Поводится анализ жилой застройки в ХМАО — Югре. Рассматриваются проблемы доступной среды. Ставится проблема соответствия существующих застроек, на примере г. Сургута, нормативным требованиям. Проводится анализ государственной программы «доступная среда».
Ключевые слова: доступная среда, маломобильные группы населения
Ханты-Мансийский автономный округ является субъектом Российской Федерации. Климат округа — резко континентальный. В округе проживает 1,7 млн. чел. — это крупнейший показатель численности населения среди автономных округов. Более 53 тыс. человек имеют инвалидность, это 3 % от населения. Также на территории ХМАО проживает около 190 тыс. детей до 7 лет — это 11 %, людей старше 60 лет 12 %. Численность населения с каждым годом растет, одной из причин является высокая рождаемость. За 2021 год в ХМАО — Югре родилось около 20 тыс. чел. Беременным женщинам особенно важна комфортная, безопасная и доступная среда, по этой причине данная категория граждан относятся к маломобильной группе населения. В СП 59.13330.2020 прописан термин и определение: « маломобильные группы населения; МГН: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т. д». [1]. Из этого следует, что около 30 % населения нуждаются в беспрепятственной среде для комфортной жизни.
На сегодняшний день современный мир требует быть мобильными как физически, так и социально. Человеку для полноценной жизни необходимо совершать достаточно действий как в пределах жилой площади, так и в городской среде. Необходимо выходить из дома для прогулки, в больницу, в магазин, для получения образования, различных видов услуг и др. Не для каждого человека такие действия являются простыми и возможными в связи с тем, что каждый период жизни сопровождается своими особенностями. Человек рождается и проживает жизнь в коляске, после пересаживается на велосипед, с появлением ребенка возит коляску, а с возрастом у пожилых людей здоровье ухудшается, что в свою очередь требует большего комфорта. Для некоторых же с первого дня жизни необходима особенно безопасная и доступная среда.
Поэтому в 2008 году Российской Федерацией была подписана Конвекция о правах Инвалидов. В 2012 году Россия ратифицировала положения о Конвекции, тем самым начав поднимать уровень жизни инвалидов. Статья 2 жилого кодекса была дополнена пунктом, который обязываем обеспечивать инвалидам беспрепятственный доступ к общему имуществу многоквартирных домов [2]. В связи с этим из 10 910 жилых домов в ХМАО-Югре более 10 тысяч домов (10231 домов) построены до 2010 года и лишь 679 после. Это говорит о том, что большинство жилого фонда не предусматривает проживания лиц с ограниченными возможностями по здоровью, и не всегда имеет возможность переоборудовать здание с учетом потребностей населения. В жилых объектах человек может столкнуться с такими трудностями как: узкие дверные проемы, несоответствующие нормам санузлы и невозможность их переоборудования, высокие пороги, отсутствие пандусов и невозможность переоборудования лестничных проемов, отсутствие перил/поручней. Имеющиеся приспособления не соответствуют нормам и являются небезопасными для эксплуатации. Одной из проблем организации доступнойной среды на территории существующей застройки является финансовая сторона и юридические моменты.
Выйдя за приделы жилых объектов, человек попадает на придомовую территорию, которая затрудняет передвижение МГН из-за отсутствия плавных спусков с тротуаров, наземных тактильных указателей, предупреждающих о поворотах и препятствиях. Отсутствие оборудованных мест отдыха не дает нужного комфорта людям. Спортивные зоны и детские площадки в ранее застроенных микрорайонах также не соответствуют требованиям доступности и безопасности. Тротуарная плитка при проседании создает препятствие для передвижения инвалидных колясок и людей с тростью. Высота бордюра на переходах не должна превышать 5 см, по факту перепад высот составляет более 10 см [4].
Преодолев проблемы придомовой территории, человек попадает в транспортную инфраструктуру. Для маломобильных групп она слабо развита, и представляет собой такие проблемы, как отсутствие достаточного количества оборудованного общественного транспорта, маршруты не проработаны, остановки не имеют наземных тактильных указателей, водители не проинструктированы о правилах поведения и помощи людям с ограниченными возможностями.
Для получения услуг люди посещают административные объекты, общественные здания и сооружения. Объекты общего назначения, в которых предоставляются услуги населению, не соответствуют СП 59.13330.2020 в котором прописано, что проектные решения должны обеспечивать для мгн равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения. Связано это с тем, что владельцы данных объектов слабо заинтересованы в переоборудовании зданий и прилегающих территорий под требования доступной среды, в связи с этим МГН либо не получают услуг вовсе, либо получают не должным образом. Входы в ТЦ, рынки, почты и другие объекты, на которых должен быть обеспечен беспрепятственный доступ, не подразумевают разворотную площадку для колясок, пандусы выполнены с нарушением уклона, зачастую наблюдается отсутствие поручней, высокие пороги, открывание двери на проезд пандуса [4].
В г. Сургуте в ТЦ Мир имеется оборудованный пандусом вход, но выше 1-го этажа попасть людям с коляской или инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата не представляется возможным, так как внутри многоэтажного объекта отсутствует лифт.
На сегодняшний день города ХМАО-Югры, как и многие другие города РФ отстают развитием доступной среды от зарубежных стран. Связано это с тем, что огласке данная тема подверглась лишь в конце 90х годов. В это время появились первые нормативные документы, касающиеся доступной среды, которые сейчас редактируются, дополняются. Высокая цена на оборудование для МГН замедляет развитие доступной среды в слабо развитых регионах. Также отставание в развитии связано с тем, что недостаточно исследований по данной теме. Маленький опыт работы в этом направлении. Важным фактором является то, что Российская Федерация занимает первое место по площади, в связи с этим каждый регион имеет свою особенность по климату, рельефу и сейсмическому воздействию, что в свою очередь затрудняет создание доступной среды. Так, например, в городах Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры период отрицательных температур, который ведет к наледи объектов, снежным завалам, составляет 7 месяцев. Вследствие этого даже те объекты, которые предусматривают доступность, могут быть небезопасны в использовании по следующим причинам: сход снега организован на пандусы, отсутствие навесов, покрытие не соответствует СП 59.13330.2020.
Примером является МБОУ СОШ № 27 в городе Сургут. На входе в учебное заведение имеется тактильный информационный стенд, путь до крыльца объекта сопровождается наземным тактильным покрытием, имеется пандус с поручнями, кнопкой вызова и навесом, но в зимний период воспользоваться им не представляется возможным, так как сход снега организован на начало пандуса, что является небезопасным.
Этот же пример является показателем того, что имеются грубые нарушения в создании доступной среды на объектах социальной инфраструктуры, несмотря на то, что им уделяется больше внимания благодаря программе «Доступная среда».
Период реализации программы: 2011–2025 годы.
Целью программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни [3].
Благодаря программе имеется доступ ко многим социальным объектам, посещаемые инвалидами. Созданы условия для получения образования детьми-инвалидами. Увеличилось число учреждений для адаптивного спорта и культуры. Увеличен парк оборудованных городских транспортных средств для перевозки инвалидов. Заложена законодательная основа и сформированы системные инструменты формирования доступной среды для инвалидов. Увеличился процент работы по реабилитации. Разработана карта доступности, благодаря которой можно узнать, куда человек с ограничениями по здоровью может беспрепятственно добраться.
Несмотря на столь положительные результаты программы наблюдаются такие грубые нарушения, как отсутствие информационных тактильных стендов, наземных тактильных плит, пандуса или подъемной платформы у городской библиотеки им. Н. М. Рубцова в г. Сургуте.
Вход в Регпалату в г. Сургут оборудован пандусом с нарушением угла уклона, отсутствие разворотной площадки, отсутствуют перилла, в снежное время года не очищается, покрытие также не соответствует СП 59.13330.2020.
У Сургутской городской клинической поликлиники № 3 не представляется возможным припарковаться людям с инвалидностью в рабочие часы, так как парковочные места заняты посетителями, не имеющими инвалидность. такие нарушения, как отсутствие информационных стендов для людей с ограничениями слуха и зрения, кнопок вызова персонала, парковочные места либо заняты, либо отсутствуют, пандусы выполнены с грубыми нарушениями, отсутствие санузлов для МГН.
Для создания безбарьерной среды необходимо организовать доступность жилых объектов и объектов инфраструктуры, получения образования и рабочих мест, беспрепятственный путь между объектами, должны быть оборудованы места отдыха, а также необходимо обеспечить доступность и возможность использования общественных остановок и транспорта.
Создавая доступную среду для маломобильных групп населения, город становится комфортным для каждого живущего в нем, а также для туристов. Уровень развития округа увеличивается, при улучшении качества жизни граждан.
Литература:
1. СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/573659328 (дата обращения: 17.05.2022)
2. Безбарьерная среда в многоквартирном доме. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.khv.ru/sites/files/pravo/files/1776/1776_3338.pdf (дата обращения: 17.05.2022)
3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 17.05.2022)
4. Злотникова Е. В. Анализ реализации программы «Доступная среда» в г. о. Химки Московской области: проблемы и пути их минимизации / Злотникова Е. В., Ладенко П. А., Лябах А. Ю., Мельков С. А. //
5. ГосРег: государственное регулирование общественных отношений . -2017. — 2 (20). — С. 42. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29869349 (дата обращения: 17.05.2022)