Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата, прицеливания, изготовки для стрельбы и спуска курка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 10.06.2022

Статья просмотрена: 8664 раза

Библиографическое описание:

Рыжов, Д. Д. Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата, прицеливания, изготовки для стрельбы и спуска курка / Д. Д. Рыжов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 482-484. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92875/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлен анализ типичных ошибок, с которыми курсанты могут столкнуться в рамках служебной (специальной) подготовки при стрельбе из пистолета Макарова. Данные ошибки рассмотрены с учетом особенностей техники стрельбы и разделены на четыре группы: изготовка для стрельбы, хват оружия, прицеливание, спуск курка. Это позволяет своевременно выявлять и предотвращать недочеты стрельбы при проведении теоретических и практических учебных занятий.

Ключевые слова: огневая подготовка, хват оружия, прицеливание, спуск курка, пистолет Макарова.

Актуальностью данной темы являются проблемы связанные с освоением оружия обучающимися ведомственных вузов, а в частности сложности при стрельбе из пистолета Макарова. Проблема заключается в том, что многие сотрудники не привыкли к стрельбе из подобного рода оружия: короткий ствол, нет приклада для удобства. Многие обучающиеся и действующие сотрудники уже встречались с другим видом вооружения — охотничьи ружья и другое вооружение, именно поэтому им гораздо удобней работать, допустим, с АК-74, чем с ПМ. Профессиональная подготовка специалистов для уголовно-исполнительной системы предполагает повышенное внимание к формированию у курсантов умений и навыков владения боевым оружием, что объясняется спецификой выполнения будущих служебных обязанностей. Поэтому стрельба является одним из основных предметов служебной (специальной) подготовки в ведомственных вузах ФСИН России. Как справедливо отмечается в научной и методической литературе, она не только способствует формированию воли, смелости и решительности, но и развивает выдержку, глазомер, меткость, настойчивость, внутреннюю собранность и внимательность, то есть необходимые физические и психологические качества.

Следует подчеркнуть, что в экстремальных ситуациях успех стрельбы решается в считанные доли секунды, в связи с этим четкое соблюдение положений при стрельбе, доведенное до автоматизма многократными тренировками и высокий уровень техники меткого выстрела в целом, будут иметь большое значение при отражении нападения противника.

Всем начинающим и профессиональным стрелкам известно, что техника стрельбы из пистолета состоит из следующих основных элементов: изготовка для стрельбы (положение для стрельбы), хват оружия (способ удержания оружия), прицеливание (способы прицеливания и задержки дыхания во время стрельбы), спуск курка (производство выстрела) [1]. Также справедливо об этом указывает И. М. Лаптев и А. М. Лысухин.

  1. Изготовка для стрельбы. Стрельба с двух рук

Изготовка для стрельбы имеет очень большое значение для стреляющего, учитываются физиологические особенности, психологические особенности сотрудников. По словам И. М. Лаптева и А. М. Лысухина изготовка представляет собой положение, принимаемое стрелком для ведения огня [2]. Следует определить, что оптимальная изготовка является главной гарантией системы «человек — оружие». Стоит отметить, что данная стабильность зависит от поверхности, на которой стоит стреляющий, состояния напряжения мускулатуры тела, то есть при рациональной изготовке человек может ощущать неудобство, физиологические трудности. Тремя основными элементами правильного положения для стреляющего являются: жесткость костного аппарата, расслабление мышц, естественная точка прицеливания. Необходимо отметить, что указанные ошибки, такие как неправильное положение ног, «скрученность» корпуса развиваются на первоначальном периоде обучения. Именно для этого сотрудникам (руководителям учебных стрельб) необходимо предупреждать данные явления. На практике известно, что ошибки на начальном уровне искоренять намного проще, чем перерабатывать устойчивое положение стрелка, выработанное со временем. Исходя из этого можно сделать вывод, что для решения данной проблемы необходимо чуткое руководство и личный пример руководителя учебных стрельб, индивидуальный подход.

  1. Хв ат (способ удержания пистолета в руке)

От хвата во многом зависит как результат выстрела, так и стабильность стрельбы в целом, поскольку однообразное удержание оружия в совокупности с однообразным прицеливанием ведет к снижению рассеивания пуль и, следовательно, повышению общего результата. По словам А. Н. Макарчука, В. В. Карояна, И. М. Лаптева, выработка однообразного правильного хвата в дальнейшем будет определять результаты стрельбы [3, c. 135]. Действительно, немаловажное значение в производстве правильного выстрела имеет однообразный хват. Для этого пистолет необходимо удерживать так, чтобы он не выпал из рук, то есть усилие мышц должно быть минимальным, но достаточным для удержания. В связи с этим существует практика стрельбы с «двух пальцев». Стоит отметить тот факт, что для каждого сотрудника необходимо подобрать свой хват. Для стрельбы с двух рук выделяют следующие виды удержания пистолета: поддержка свободной рукой стреляющей руки запястья, обхват рукоятки пистолета поверх стреляющей руки, поддержка стреляющей руки внизу.

При работе с обучающимися выделяют следующие виды проблем: низкий или мелкий хват. Данная проблема заключается в том, что пистолет лежит выступом рамки в разрезе большого и указательного пальца, а большой палец расположен на рукоятке пистолета и удален от спусковой скобы вниз. В результате этого пули уходят вверх, так как из-за отдачи и слабого упора в кисть руки пистолет запрокидывается вверх. Данная проблема связана с физиологическими особенностями каждого человека, а именно геометрии его руки и расположения пальцев при сжатии. Еще стоит обратить на то, что пистолет Макарова не является совершенным оружием и не обладает идеальной эргономикой.

Еще одной проблемой является чрезмерное зажимание пистолета. Эта ошибка очень часто связана с боязнью выстрела. Данная проблема заключается в том, что при сильном сжатии рукоятки пистолета у сотрудника появляется сильное напряжение в мышцах (тремор), в связи с этим проявляется низкая кучность боя. Также стоит отметить, что существует такая ошибка как: «чем крепче сжать оружие, тем стабильнее оно будет себя вести». Это не верное суждение и проявляется как предыдущее. Что касаемо хвата, следует отметить еще один недочет начинающих стрелков: сильное давление на затвор или рамку большим пальцем. Данная проблема будет проявляться в отклонении пуль фронтально влево или влево вверх, а при давлении мизинцем — вертикально вниз. При решении данной проблемы сотрудникам следует обратить внимание на тренировку взятия оружия в «сильную» руку, а именно правильное расположение пальцев и силу сжатия. По мнению ученых самая оптимальный хват для начинающих — двойной хват, его основная задача обеспечить максимальную устойчивость оружия.

3. Прицеливание

Под прицеливанием понимают совмещение на одной линии глаза стрелка, прорези прицела, мушки и точки прицеливания.

Рассматривая проблему прицеливания у сотрудников, стоит сказать, что выделяется два основных вида прицеливания: монокулярное и бинокулярное. При бинокулярном прицеливании у стрелка два глаза при наведении оружия на цель открыты. А монокулярное прицеливание представляет собой коррекцию оружия в цель одним глазом, в это же время второй закрыт. Выделяют плюсы и минусы данных видов прицеливания. Стоит отметить, что при монокулярном прицеливании острота зрения понижается на 20 %, а при бинокулярном зрении сотрудник видит происходящее вокруг него, помимо мушки с целиком и при этом острота зрения не понижается. Начинающим стрелкам рекомендуется использовать монокулярное зрение, так как бинокулярный способ является более сложным.

При прицеливании обучающиеся совершают следующие типы ошибок: «поиск десятки» — данная проблема связана с тем, что курсанты стараются лучше увидеть цель и в результате у этого у стрелка создается видимость, что он держит ровно мушку, однако контроль мишени потерян, в результате этого происходит угловое смещение пуль. Правильное прицеливание предполагает размытое видение мишени и четко сфокусированные мушку и целик. Следующая проблема — ожидание выстрела. Она заключается в том, что в момент плавного спуска курка обучаемый прогнозирует резкий хлопок, сокращение мышц, удар в плечо или кисти рук при выстреле. В результате этого происходит непроизвольное сокращение мышц, участвующих при удержании оружия. Происходит резкое нажатие на спусковой крючок, вследствие этого пуля смещается вертикально вниз. Для решения данной проблемы следует использовать ряд подготовительных упражнений, например обводить щит с мишенью держа в прорези мушку с целиком по часовой и против часовой. Следующая проблема называется «зацеливание», она заключается в том, что обучаемый длительное время наводится на мишень, в результате этого глаз устает, наступает пелена на глазу и эффективность выстрела уменьшается. Для решения этой проблемы необходимо отработать предыдущие и выполнять упражнение № 5 учебных стрельб, для скоростной стрельбы — это поможет быстро наводиться на мишень и производить выстрел.

4. Спуск курка

Спуск курка по своему удельному весу в производстве меткого выстрела занимает первостепенное значение и является определяющим показателем степени подготовленности стрелка. Все ошибки стрельбы возникают исключительно вследствие неправильного нажатия спускового крючка. Стоит отметить, что ошибки прицеливания хвата занимают не такое первостепенное значение как нажатие спускового крючка, так как при неправильном нажатии кучность будет намного больше, чем при неверном прицеливании.

Спуск курка является самым сложным элементом для освоения, требующим длительной и самой кропотливой работы. Рассматривая данный вопрос следует выделить ряд основных ошибок:

Технические причины — ошибки, связаны с браком оружия (большие зазоры и. т.д.) и уходом за ним.

Причины человеческого фактора — ошибки прежде всего связанные с психологическими и физиологическими особенностями.

Данные группы причин взаимосвязаны между собой и одна вытекает из другой. Однако существенное влияние на кучность стрельбы оказывают технические ошибки, так как человеческий фактор можно свести к минимуму, так как он в основном зависит от теоретических знаний, уровня подготовленности стрелка и его опыта. К основным техническим факторам можно отнести, например провал спускового крючка при срыве курка, который приводит к сокращению участвующих в удержании оружия мышц, и, как следствие, — к угловым отклонениям.

В связи с данной проблемой можно выделить ряд основных ошибок: неправильное направление усилия на спусковой крючок; неплавное нажатие на спусковой крючок; неплавное нажатие на спусковой крючок, ожидание выстрела.

Подводя итог, можно сказать, что большое значение имеет подготовка стрелка к ведению огня, которая представляет собой процесс, направленный на овладение техникой стрельбы: принятием исходного положения для производства выстрела с правильным и удобным для стреляющего расположением частей тела, положением туловища, постановкой рук, ног, хватом и удержанием оружия, общепринятыми способами управления дыханием, спуском, а также правильным прицеливанием. Для достижения высокой результативности в стрельбе, курсантам следует обращать внимание на характерные ошибки при стрельбе, так как производство меткого выстрела из пистолета требует от стреляющего четкого выполнения целого комплекса строго определенных, взаимосвязанных между собой действий.

Литература:

  1. Данилова С. И. Оружие: правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы: Учебно-практическое пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, 2001. 264 с.
  2. Лаптев И. М., Лысухин А. М. Приемы и правила стрельбы из 9 мм пистолета Макарова: учебно-методическое пособие. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. –– 108 с.
  3. Макарчук А. Н., Кароян В. В., Лаптев И. М. Ошибки при стрельбе из пистолета Макарова: особенности хвата оружия и прицеливания / А. Н. Макарчук, В. В. Кароян, И. М. Лаптев // Вестник Кузбасского института. 2013. — № 4 (17). С. 135–139.
Основные термины (генерируются автоматически): спусковой крючок, спуск курка, стрельба, проблема, ошибка, пистолет Макарова, меткий выстрел, прицеливание, сотрудник, хват оружия.


Ключевые слова

огневая подготовка, пистолет Макарова, прицеливание, хват оружия, спуск курка

Похожие статьи

Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих

В данной статье автор повествует о том, что огневая подготовка является одним из ключевых компонентов в системе обучения и подготовки военнослужащих. Рассматривается роль и значение огневой подготовки, ее место в общей системе боевой подготовки военн...

Проблемы при осуществлении стрельбы персоналом ФСИН России

Сотрудник ФСИН при поступлении на службу для выполнения боевых и служебных обязанностей должен быть всесторонне подготовлен, начиная со знания прав, обязанностей и должностных инструкций, заканчивая навыками применения физической силы, специальных ср...

Обучение проверке боя и приведению к нормальному бою пистолета Макарова в процессе подготовки военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел

В данной статье описываются процессы проверки боя и приведения к нормальному бою 9-мм пистолета Макарова, обращается внимание командиров и начальников на качественное проведение занятий по проверке боя оружия и, при необходимости, приведению его к но...

Применение упражнения скоростной стрельбы из пистолета Макарова на занятиях по профессионально-должностной подготовке в Михайловской военной артиллерийской академии

Статья посвящена внедрению упражнения скоростной стрельбы из пистолета Макарова на занятиях по практической стрельбе в профессионально-должностной подготовке военнослужащих Михайловской военной артиллерийской академии. Получен новый результат, подтве...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Психологическая готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности

В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связа...

Тактические особенности проведения следственного осмотра по делам о создании, использовании и распространении вредоносных компьютерных программ

В статье рассмотрены тактические особенности производства следственного осмотра по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 273 УК РФ. Обоснована необходимость привлечения к участию в следственном осмотре (как осмотре места происшествия, так и осмо...

Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах

В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-д...

Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации)

Показано, что для повышения результативности в стендовой стрельбе в тренировочный процесс спортсмена необходимо включать визуализацию или зрительно-мысленную репетицию выстрела. Описаны принципы и техника визуализации, а также критерии эффективности ...

Педагогическое воздействие при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации

Представлена методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации. Методика включает следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающе...

Похожие статьи

Огневая подготовка в системе обучения военнослужащих

В данной статье автор повествует о том, что огневая подготовка является одним из ключевых компонентов в системе обучения и подготовки военнослужащих. Рассматривается роль и значение огневой подготовки, ее место в общей системе боевой подготовки военн...

Проблемы при осуществлении стрельбы персоналом ФСИН России

Сотрудник ФСИН при поступлении на службу для выполнения боевых и служебных обязанностей должен быть всесторонне подготовлен, начиная со знания прав, обязанностей и должностных инструкций, заканчивая навыками применения физической силы, специальных ср...

Обучение проверке боя и приведению к нормальному бою пистолета Макарова в процессе подготовки военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел

В данной статье описываются процессы проверки боя и приведения к нормальному бою 9-мм пистолета Макарова, обращается внимание командиров и начальников на качественное проведение занятий по проверке боя оружия и, при необходимости, приведению его к но...

Применение упражнения скоростной стрельбы из пистолета Макарова на занятиях по профессионально-должностной подготовке в Михайловской военной артиллерийской академии

Статья посвящена внедрению упражнения скоростной стрельбы из пистолета Макарова на занятиях по практической стрельбе в профессионально-должностной подготовке военнослужащих Михайловской военной артиллерийской академии. Получен новый результат, подтве...

Внедрение технических средств при обучении дисциплине «Огневая подготовка» сотрудников ФСИН России

Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. При...

Психологическая готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности

В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связа...

Тактические особенности проведения следственного осмотра по делам о создании, использовании и распространении вредоносных компьютерных программ

В статье рассмотрены тактические особенности производства следственного осмотра по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 273 УК РФ. Обоснована необходимость привлечения к участию в следственном осмотре (как осмотре места происшествия, так и осмо...

Оценка уровня двигательной подготовленности в восточных единоборствах

В представленной статье описана методика тестирования и оценки отдельных компонентов двигательной подготовленности спортсменов. Рассмотрена направленность видов подготовки: общей физической подготовки, специальной физической подготовки и специально-д...

Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации)

Показано, что для повышения результативности в стендовой стрельбе в тренировочный процесс спортсмена необходимо включать визуализацию или зрительно-мысленную репетицию выстрела. Описаны принципы и техника визуализации, а также критерии эффективности ...

Педагогическое воздействие при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации

Представлена методика педагогического воздействия при формировании правой боевой стойки в спортивных видах борьбы на этапе спортивной специализации. Методика включает следующие разделы: задача воздействия, определения понятия, средства общеразвивающе...

Задать вопрос