Исследуются этапы формирования отечественной либеральной традиции сквозь призму историографической «картины». Приведена история возникновения интеллектуального и политического феномена раннего русского либерализма. В рамках изучения последнего названы первая либеральная организация в России, отцы-основатели либеральной традиции.
Ключевые слова: ранний русский либерализм, философский либерализм, индивидуальная свобода, первая либеральная организация.
В современной литературе можно найти около 100 различных определений термина «либерализм», но принято выделять его «твёрдое ядро» — идею индивидуальной свободы: «во всех своих проявлениях либерализм — это доктрина, утверждающая свободу личности» [1]. Хоть эта идея прочно вошла во многие мировоззренческие доктрины, но «только в либерализме она стала системообразующей» [2].
В современной историографии русского либерализма выделим два основных направления: консервативное (продолжающая традиции дореволюционной консервативной историографии и советской интерпретации истории либерализма) и либеральное. В статье рассматриваются главным образом публикации представителей современного либерального направления, в которых сформулирована новая методология исследования и высказываются новые оценки русского дореволюционного либерализма в России.
Исследователи выделяют два подхода к характеристике проблемы истории зарождения либерализма в России. Первый (философский) рассматривает историю распространения в российском обществе либеральных идей, зарождение либеральной мысли. Второй (политический) акцентирует внимание на формировании в общественном движении либерализма как социально-политического направления (формирование «деятельного либерализма») [3].
В последние десятилетия среди представителей либерального направления общепризнано: «либерализм пришел в Россию в виде просвещенного абсолютизма» [4]. Так Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская утверждают, что в творчестве А. Н. Радищева либерализм уже обрел черты «достаточно последовательного социально-политического учения» [5]. С творчеством Радищева и просвещением либеральную политическую доктрину связывает и А. В. Гоголевский [6]. С. П. Золотарев и Т. Н. Золотарева приводят ряд факторов, подтверждающих зарождение либеральной политической доктрины к концу XVIII в.: научные связи императрицы Екатерины II с французскими мыслителями М. Ф. Вольтером, Д. Дидро, Ш. Монтескье, труды которых переводились на русский язык, Екатерина II пыталась проводить реформы на основе религиозной терпимости, гуманизации уголовного права т. п. [7]
В первой половине XIX в. «дух либерализма» все шире проникает в российской общество.
Наиболее дискуссионной в современной историографии признается проблема зарождения либерального социально-политического направления общественного движения. В рамках данной проблемы необходимо рассмотреть период возникновения первых либеральных организаций и формирование либеральной доктрины, разработки политической программы.
Союз Благоденствия (1818–1821гг.) — организация, в отличие от Союза Спасения, Северного и Южного обществ, которая действовала гласно и не была революционной. Они были за эволюционный путь развития России. Дореволюционная и современная историография признаёт эту организацию либеральной [8]. Например, А. Н. Пыпин употребляет термин «либеральное движение» по отношению к Союзу Благоденствия, выражает несогласие по отношению к ним со стороны государства, определяет его намерения: «…это был идеалистический патриотизм, хотевший действовать чисто нравственной пропагандой и образованием, думавший только помогать правительству» [9]. Т. В. Андреева считает, что «в декабризме в различные периоды и в различных политических обстоятельствах сосуществовали и по-разному проявляли себя конституционно-либеральные и республиканско-революционные тенденции, но в целом всегда сохранялся либерально-конституционный характер движения». В своей диссертации о тайных обществах России первой трети XIX в. рассматривает их в контексте изучения русского либерализма. Приводит следующий ряд авторов: Д. В. Тимофеева, Е. Л. Рудницкой, П. В. Акульшина. Книга Д. В. Тимофеева рассматривает особенности восприятия и усвоения правительственной элитой александровского царствования европейских либеральных идей. В центре внимания Е. Л. Рудницкой — генезис русского варианта либерализма, его отличия от западного трафарета [10]. По мнению Т. Н. Жуковской, Союз Благоденствия — организация, намеревавшаяся постепенно реформировать общество [11], что так же совпадает с идеями либерализма.
Складывание политической либеральной доктрины связывают с периодом николаевской «реакции», положившей начало формированию широкой идейной оппозиции. Эта оппозиция нашла свое выражение в либеральном и революционном проектах переустройства России. Идеологом русского либерализма можно по праву считать П. Я. Чаадаева, автора «Философических писем» [12] .
В 1830–1850-е гг. складывается такое направление общественной и философской мысли, как западничество. Именно с этим течением многие исследователи связывают начало либерального движения: время появления западничества — деятельного русского либерализма, время рождения русской интеллигенции, как особого общественного слоя [13].Такого же подхода придерживается и Д. И. Олейников: «Время появления западничества в общественном движении стало в либеральной традиции начальной точкой летоисчисления деятельного русского либерализма, временем рождения русской интеллигенции, как особого общественного слоя» [14]. Советская историография признавала только этот подход по зарождению «оформленного» либерализма: «К 1855 г. в русском общественном движении выкристаллизовывалось уже особое либеральное течение» [15].
Уместна и гипотеза о появлении раннего русского либерализма во второй половине 1850-х — первой половине 1860-х гг., благодаря концептуальным работам К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина, авторов известных трудов, отражающих либеральные модели переустройства России: «Записки об освобождении крестьян», «О народном представительстве», «Курс государственной науки» и др. Это были два течения, претендующие на право выражать национальную либеральную аутентичность — охранительный и народнический либерализм. Их роль в «очертании» либеральной доктрины, придании ему идеологической обоснованности признают практически единогласно все исследователи.
Имеет место и «скептическое» направление, отрицавшее серьезность рассуждений о русском либерализме XIX в. Это мнение популярно в западной историографии, а также находит своих сторонников и среди отечественных историков. История либерального общественного движения начинается на рубеже XIX-XX в. и связана с формированием протопартийных организаций и либеральных партийных структур. Одним из первых по «скептическому» подходу к зарождению либерализма высказался известный исследователь Д. Фишер. По его мнению, русский либерализм формировался уже в пореформенный период вплоть до первой русской революции. Автор упомянул о деятельности либералов и до Великих реформ, однако фиксировал внимание лишь на их антикрепостнических настроениях и отвлеченном характере размышлений [16].
Таким образом, тема о зарождении либерализма в России является довольно-таки дискуссионной. Из двух подходов к вопросу о зарождении либерализма — философского и политического — особенно спорной остаётся вопрос о зарождении либерализма как политической доктрины. Однако, признание раннего периода в истории либерализма позволит соотнести дефиницию (либерализм) и его содержательный компонент, который в последующем позволил сформировать полноценную мировоззренческую доктрину.
Литература:
- Либерализм в России / РАН. Ин-т философии; Ред.: В. Ф. Пустарнаков, И. Ф. Худушина. — М.: ИФ РАН, 1996. С. 214. URL:file:///C:/Users/varwk/Downloads/b570d30ca60c0f8f20fb964a896a0c45.pdf
- Шелохаев В. В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории, 1998, № 4, С.26–40.
- Шнейдер К. И. Ранний русский либерализм в отечественной интеллектуальной традиции: опыт обобщения // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2016. Вып. 3 (34). С. 132.URL: file:///C:/Users/varwk/Downloads/ranniy-russkiy-liberalizm-diskussii-v-otechestvennoy-istoriografii %20(2).pdf
- Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15. С. 69–73
- Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Идейные истоки русского либерализма // Общественные науки и современность. 1993. № 3.URL: https://ecsocman.hse.ru/data/525/779/1217/011ons3–93–0124–135.pdf
- Гоголевский А. В. Очерки истории русского либерализма XIX — начала XX века. СПб., 1996. С. 151.
- Золотарев С. П., Золотарева Т. Н. Возникновение и развитие либерализма в России // Via in tempore. История. Политология. 2018. Том 45. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-i-razvitie-liberalizma-v-rossii
- Е. В. Каменев. «Союз Благоденствия»: Семантика названия в контексте идеологии // Власть, общество, армия. 2013. URL: soyuz-blagodenstviya-semantika-nazvaniya-v-kontekste-ideologii.pdf
- Пыпин А. Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I. Т. 1–3. — Пг., 1916–1918. С. 395–396. URL: http://elib.shpl.ru/nodes/14635#mode/inspect/page/412/zoom/4
- Т. В. Андреева. Тайные общества в России в первой трети XIX в.: правительственная политика и общественное мнение. СПб. 2009. С. 14–15. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004905750.pdf
- Жуковская Т. Н. «Тайные общества» первой трети XIX века и организационные модели декабризма. Часть I // 14 декабря 1825 года: Источники, исследования, историография, библиография. Вып. V. СПб.; Кишинев, 2002. С. 63–94. URL: file:///C:/Users/varwk/Downloads/soyuz-blagodenstviya-semantika-nazvaniya-v-kontekste-ideologii.pdf
- Т. Н. Жуковская. Политические идеи декабристов и традиции западного либерализма: проблемы сопоставления // Декабристы: Актуальные направления исследований: сборник статей и материалов / Российская акад. наук, Санкт-Петербургский ин-и истории; [сост. и отв. ред. П. В. Ильин]. — Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014. URL: https://pub.wikireading.ru/hyp2j7nadL
- Либерализм в России / РАН. Ин-т философии; Ред.: В. Ф. Пустарнаков, И. Ф. Худушина. — М.: ИФ РАН, 1996. С. 214. URL:file:///C:/Users/varwk/Downloads/b570d30ca60c0f8f20fb964a896a0c45.pdf
- Олейников Д. И. Западничество в России на рубеже 30-х — 40-х годов XIX века: Автореф. дис… канд. ист. наук. М., 1993. С. 23
- Розенталь В. Н. Первое открытое выступление русских либералов в 1855–1856 гг. // История СССР. 1958. № 2. С. 121.
- Шнейдер К. И. Ранний русский либерализм: дискуссии в отечественной историографии // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2004. № 3 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ranniy-russkiy-liberalizm-diskussii-v-otechestvennoy-istoriografii