The most important and important aspects and content of social security, protection and support of the disabled in the Soviet era and in modern Russia are presented. The process of transition from the system of social protection of disabled people that has developed in the country to a policy of removing barriers and obstacles that prevent their full and effective participation in society on an equal basis with other people is shown.
Keywords: social protection of people with disabilities, social support for people with disabilities, policy of eliminating barriers and obstacles for people with disabilities, model of social assistance for people with disabilities, employment of people with disabilities, vocational training system for people with disabilities, public associations of people with disabilities.
Один из важнейших и важных этапов социальной помощи в России связан с 1917 годом. В 1917 г. продолжились поиски новой модели и способа осуществления социальной помощи инвалидам. Наркомат государственного призрения РСФСР стал главным инициатором и центром управления деятельностью, связанной с оказанием социальной помощи инвалидам. Во-первых, советское правительство стремилось разработать политику социального страхования, которая распространялась на всех наемных рабочих. [1, с.78–96].
Социальное страхование покрывает все виды инвалидности (в случае болезни, несчастного случая, инвалидности, старости и т. д.). Но постепенно система социального обеспечения превратилась в государственную систему социального обеспечения малообеспеченных граждан. Финансовой основой для всех видов социального обеспечения, в том числе для инвалидов, был государственный бюджет, за счет взносов предприятий, учреждений и других работодателей. [2, с.45–56].
Некоторые успехи правительства в оказании помощи нуждающимся в первые пять лет сделали это возможным благодаря Конституции 1936 года, закрепившей право всех граждан на социальное обеспечение.
В сентябре 1960 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР, которое касалось общеобразовательных программ для слепых, слабовидящих, тугоухих и глухонемых детей.
В начале 1960-х годов были значительно расширены функции Министерства социального обеспечения РСФСР, увеличилось количество интернатов для престарелых и инвалидов.
В 1980-е годы экономический кризис привел к нарастанию социальных проблем в обществе, в том числе к социальному обеспечению инвалидов, что создало условия для дальнейших изменений в этой сфере.
Реформы в России 1990-х годов привели к ухудшению социально-экономической ситуации в нашей стране, что значительно усилило влияние всех факторов, обусловивших причины инвалидности.
В 1991 году было создано Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Середина 1990-х годов Создан новый тип социальных учреждений для детей: 60 реабилитационных центров для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.
В 1995 г. был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ. В отличие от прежнего компенсационного подхода к инвалиду, сводящемуся лишь к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг, закон обосновал новую идеологию, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей и реализация гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципам и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации [3, с.85–86].
Также следует отметить, что механизмы и подходы к оценке оказания реабилитационно-адаптационных услуг и мероприятий лицам с инвалидностью, эффективность которых недостаточно регламентирована, являются обязанностью программы индивидуальной реабилитации или исполнителя услуг за организацию и выполнение указанных мероприятий осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной компетенции с информацией об их осуществлении и механизмами полноты и контроля качества выполнения. [4, с.99–101].
Признавая существенный прогресс, наблюдаемый за последние двадцать лет по каждому из отдельных направлений реабилитации и адаптации инвалидов, следует отметить, что в Российской Федерации до сих пор отсутствует достаточно эффективное нормативно-правовое обеспечение, а также практические механизмы налаживания межведомственного взаимодействия участников реабилитационного процесса при реализации программ индивидуальной или выпускникской реабилитации, порождающих ведомственные разногласия и эволюционные трудности, а также реализации межведомственного реабилитационного (адаптационного) курса для каждого инвалида, с учетом их индивидуальных потребностей.
Таким образом, мы все должны в меру своих сил и возможностей, а многие из нас посредством исполнения своих непосредственных служебных обязанностей способствовать реализации рекомендаций и предложений, направленных на защиту прав и законных интересов детей и реализацию инвалидности. Социальное государство должно развиваться и соответствовать потребностям общества.
Литература:
1. Басов Н. Ф. История социальной работы: практикум. М., 2007. 337 с.
2. Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов-на-Дону, 2009. 346 с.
3. Гуслякова Л. Г., Попов В. Г. Инвалидность // Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А. М. Панова, Е.И. Холостовой. Т. 1. М., 1997. С. 211–220.
4. Как это было: Очерки истории инвалидного движения в России и создания ВОИ. М., 1998. 221 с.