В статье авторы пытаются определить педагогические условия формирования толерантности посредством создания текстильных игрушек.
Ключевые слова: младший школьный возраст, толерантность, текстильная игрушка.
Проблема толерантности в сфере педагогики приобрела особое значение в последние годы в условиях гуманистического воспитания.
В Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года в Париже членами UNESCO, понятие «толерантность» обозначает уважение, принятие, понимание богатства разнообразия культур, форм самовыражения, способов проявления индивидуальности. Такое определение означает терпимость к представителям различных национальностей, уважительное отношение к иным расам, полу, возрасту, религиям, социальным происхождениям и т. д. [3, с. 131–137]
Воспитание толерантности как личностного качества наиболее оптимально именно в младшем школьном возрасте. Анализ, выявленных психологами и педагогами, такими как Л. С. Выготский, возрастных особенностей младших школьников позволяют предположить, что именно в сензитивный период создаются благоприятные условия для формирования значимых качеств личности [2, с. 536].
К детям младшего школьного возраста понятие «толерантность» связывается с умением участвовать в беседах, обсуждениях, владением навыков сотрудничества, то есть регулировка конфликтов, понимание иной точки зрения, объективное оценивание. Уроки, направленные на формирование толерантности, должны включать в свою структуру:
1) Упражнения, игры на формирование толерантности и взаимодействие с другими людьми;
2) Коллективные дискуссии проблем толерантного поведения;
3) Включение приемов арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии, куклотерапии;
4) Организация ролевых, деловых игр, приемов театрализации;
5) Участие в акциях, организация мероприятий;
6) Работа в проектной и коллективной деятельности [4, с. 128].
В результате, можно отметить, что для формирования у учащихся младшего школьного возраста толерантного и гуманного поведения имеется довольно большое многообразие приемов, форм и средств воспитания, которые целесообразно реализовывать на уроках.
Воспитание толерантности у младших школьников на основе текстильных игрушек будет способствовать расширению у них познаний о традициях мастерства по созданию игрушек, повышению заинтересованности к созданию разнообразных игрушек и, конечно же, привитие любви к национальной культуре своего народа, а в последствие и к культурам других [1, с. 112].
На современном этапе игрушка может стать многогранным средством в плане познания личностью мироустройства, культурных традиций разнообразных народов.
Поэтому в данных обстоятельствах необходимо создать комплекс педагогических условий и методов по формированию толерантности у младших школьников. Особое место в воспитании толерантности отводится декоративно-прикладному искусству народов. Поскольку в нем отражается и культурная ценность, и мастерство народа: индивидуальное творчество, иной взгляд на мироустройство, характерные черты народа.
Текстильные игрушки являются не только средством национального воспитания, но и толерантного, потому что они наделяются определенными особенностями характера.
Учащиеся младшего школьного возраста положительно расположены к тем текстильным игрушкам, о которых они знают довольно много и которые очень похожи на их любимых персонажей из сказок, рассказов или из иных иллюстрированных изданиях. В данном случае они просто не могут равнодушно относится к таким текстильным игрушкам.
Вследствие чего необходимо, чтобы текстильные игрушки отражали в себе какие-либо характерные черты, обладали чем-нибудь особо выделяющимся. Следует продумать подбор игрушек, например их можно разделить на следующие группы:
1) игрушки, отображающие характерные особенности определенного народа;
2) игрушки, связанные с персонажами из народных или авторских сказок;
3) игрушки, обладающие нарядами или компонентами, что напоминают о труде, нраве определенной национальности.
Каждая текстильная игрушка несет в себе нравоучительные характеристики, поскольку в процессе знакомства с ними учащиеся могут восхищаться какими-либо чертами характера, либо потешатся над ними, то есть они извлекают для себя новые познания.
Текстильные игрушки становятся для учащихся младшего школьного возраста новым источником для знакомства с большим многообразием национального состава общества, с их традициями и обычаями, также становятся и основой для воспитания художественной толерантности.
Воспитание толерантности у учащихся младшего школьного возраста обеспечивается педагогическими условиями, такими как созданием игрового пространства, специфическим содержанием занятий, толерантностью педагога и эмоциональным откликом учащегося.
Литература:
- Берестенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народнаякукла своими руками. — М.: Белый город, 2010.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года — М.: МГУ, 2001.
- Федоренко, Л. Г. Толерантность в общеобразовательной школе — СПб.: КАРО, 2007.