, регионы должны развиваться в плане «умного города». А точнее грамотно интегрировать в сферу туризма технологии умного города. Это и система быстрых платежей, единый сайт по ознакомлению с видами туризма в регионе, единый рейтинг туроператоров (для уменьшения рисков мошенничества и повышения качества предоставляемых услуг, с возможностью оставлять отзывы посетителей только после действительной туристической поездки (для снижения вероятности «очернения» деловой репутации компании со стороны конкурентов)).
Также организация совместной работы с государственными органами, особенно с полицией и МЧС, если это какие-то выездные поездки или связанные с маршрутами с высокими рисками для здоровья или климатическими особенностями. Помимо грамотной проводимой законодательной работы, информационные технологии помогают также бороться с такими негативными аспектами как нелегальная миграция и теневой туризм.
В системе SmartCity, «Умный» туризм — это пример развития туристической индустрии и инновационных технологий, что дополнительно ведёт к трансформации и переходу к новой системе в сфере обслуживания. Интернет представляет собой одну из сил в новом этапе мировой технологической революции, который сильно, если не полностью изменяет образ человеческой жизни, ход всемирного экономического развития, а так же влияет на производство и это всё приводит к новым трансформациям и влияет на развитие мировой туриндустрии.
Сильная взаимосвязь туриндустрии с Интернетом становится все более глобальной и сильно значимой частью современности [8].
Развитие «умного» туризма уже идет полным ходом. Во многих отношениях он естественным образом развивается в результате широкого внедрения технологий в туризме. Однако систематическая и широкомасштабная координация и обмен, а также использование туристических данных все еще находятся в зачаточном состоянии.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что понятие «умный город» тесно связанно с понятием «умный туризм». Результатом от внедрения технологий умного города является повышение качества сферы услуг, жизни в городе, оптимизация государственных и муниципальных услуг, то есть повышение удовлетворенности от жизни в городе и повышения благоприятного туристского имиджа территории, как комфортного к посещению места. Планируя свою поездку, турист может руководствоваться не только информацией о потенциальных достопримечательностях и средствах размещения, но и информацией о безопасности, средствах передвижения, возможностях быстрой связи и доступа в интернет, качестве жизни в городе и т. д. Получается, что без полного функционала умного города умный туризм не сможет развиваться, как и без развития туристической сферы, город не сможет полностью стать умным.
Если говорить о развитии внутреннего туризма, то на примере городского округа города Воронежа и Воронежской области, можно реализовать множество различных туристических направлений, к примеру:
1) Маршрут Великой Отечественной войны (Воронеж является городом воинской славы, можно назвать программу «город Воинской Славы, непризнанный герой» (в некоторых источниках того времени его называли Сталинград на Дону) [10]. Ведь к сожалению во время Второй мировой войны, Воронеж был уничтожен практически на 90 процентов, а вместе с войной произошло и разрушение архитектуры, погибло много ценных документов, экспонатов и других ценностей, связанных с историей края. А многие воронежцы были вынуждены эвакуироваться из города. Некоторые там остались навсегда. Дополнить экскурсией к воронежской «Ротонде».
2) Туристическая программа, связанная с тематикой холодной войны. Воронеж посещал Фидель Кастро (в 1972 году), и Воронеж был одним из крупнейших военно-промышленных центров СССР.
3) Музей эмиграции. Данный музей может помочь в сборе историко-культурных ценностей Воронежа, а также дополнительно развивать международные связи города на культурном уровне с другими странами, и даже регионами России. Вот несколько фамилий, связанных с Воронежем, но которые были вынуждены эмигрировать по разным причинам: Павел Дмитриевич Шмаров (Шмыров) (художник), Ульянищев Василий Митрофанович (театральный художник), Воронов Сергей Александрович (хирург, занимавшийся эндокринологией), Дамешек Уильям (врач гематолог, основатель журнала Blood, являлся президентом Американского общества гематологии (ASH) в 1964 году), Павел Павлович Муратов (русский писатель и искусствовед, переводчик и издатель.), Николай Иванович Нечаев (русский общественный деятель и политик, член IV Государственной думы), Василий Николаевич Болдырев (физиолог, гастроэнтеролог, ученик выдающегося российского физиолога Ивана Петровича Павлова), Николай Александрович Бессарабов (американский музыковед российского происхождения, Американское общество музыкальных инструментов с 1989 г. присуждает премию имени Николаса Бессарабова). Для организации работы такого музея, требуется использование информационных технологий. Дополнительно это будет привлекать туристов в регион, ведь большое количество людей было связанно с историей города.
4) Маршрут по Воронежу времён гражданской войны (1917–1922). Ведь к примеру первый залп 25 октября 1917 с крейсера «Аврора», ставший сигналом к штурму красногвардейцами Зимнего дворца, делал уроженец Воронежской области Евдоким Павлович Огнев, а в 1919 году силами РККА проводилась Воронежско-Касторненская операция (которая является первым примером в ходе Гражданской войны массированного использования крупных кавалерийских соединений).
5) Дополнительно на развитие туризма может повлиять кино и литература, к примеру многие туристы приезжают в Австралию, чтобы посетить места, где снимался фильм Властелин Колец, или Великобританию (Лондон) для посещения Бейкер Стрит (где проживает известный литературный герой Шерлок Холмс). В Воронеже есть институт искусств, но нет своей киностудии (по типу Ленфильм, Мосфильм, Киностудия имени М. Горького, Леннаучфильм), они могут выступать и как источники рабочих мест и как объекты туристических маршрутов. Ведь в Воронеже снималось много фильмов, к примеру: Я остаюсь, Судьба Человека, Особо важное задание, Золотой эшелон, Лётчики (фильм 1935 года), Опять надо жить (по мотивам Андрея Платонова), Ёлки 1914, Певучая Россия и т. д.
6) Рядом с памятником котёнку с ул. Лизюкова, создать на базе бывшего кинотеатра «Мир», музея «Мультипликации и анимации»
7) Можно создать музей авиастроения, ведь в Воронеже многое связанно с авиастроительством, это и Воронежский Авиастроительный завод (ВАСО), это и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, город является Родиной ВДВ, так же в городе есть и район названный в честь того, чего к сожалению нет (ВАИ) Воронежского Авиастроительного Института, который так же бы способствовал привлечению населения в Воронеж и развитию авиастроения. Ведь даже в СССР, ввиду нехватки специалистов, приходилось привлекать их из Москвы (МАИ (Московский Авиастроительный Институт)), и Харькова (ХАИ (Харьковский авиастроительный Институт)). А также создание на их базе кружков, связанных с авиастроением, для привлечения детей и взрослых к этой теме.
8) Музей Космоса. Который можно объединить с музеем КБХА (Конструкторское бюро химавтоматики) и с музеем космической биологии и медицины им. В. В. Антипова (единственный в России).
9) Развитие экскурсий на самолётах, вертолётах, воздушных шарах.
10) Музей Флота. В советское время в Воронеже был хорошо развит речной флот, город является родиной военно-морского флота, также в Воронеже работает филиал государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (г. Санкт-Петербург). Именем Воронеж была названа подводная лодка, а в Российской Империи имя города носил транспортный корабль Черноморского Флота (1902 год), и 62-пушечный парусный линейный корабль Азовского флота России. Дополнительно к посещению музея можно включить посещение корабля Гото Предестинацию, и объединить данный маршрут с музеем «Петровские корабли».
11) Возрождение Воронежского речного порта, с созданием теплоходных экскурсий «Петровские пути» (Воронеж-Азов).
12) Сделать музей «Воронеж — город гениев» (с Воронежем связаны имена трёх нобелевских лауреатов (И. А. Бунин, Н. Г. Басов, П. А. Черенков), в городе сильная шахматная, инженерная, физико-математические школы.
13) Образовательные туры под названием «Воронеж — город студентов». С этой целью создать сайт с презентациями достижений Воронежской области и добавить раздел «Воронеж — город для молодёжи и студентов» (с созданием перечня рейтинга вузов и их образовательных программ, с указанием выдающихся людей из этих вузов).
14) Музей медицины. (По примеру музея истории гигиены в г. Санкт-Петербург).
15) Музей достижений Воронежской области (по примеру ВДНХ в г. Москве (выставки достижений народного хозяйства). Это будет привлекать и инвесторов, а также показывать жителям города о местных достижениях и их вкладе в развитие страны и мира.
16) Можно посмотреть на то, какие музеи есть в мире, но нет в России, или представлены с другой концепцией. В США и Германии это музей Видеоигр (в г. Москве есть похожий (Музей советских игровых автоматов)). В Воронеже можно добавить к нему отдел, специализирующийся на изучении различных компьютерных технологий. И добавить к этому музею свою киберарену (для проведения киберспортивных мероприятий), как к примеру в г. Минске (Киберспорт Арена).
17) Для привлечения туристов можно сделать аналог праздника выпускников «Алые Паруса» (г. Санкт-Петербург), но с дополнительным применением авиационной техники, а также с уклоном не для выпускников школ, а для выпускников вузов (и связать его с темой «Воронеж — город студентов»). Это дополнительно бы способствовало развитию такого сектора как событийный туризм.
18) Создание и восстановление санаториев, оздоровительных лагерей (к примеру ДОЛ «Салют», ДСОЛ «Баркова гора» и т. д.), турбаз детской и взрослой направленности. С добавлением экскурсий во время нахождения там, это будет помощью учреждениям культуры, в то же время, это будет досуг для отдыхающих, а также будет способствовать привлечению туристов из других мест (благодаря репостам, постам, фотографиям в социальных сетях).
19) Создать в Воронеже маршрут «Воронеж — город детства» ведь край богат писателями детской тематики, это и Королькова А. Н., Маршак С. Я., Барышникова А. К., Платонов А. П., Троепольский Г. Н., Третьяков Ю. Ф., Добряков В. А. и другие.
20) Создание аналога «Золотого Кольца» с названием «Жемчуг Черноземья».
21) Можно обратить внимание на развитие сельского туризма. Ведь в Воронеже хорошая природа, и есть много мест для развития данного направления в регионе.
22) Расширить производство местной сувенирной продукции. К примеру, создавать новые продукты и восстановить производство старых (ранее Воронежская Кондитерская Фабрика выпускала конфеты связанные с городом: Петровская эпоха, Воронежские самолёты, К Звёздам и т. д.). Это будет служить визитной карточкой города, а также способствовать занятости населения и появлению рабочих мест.
23) «Пушкинская карта»: убрать возрастной ценз и сделать её доступной всем студентам, независимо от возраста и формы обучения.
24) Дополнительно стоит обратить внимание на развитие водного транспорта в Воронеже (восстановление Воронежского речного порта). Т. е. включение г. Воронежа (как было ранее) в Волго-Донское речное пароходство. Ведь использование «Волго-донского речного пароходства» способствовало бы развитию:
А) Туризма
Б) Грузовых перевозок (река-море). Развитию отношений с другими регионами и странами (к примеру Турции) (которые могут пользоваться перевозками грузов и прохождением теплоходов через Воронеж).
В) Развитию и созданию предприятий изготавливающих земснаряды (для углубления дна рек и водохранилища), малых судостроительных военной и гражданской направленности и судоремонтных заводов в Воронежской области.
Но для полной реализации вышеописанных программ по развитию туризма в Воронеже необходимо модернизировать Туристический информационный центр, на базе которого сделать единую электронную платформу, где каждый турист может ознакомиться с предложенными маршрутами и их ценой, а также комментариями тех, кто уже был на экскурсии. Также создание органов по проведению аттестации гидов и курсов по овладению данной профессией в регионе. В этом как раз может помочь реализация системы «Умный Город», когда в одном приложении человек может выбрать необходимые ему экскурсии и тут же забронировать себе номер в отеле. Также система «Умный город» позволит быстро обмениваться данными между архивами разных населённых пунктов, что также будет способствовать развитию краеведения и изучению своей отечественной истории, а также это будет способствовать привлечению туристов и возможно новых жителей города.
По приведенным выше данным, можно сделать вывод, что Воронеж — это уникальный регион Российской Федерации, с особым территориальным, экономическим положением. Расположение Воронежской области играет важную роль в развитии региона, т. к. из-за близости к федеральному городу Москве, являясь центром Черноземья, у города большие возможности для реализации туристического потенциала, из-за развития данного сектора повысится уровень жизни граждан, состояние города и ускорится внедрение системы «Умный город».
Литература :
- Болдырева С. Б. Влияние туризма на социально-экономическое развитие региона: обобщение российского и зарубежного опыта / С. Б. Болдырева // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 5 (452). — C.972–988.
- Булыгина В. А. Факторы развития и задачи туризма / В. А. Булыгина, Т. Р. Лыкова // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
- В чем разница между эмиграцией и иммиграцией? [электронный ресурс] / Аргументы и Факты (Сайт) URL: https://aif.ru/society/law/v_chem_raznica_mezhdu_emigraciey_i_immigraciey
- Гончарова М. Е. Понятие эмиграции в словарных статьях: начальный этап исследования концепта «эмиграция» / М. Е. Гончарова // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 1. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. — С. 244–251.
- Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 208 с.
- Зарванская А. В. Событийный туризм как динамично развивающееся направление в современных условиях / Зарванская А. В. // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
- Карцева М. А. Миграция в России и социально-экономическое развитие регионов: анализ взаимного влияния / М. А. Карцева, Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская // Проблемы прогнозирования. 2020. № 4 (181). — С.87–97.
- Куан Сяоцянь. Исследование развития «Умного» туризма в провинции Цзянси в рамках концепции «Интернет+» / Куан Сяоцянь, Ай Шуцинь // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 4 (46) — C.199–205.
- Кудашева Н. З. Роль туристско-рекреационного потенциала в социально-экономическом развитии региона / Н. З. Кудашева // Актуальные вопросы экономических наук. 2013. № 31. — С.99–102.
- Курдюков В. Д. Сталинград на Среднем Дону / В. Д. Курдюков // Евразийский форум. 2017. № 1 (9). — С.34–38.
- Магеррамова Ф. Э. Система государственного регулирования туристкой деятельности в российской Федерации / Ф. Э. Магеррамова, А. И. Балашов // International journal of professional science. 2019. № 5. — 56–64с.
- Оборин М. С. Роль цифровых технологий в развитии информационного пространства управления региональным туризмом / М. С. Оборин, А. А. Сарян, // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 3 (85). — С.24–32.
- Потапова К. К. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов / К. К. Потапова // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 219–222.
- Пухова М. М. Теоретические основы миграции / М. М. Пухова, И. П. Дорошина, И. Г. Ходжаева // ТДР. 2013. № 6–2. — С.13–16.
- Сельницкая Г. Д. Теоретические основы исследования миграционных процессов / Г. Д. Сельницкая, Е. В. Еленева // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
- Уакбаев Ш. У. Туризм как фактор регионального и межрегионального развития / Ш. У. Уакбаев // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана Алматы — 2015–83–89с.
- Шевыров П. Оценка и прогноз влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов (на примере Тверской области) / П. Шевыров // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2008. № 1. — 239–247с.