В статье исследуется развитие Дальнего Востока в период становления советской власти с целью выявления аналогий в тенденциях, применяемых инструментах развития экономики в современной России, а также для определения особенностей разных периодов, технологий развития экономики.
Ключевые слова: экономика Дальнего Востока, НЭП, развитие региона.
The Soviet period is very long and varied, so I consider it necessary to analyze the period before the war in order to compare and trace the dynamics of the country's economy in my subsequent study. And also to draw a parallel between the Soviet Far East and the Far East today, to compare what features were in different periods of development, what development technologies remained in the past, and which are still used. In the presented work, I will consider only the Soviet period in order to explore everything in more detail.
Keywords: economy of the Far East, NEP, development of the region.
Советский период для экономики дальневосточного региона можно охарактеризовать как результативный, поскольку в этот период наблюдались высокие темпы роста производства. Экономика СССР по объему ВВП представляла собой вторую в мире систему общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции различных отраслей народного хозяйства. Дальневосточный регион играл особую роль в построении внешнеэкономических отношений России и стратегических районов мира — азиатских стран — быстро растущих и быстро развивающихся экономик.
В начале XX века в связи с особым статусом Дальнего Востока в регионе сложилась собственная система денежного обращения, поэтому было необходимо выработать новые подходы для достижения экономического единства страны с учетом специфики политической и социально экономической обстановки. Новая экономическая политика (НЭП) потребовала коренного изменения финансовой системы советского государства, которая была проведена в течение 1922–1924 гг. На территории дальневосточного региона к концу 1922 г. в обращении находились российский рубль и русская золотая монета. В Амурской области в обороте находились китайские денежные знаки, в приамурье — йены, в северных уездах Камчатки — американские доллары. 6 декабря 1922 г. были запрещены все банковские операции: переводы, векселя, ссуды, инкассо. С 20 марта 1923 г. установлен обязательный прием банковских билетов. На Дальнем Востоке открываются отделения банков и в 1924 г. здесь функционирует уже 31 отделение советских банков. Таким образом восточный регион страны постепенно входит в общую денежную систему.
Как и во всех регионах того времени на Дальнем Востоке наблюдались убытки. В целом, по данному региону, по документально подтверждённым данным, они составляли более 603 млн руб. золотом. На состоянии народного хозяйства как страны, так и восточных регионов отрицательно сказался захват российских золотых и валютных запасов: из центральных районов страны в 1919 г. через Владивосток в США, Францию, Японию, Англию и другие страны было отправлено 11 452 пуда золота на сумму 241 906 247 руб. [1]
В восстановительный период регион отличался низким уровнем экономичного развития. Было проведено расследование и выяснилось, что многие предприятия оставались разрушенными, а действующие не располагали оборотными средствами, не могли закупать сырье необходимое для развития ввиду отсутствия доступности банковских кредитов. Всего в 1923 году было насчитано 3519 предприятий, 326 из которых принадлежали государству, 99 кооперативам и 3094 частному сектору.
Также на этом сказывалось и неравномерное размещения производства. Так, например на приморский край приходилось 52,1 % промышленности, в то время как в Амурском крае производство было мелкосерийным. Крупные производства находились в основном в районе транссибирской железнодорожной магистрали. В том числе дальневосточный регион отличался малочисленностью населения и большим дефицитом квалифицированных работников, что отрицательно сказывалось на экономике и требовало привлечения дополнительных ресурсов. Это было опасно не только с точки зрения низкой обороноспособности, но и со стороны развития промышленности и сельского хозяйства. Для решения этой задачи власти прибегли к опыту переселения на Дальний Восток, то есть переселить некоторую часть центральной Европы. Были предоставлены льготы тем, кто желает поселиться на Дальнем Востоке. Например, те кто оставались в регионе, на 10 лет освобождались от сборов налогов, предоставлялись долгосрочные кредиты на ремонт, проезд и провоз багажа осуществлялся за счет государства, выделялись хлебные ссуды и все необходимые строительные материалы. Но несмотря на то, что были предоставлены все условия, люди все же уезжали, и причиной отъезда большинством отмечалось то, что государство долгое время не обращало внимания на восточную часть страны, как на способный развиваться регион, а также неготовая инфраструктура для принятия людей. Но процесс переселения тем не менее продолжался и уже в период с 1932 по 1939 гг. на Дальнем Востоке проживало 35 тыс. воинов запаса. В 1940 г в регион переехало семей больше, чем за предшествующие три года. Постепенно власти стали направлять в регион квалифицированные кадры. Но все же хоть квалифицированные работники и прибывали в регион, острая потребность в них все также оставалась, например, при необходимости 1100 инженеров было всего лишь 382. В России на сегодняшний день наблюдается острая нехватка строительных кадров (на одну вакансию приходится 1,2 активных резюме, по России 1,8), врачей (на одну вакансию приходится 0,6–0,8 человек, по России 1,6), учителей, а также в других отраслях. Дефицит на вышеприведенные специальности присутствует также и в других регионах России, однако на Дальнем востоке, это ощущается больше всего. В частности, это связано с тем, что страны Азии (Китай, Южная Корея, Япония) перенимают к себе на более выгодных условиях. Кроме добровольного переселения в 1930 года стали практиковать принудительную миграцию заключенных. Конечно, власти понимали, что принудительный труд — это меньшая эффективность, но именно заключенных использовали для строительства особо сложных объектов: железных дорог, мостов, туннелей. Активное использование жестких принудительных мер обуславливалось целевой установкой развития региона быстрыми темпами. В 1950 годах такая практика стала неприемлемой для СССР, однако эффективность производства продукции, как и ожидалась, снизилась [2].
В настоящее время также наблюдается отток населения с дальневосточных регионов и в 2020 году естественная убыль увеличилась в 2,5 раз. Основной причиной является существенный рост смертности и низкий уровень жизни, отметила замминистра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина [3].
Стоит отметить, что с началом периода НЭПа появились новые формы государственной собственности, а именно тресты. На дальнем востоке они были сформированы в основном в центральных районах и имели либо однотипную форму, либо являлись комбинатами, который объединяли производство какого-либо сырья, например, лесную или рыбную промышленность. Был организован государственный трест — «Дальзолота» для организации добычи и скупки золота. После его создания государство получило 237 пудов золота, затем в 1924 г. — 364 и 1925 г. — 507 [4].
Особое значение уделяется экспорту леса. В 1923 убыл создан трест лесопромышленности «Дальлес», а в период с 1923–1924 гг. были заключены договоры на экспорт сначала в Японию и Китай, а потом в южную Африку, Сирию, Египет и Англию, и дальневосточный регион стал третьим регионом в стране по экспорту леса.
В 1927 году был утвержден первый пятилетний план для Дальнего Востока. Он предусматривал масштабное развитие, высокие темпы роста, развитие промышленности с большими капитальными вложениями. В экономическое развития Дальнем Востоке планировалось вложить около 5 % общероссийского капитала. Однако план подвергался корректировке, и большая часть средств пошла на угольную, лесную, рыбодобывающую и золотодобывающую промышленность, так как было необходимо наладить получение валютных средств, путем экспорта.
В феврале 1929 года прошла IX дальневосточная конференция, где были поставлены задачи по развитию сельского хозяйства на Дальнем Востоке в период первой пятилетки. Содержание этих задач было следующим, необходимо было реконструировать и переоборудовать старые предприятия, построить новые заводы и фабрики, шахты и рудники, создать собственные топливно-энергетические базы [3]. Задачи по разработке электроэнергетики были выставлены на первый план. Однако в это время этот сектор экономики был очень далек даже от текущих задач, поэтому на Дальнем Востоке стали разрабатываться более масштабные планы по разработки электроэнергетики. В 1928 г. создается сектор по электрификации края. В декабре 1930 г. началась разработка «генерального плана электрификации СССР». Позже в регион были направлены специалисты по разработке плана электрификации из Москвы.
Энергетическое строительство на Дальнем Востоке с первых лет осуществления пятилетнего плана происходило децентрализовано и нерационально без четкого плана и понимания того, что необходимо сделать, как со стороны края, так и со стороны центральных властей. В основе такого строительства лежал ведомственный подход, сущность которого заключалась в том, что каждая группа, часть, отрасль расширяла самостоятельно маломощные электростанции. Строительство электростанций на Дальнем востоке начиналось вместе со строительством новых предприятий промышленности и реконструкции старых. Строительство, финансирование, управление и эксплуатация промышленных электростанций осуществлялись тем ведомством, которому подчинялось предприятие.
Сооружение одной из первых электростанции началось с угольной промышленности. В 1925 г. был создан трест по увеличению добычи угля «Примуголь». Так за год было добыто 35 млн пудов угля, что в два раза больше, чем в 1913году. В конце 1925 года уголь стали поставлять за границу и Дальний Восток получил средства на восстановление экономики. В апреле 1929 г. началось сооружение центральной электростанции треста «Сучануголь», первая мощность которой (2000 кВт) была введена в эксплуатацию в сентябре 1931 г. В том же году началось строительство электростанций Спассского цементного завода, Сихоте-Алиньского полиметаллического комбината «Сихали», Иманского лесопильного завода и других предприятий края. Электрические станции строились практически на всех крупных предприятиях региона.
В дальневосточных городах с началом промышленного строительства новых фабрик и заводов появился острый дефицит в электроэнергии. Коммунальные электростанции, построенные ещё в начале ХХ в., оказались неспособны обеспечить промышленную нагрузку. Особенно остро дефицит электроэнергии проявлялся в г. Хабаровск, где с началом строительства крупных предприятий резко возросла потребность в электрической энергии. Нехватка электроэнергии в Хабаровске доходила даже до того, что по вечерам на предприятиях пользовались керосиновыми лампами, а в жилых районах приходилось отключаться от электричества.
Для того чтобы преодолеть энергетический дефицит, стали проводить работы по реконструкции коммунальной электростанции на Дальнем Востоке. За счет установки нового генерирующего оборудования мощность электростанций была увеличена в два раза. Однако средства, которые выделялись на край, использовались нерационально. Так, например 25 августа 1931 года было принято решение о переоборудовании хабаровской электростанции в теплоцентраль для теплофикации города. Это решение было не до конца продумано и не обосновано, в результате чего работы так и не были завершены, а финансовые средства были заморожены.
Тем не менее все было не так плохо, определенные успехи все-таки были достигнуты. Например, общая электромощность края к 1932 году увеличилась в два раза, а производство электроэнергии увеличилось в три раза. Также если на начало пятилетки промышленными электростанциями производилось 29 % от общего количества электроэнергии в регионе, то в 1932 г. уже 46 %. Если в 1928 г. промышленностью потреблялось 38 % от всей производимой в крае электроэнергии, то в 1932 г. уже 61 %. Это свидетельствовало о высокой роли электроэнергетики в развитии промышленности Дальнего Востока и отражало общую линию развития всего народного хозяйства региона.
Уже во второй пятилетке энергетическое строительство появилось по всему региону. В это время возводилось 10 капитальных промышленных зданий. Финансовое вложение в энергетическую отрасль отводилось в целом примерно 320 млн руб. и впервые промышленность стала развиваться не только в развитом юге региона, но и на севере. Новые капитальные электростанции на Дальнем Востоке стали основой электроснабжения края. Важное место стали занимать ТЭЦ, которые были современные, мощные, с более эффективными установками и высоким коэффициентом использования.
Важным для региона было и развитие обороноспособности, а также укрепление его границ. Задачами прежде всего были не только укрепление армии и флота, но и строительство заводов по ремонту машин и выпуску военной техники. Так, во Владивостоке в 1932 году был построен судостроительный завод № 178; в 1936 году в городе Комсомольск-на-Амуре был возведен авиационный завод и Амурский судостроительный завод. Также чуть позже в 1939 году в Улан-Удэ и Арсеньеве были запущены авиаремонтные предприятия. Все это не только укрепило обороноспособность региона, но и дало новые возможности в развитии высоко технологических оборудований и появлению высококвалифицированных работников. Несомненно, это сыграло большую роль в развитии экономической и социальной сфере экономики.
Немаловажное значение уделялось транспортной инфраструктуре. Так, строительство байкало-амурской магистрали задумывалось не столько из-за экономического развития сколько из-за оборонной необходимость, так как требовался протяженный сухопутный транспортный коридор, который бы располагался в достаточной удаленности от восточных границ [5].
В частности, оборона была связана даже с сельскохозяйственным развитием. Ведь даже в предвоенные годы Блюхер говорил, что успех войны зависит и от того, чтобы на Дальнем Востоке были запасы сельскохозяйственной продукции: зерно, мясо, картофель, сено. Это было необходимо, так как только 40 % всех железнодорожных и водных путей были заняты обеспечением дальневосточного региона продовольствием.
21 апреля 1932 года решением советского правительства был создан новый флот — Морские силы Дальнего Востока, первая бригада полностью состояла из судов гражданского флота и комиссариата рыбной промышленности [6].
Во втором пятилетнем плане планировалось создать металлургические базы, увеличить объемы добычи топлива, развить лесную и пищевую промышленность. Темпы индустриализации предполагались выше, чем в среднем по всей стране.
Мощность электростанций собирались увеличить в 3 раза. На Дальнем Востоке одновременно возводились более ста крупных предприятий, ряд из которых имело союзное значение. В период второй пятилетки было впервые построено оловокомбинат, в 1935 году было сдано 25 новых фабрик и заводов, это были предприятия по всему региону: Спасский цементный завод, Хабаровский нефтеперегонный завод, сахарный комбинат в Уссурийске.
За годы второй пятилетки в Дальний Восток было вложено более 2,4 млрд руб., что превышает запланированный бюджет в 1,6 раз. К концу 1937 года все также ставилось в приоритет завершение технической реконструкции отрасли восточного региона страны, значительно укрепилась материально-техническая база рыболовного флота. В 1932 году завершилось первое в стране оборудование китобойной базы «Алеут». 25 октября 1932 года было добыта 2 кита, дальше добыча составляла 500 китов в год и только в 1967 году в связи с износом флотилия, «Алеут» будет списан. Множество морепродуктов шло на экспорт и в целом экономика стала процветать [7].
Главным лозунгом третий пятилетки было выиграть историческое соревнование с капитализмом, догнать и перегнать в экономическом отношении развитые капиталистические страны. Предполагалось увеличить объем продукции в промышленности по всей стране на 92 %. В те года была поставлена задача комплексного развития региона: «На примере Дальнего Востока особенно видно, что без комплексного развития основных экономических очагов страны нельзя обеспечить самых важных государственных интересов. Дальний Восток должен иметь у себя на месте всё необходимое по топливу, металлу, машиностроению, по цементу, лесу и вообще по строительным материалам», записано в решении XVII съезда ВКП(б) [8].
Третий период пятилетнего плана был решающим для дальневосточного региона и поэтому на его развитие было выделено уже не 8,8 млрд, как во второй пятилетки, а 19,2 млрд. Основной упор был, конечно, сделан на создание новых предприятий промышленности. Возводились химические предприятия в Комсомольске на амуре, угольные шахты в приморье и в Хабаровске, машиностроительный завод в Арсеньеве, ТЭЦ. [5] Была проведена реконструкция крупных промышленных заводов таких как, Энергомаш, Дальдизель, заводы им Кирова, им Орджоникидзе и другие.
Из исследования представленных периодов можно выделить основные преимущества. В годы первых трех пятилеток особенно важно было заниматься не только добычей ресурсов, но и созданием инфраструктуры в регионе, было построено много заводов, некоторые из них считались одними из лучших в СССР. К сожалению, на сегодняшний день на Дальнем Востоке многие предприятия завершили свою работу или пошли под снос. На данный момент для развития региона требуется восстановить работу фабрик, чтобы увеличить занятость населения, увеличить ВВП, распространить свободные экономические зоны и улучшить инфраструктуру. В периоды пятилеток была проведена гибкая экономическо-социальная стратегия, которая помогла приспособиться к особенностям географического положения. Очень важно отметить привлечение рабочей силы путем льгот, эта тема остается актуальной по сей день, так как с каждым годом наблюдается отток населения из региона. Эта тема остается актуальной по сей день, и ее исследование поможет найти решения необходимые для решения поставленных выше задач.
Литература:
1. Степанов Е. А. Соколовская Н. С. Место Дальнего Востока в перспективной модели развития Российской Федерации / Е. А. Степанов — [Электронный ресурс]. URL: https://federalizm.rea.ru/jour/article/view/237/212 (дата обращения: 01.04.2022). — 21 с.
2. Российская академия наук дальневосточное отделение. Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. История Дальнего Востока России Том 3, книга 2 Дальний Восток России в эпоху советской модернизации: 1922–начало 1941 года — [Электронный ресурс]. URL: http://ihaefe.org/wp-content/uploads/История-Том-3-Кн-2-см.pdf (дата обращения: 01.04.2022). — 656 с.
3. Интерфакс — [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/amp/822414 (дата обращения: 20.04.2022).
4. Маклюков А. В. Энергетическое строительство на Дальнем Востоке в годы первого пятилетнего плана (1928–1932) / А. В. Маклюков — [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskoe-stroitelstvo-na-dalnem-vostoke-v-gody-pervogo-pyatiletnego-plana-1928–1932-gg (дата обращения: 01.04.2022).
5. Ишаев В. И., Ивантер В. В., Кувалин Д. Б. Экономика Дальнего Востока и Байкальского региона. М., 2015. / В. И. Ишаев — [Электронный ресурс]. URL: https://ecfor.ru/publication/ekonomika-dalnego-vostoka-i-bajkalskogo-regiona/ (дата обращения: 01.04.2022). — 260 с.
6. Создание морских сил Дальнего Востока — [Электронный ресурс]. URL: https://mmflota.ru/index.php/news-2018/370-sozdanie-morskikh-sil-dalnego-vostoka (дата обращения: 01.04.2022).
7. Шолохова Е. Н. Вторая мировая началась раньше 1939 года … на китовом фронте / Е. Н. Шолохова — [Электронный ресурс]. URL: https://fishnews.ru/mag/articles/5457 (дата обращения: 01.04.2022).
8. Филиппова А. В. Модернизация Дальнего Востока СССР накануне Великой отечественной войны (1938–1941) / А. В. Филиппова — [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-dalnego-vostoka-sssr-nakanune-velikoy-otechestvennoy-voyny-1938–1941