Педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников в процессе создания текстильных игрушек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Исламова, З. Ф. Педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников в процессе создания текстильных игрушек / З. Ф. Исламова, В. Р. Назмутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 146-147. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92874/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы пытаются определить педагогические условия формирования толерантности посредством создания текстильных игрушек.

Ключевые слова: младший школьный возраст, толерантность, текстильная игрушка.

Проблема толерантности в сфере педагогики приобрела особое значение в последние годы в условиях гуманистического воспитания.

В Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года в Париже членами UNESCO, понятие «толерантность» обозначает уважение, принятие, понимание богатства разнообразия культур, форм самовыражения, способов проявления индивидуальности. Такое определение означает терпимость к представителям различных национальностей, уважительное отношение к иным расам, полу, возрасту, религиям, социальным происхождениям и т. д. [3, с. 131–137]

Воспитание толерантности как личностного качества наиболее оптимально именно в младшем школьном возрасте. Анализ, выявленных психологами и педагогами, такими как Л. С. Выготский, возрастных особенностей младших школьников позволяют предположить, что именно в сензитивный период создаются благоприятные условия для формирования значимых качеств личности [2, с. 536].

К детям младшего школьного возраста понятие «толерантность» связывается с умением участвовать в беседах, обсуждениях, владением навыков сотрудничества, то есть регулировка конфликтов, понимание иной точки зрения, объективное оценивание. Уроки, направленные на формирование толерантности, должны включать в свою структуру:

1) Упражнения, игры на формирование толерантности и взаимодействие с другими людьми;

2) Коллективные дискуссии проблем толерантного поведения;

3) Включение приемов арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии, куклотерапии;

4) Организация ролевых, деловых игр, приемов театрализации;

5) Участие в акциях, организация мероприятий;

6) Работа в проектной и коллективной деятельности [4, с. 128].

В результате, можно отметить, что для формирования у учащихся младшего школьного возраста толерантного и гуманного поведения имеется довольно большое многообразие приемов, форм и средств воспитания, которые целесообразно реализовывать на уроках.

Воспитание толерантности у младших школьников на основе текстильных игрушек будет способствовать расширению у них познаний о традициях мастерства по созданию игрушек, повышению заинтересованности к созданию разнообразных игрушек и, конечно же, привитие любви к национальной культуре своего народа, а в последствие и к культурам других [1, с. 112].

На современном этапе игрушка может стать многогранным средством в плане познания личностью мироустройства, культурных традиций разнообразных народов.

Поэтому в данных обстоятельствах необходимо создать комплекс педагогических условий и методов по формированию толерантности у младших школьников. Особое место в воспитании толерантности отводится декоративно-прикладному искусству народов. Поскольку в нем отражается и культурная ценность, и мастерство народа: индивидуальное творчество, иной взгляд на мироустройство, характерные черты народа.

Текстильные игрушки являются не только средством национального воспитания, но и толерантного, потому что они наделяются определенными особенностями характера.

Учащиеся младшего школьного возраста положительно расположены к тем текстильным игрушкам, о которых они знают довольно много и которые очень похожи на их любимых персонажей из сказок, рассказов или из иных иллюстрированных изданиях. В данном случае они просто не могут равнодушно относится к таким текстильным игрушкам.

Вследствие чего необходимо, чтобы текстильные игрушки отражали в себе какие-либо характерные черты, обладали чем-нибудь особо выделяющимся. Следует продумать подбор игрушек, например их можно разделить на следующие группы:

1) игрушки, отображающие характерные особенности определенного народа;

2) игрушки, связанные с персонажами из народных или авторских сказок;

3) игрушки, обладающие нарядами или компонентами, что напоминают о труде, нраве определенной национальности.

Каждая текстильная игрушка несет в себе нравоучительные характеристики, поскольку в процессе знакомства с ними учащиеся могут восхищаться какими-либо чертами характера, либо потешатся над ними, то есть они извлекают для себя новые познания.

Текстильные игрушки становятся для учащихся младшего школьного возраста новым источником для знакомства с большим многообразием национального состава общества, с их традициями и обычаями, также становятся и основой для воспитания художественной толерантности.

Воспитание толерантности у учащихся младшего школьного возраста обеспечивается педагогическими условиями, такими как созданием игрового пространства, специфическим содержанием занятий, толерантностью педагога и эмоциональным откликом учащегося.

Литература:

  1. Берестенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народнаякукла своими руками. — М.: Белый город, 2010.
  2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года — М.: МГУ, 2001.
  4. Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе — СПб.: КАРО, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, воспитание толерантности, игрушка, формирование толерантности, UNESCO, текстильная игрушка, учащийся.


Ключевые слова

толерантность, младший школьный возраст, текстильная игрушка

Похожие статьи

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников

В статье авторы пытаются определить педагогические условия для формирования креативного мышления младших школьников.

Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников

В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Учебная мотивация и эмоциональное отношение к учебе у младших подростков

В статье автор анализирует связь учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших подростков.

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена исследованию образа будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются особенности формирования образа будущего ребенка в 4–5-летнем возрасте. Приводятся примеры интерпретации детских рисунков и предлагается моди...

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Похожие статьи

Основные методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста

В статье автор пытается определить основные методы формирования коммуникативных навыков у младших школьников.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников

В статье авторы пытаются определить педагогические условия для формирования креативного мышления младших школьников.

Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников

В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Учебная мотивация и эмоциональное отношение к учебе у младших подростков

В статье автор анализирует связь учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших подростков.

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

Образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена исследованию образа будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются особенности формирования образа будущего ребенка в 4–5-летнем возрасте. Приводятся примеры интерпретации детских рисунков и предлагается моди...

Научно-теоретические основы развития дизайнерского мышления у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются педагогические возможности и методические основы развития дизайнерского мышления детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос