The article discusses theoretical approaches to defining the concept of the constitutional and legal status of the Government of the Russian Federation and highlights the most general characteristics of the phenomenon under study. Also in this work, the analysis of theoretical definitions of the concepts of status, constitutional status and legal status is carried out, on the basis of which the author's definition of the constitutional and legal status of the Government of the Russian Federation is formulated.
Keywords: Government of the Russian Federation, constitutional and legal status of the Government of the Russian Federation, status, legal status, constitutional and legal status.
Понятие и структура конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации представляет собой весьма сложную категорию. В научной литературе существует ряд различных определений данного понятия, однако для более полного и точного исследования данной категории необходимо дать определения основных структурных составляющих данного понятия, а именно: статус, правовой статус, конституционно-правовой статус. После определения данных категорий можно сформулировать более точное и полное определение понятия конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации.
Понятие «статус» является многоаспектным. В правовой науке термин «статус» используется для характеристики разнообразных правовых категорий. При этом следует отметить, что само это понятие является слабо исследованным с точки зрения понимания присущих ему признаков и его юридической конструкции. Между тем, данная категория используется правоведами при исследовании правовой системы, законности, сущности права и государства, правовых состояний, правовой культуры и т. д. Статус закрепляет в себе общие для всех субъектов юридические характеристики. Также под статусом понимается сочетание статики и динамики, выражающееся в фундаментальных характеристиках субъекта права, и изменчивом характере элементов статуса субъекта правоотношения [12].
Таким образом, под статусом понимается совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта, совокупность их характеристик.
Понятие правового статуса представляет собой более конкретную и специфическую категорию. Правовой статус в нормативном смысле, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью данной юридической категории определяется природа, место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к иным субъектам и т. п. [7].
Под правовым статусом понимается установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Основными составляющими правового статуса являются: правосубъектность, установленные законом права и обязанности, гарантии установленных прав, ответственность субъекта за неисполнение обязанностей. [5].
Следующим понятием, анализ которого необходимо провести, является понятие конституционного статуса. Конституционный статус является наиболее точным и конкретным, однозначным понятием.
Под конституционным статусом понимается положение того или иного субъекта (объекта), закрепленное Конституцией Российской Федерации. Понятие положение подразумевает под собой основные характеристики данного субъекта (объекта), его права и обязанности, ответственность, а также иные аспекты его положения в системе общественных отношений [7].
Конституционный статус рассматривается, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств, является универсальным — единым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание этого статуса составляет главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией.
После определения основных составляющих изучаемого понятия необходимо перейти к его комплексному анализу и определению.
Дефиниция понятия конституционно-правового статуса является более конкретной и специализированной.
Конституционно-правовой статус является более полной юридической категорией, так как регулируется нормами не только конституции, но и других источников конституционного права. Этот статус более разносторонен и богат по содержанию [9].
Основным определением понятия конституционно-правового статуса является следующее: закрепленное конституцией и иными источниками конституционного права положение того или иного субъекта (объекта) в системе общественных отношений.
Более детальная и конкретная характеристика понятия конституционно-правового статуса зависит от того объекта, к которому применяется данная категория. Конституционно-правовой статус может быть применим к физическим лицам, юридическим лицам, органам государственной и муниципальной власти, а также к иным публично-правовым образованиям.
Подводя итог всей информации, приведенной выше, необходимо сделать вывод о то, что категория понятия конституционно-правового статуса является комплексной, состоящей из многих отдельных и самодостаточных понятий.
Под конституционно-правовым статусом понимается закрепленное конституцией, а также иными источниками конституционного права положение определенного субъекта (объекта) в системе общественных отношений. Под положением понимаются законодательно закрепленные права и обязанности данного субъекта (объекта), ответственность и иные особенности взаимодействия с обществом [7].
После определения понятия конституционно-правового статуса необходимо перейти к определению и анализу конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации.
На основе анализа определений всех представленных выше составных понятий можно сформулировать следующее определение понятия конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации: закрепленное в Конституции Российской Федерации, а также в иных источниках конституционного права, положение Правительства Российской Федерации в системе общественных отношений.
Под иными источниками конституционного права, в данном случае, подразумевается Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [3].
Данный закон более детально регламентирует все правовые особенности деятельности Правительства Российской Федерации, которые обозначены в Конституции Российской Федерации.
После определения понятия конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации необходимо обозначить его основную структуру, то есть его основные составляющие.
Под основными составляющими конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации подразумеваются права, обязанности и ответственность данного органа власти.
Перечисленным выше вопросам посвящена глава 6 Конституции Российской Федерации [1], а также все положения Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [3].
Данные нормативно-правовые акты закрепляют все права, обязанности и ответственность правительства Российской Федерации.
Таким образом, подводя итог всей информации, представленной выше, можно сделать вывод о том, что под конституционно-правовым статусом Правительства Российской Федерации понимается закрепленное в Конституции Российской Федерации, а также в иных источниках конституционного права, положение Правительства Российской Федерации в системе общественных отношений, основными составляющими которого являются права, обязанность и ответственность данного органа власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ от 2009, № 4, ст. 445.
- Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета, 16.03.2020, № 55, ст. 8109.
- Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [ред. от 06.11.2020] // Собрание законодательства РФ от 2020 г., № 45, ст.7061.
- Агапов А. Б. Административное право. Общая часть: учебник / А. Б. Агапов. — М.: Юрайт, 2019. — 542 с.
- Алжеев И. А., Власенко И. Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И. А. Алжеев, И. Б. Власенко. — М.: Статут, 2014. — 87с.
- Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 194 с.
- Безруков, А. В. Конституционное право России: учебное пособие / А. В. Безруков. — М.: Юстицинформ, 2019. — 213с.
- Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 453 с.
- Г аляутдинов Р. Ф., Хакимов Н. Н. Понятие конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10. С. 15–19.
- Занко Т. А., Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 7–22.
- Кобзарь-Фролова М. Н., Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи Правительства // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2. С. 116–126.
- Редких. С.В., Понятие правового статуса: формально-правовой контекст // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С.42–45.