В статье рассматривается вопрос повышения эффективности тушения природных пожаров путём увеличения численности лесопатрульных групп за счет добровольных пожарных дружин с учётом организации их мобильности.
Ключевые слова: добровольная пожарная охрана, природные пожары, лесная охрана.
Российское общество на протяжении последних 3 лет сталкивается с проблемой резкого увеличения числа возникновений ландшафтных пожаров и загораний, в особенности в лесных массивах. Согласно статистических данных ИСДМ-Рослесхоза, общая площадь территории страны, пострадавшая в ходе лесных пожаров за 2021 год составила 18,2 миллиона гектаров [1].
Кроме специфических климатических условий, которые возникли в следствии продолжительной засухи в восточной части России, на распространение пожаров оказало влияние значительное сокращение штата лесной охраны Российской Федерации за последние 20 лет. По данным российского подразделения Greenpeace, количество занятых в лесной охране людей сократилось с 100 тысяч человек в 2006 году до 23700 в 2021 году [2]. Одновременно с этим, государственная противопожарная служба не имеет правовых оснований для выполнения задач по тушению пожаров на территории лесных массивов, так как законодательство Российской Федерации четко разделяет границы применения сил и средств, заключая их на территории поселений и приграничных к лесному массиву территориях.
Это влечет трудности, связанные с профилактикой нарушений правил пребывания в лесных массивах и сокращению сил и средств, привлекаемых для тушения лесных пожаров.
Одновременно с этим, проводится работа по популяризации и развитию пожарного добровольчества на территории Российской Федерации. Статья 4 Федерального закона № 69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» [3] относит добровольную пожарную охрану к одному из видов пожарной охраны на территории Российской Федерации, что позволяет законно осуществлять деятельность по профилактике и участию в тушении любых видов пожаров, в том числе и природных.
Территориальная привязка к осуществлению деятельности для добровольной пожарной охраны, согласно Федерального закона № 100 от 06.05.2011 «О добровольной пожарной охране» [4], не предусмотрена, что позволяет подразделениям осуществлять полноценное взаимодействие с отрядами лесной пожарной охраны.
Согласно анализу деятельности добровольной пожарной охраны Российской Федерации за 2020 год, привлечение добровольных пожарных к тушению природных пожаров составило 10275 раз, что составляет 26 % от общего числа выездов ДПО. Согласно инфографике, представленной на рисунке 1, за период с 2019 по 2020 годы произошел стремительный рост участия добровольцев в тушении лесных пожаров [5].
Рис. 1. Увеличение количества случаев участия добровольцев в тушении лесных пожаров
При этом, по данным МЧС России привлечение к участию в тушении пожаров добровольных пожарных дружин составляет 32 %, что является малым показателем относительно их общего количества в составе добровольной пожарной охраны. Структура общественных объединений добровольной пожарной охраны представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура общественных объединений добровольной пожарной охраны
Низкое количество случаев участия в тушении данных подразделений связана с их технической оснащенностью. На вооружении добровольных пожарных дружин не имеется мобильных средств пожаротушения, что существенно ограничивает их доступ к месту возникновения пожара.
Основной же деятельностью дружин является противопожарная пропаганда. В течение 2020 года, добровольными пожарными было проведено более 3 500 000 профилактических мероприятий, где было охвачено 6 500 000 человек [5].
При этом, добровольные пожарные являются квалифицированными кадрами, проходящими обязательное обучение по программам профессиональной подготовки, включающей в себя получение знаний о тушении техногенных и природных пожаров, согласно ГОСТ Р 58853–2020 «Производственные услуги. Добровольная пожарная охрана. Общие требования» [6].
С учётом существующих проблем, связанных с малой штатной численностью подразделений лесной охраны, целесообразно в период пожароопасного периода осуществлять совместное патрулирование лесных угодий с добровольными пожарными, состоящими в добровольных пожарных дружинах, а также осуществлять привлечение к тушению пожаров и иным профилактическим мероприятиям, связанными с оповещением населения в населённых пунктах.
Обеспечение доставки к месту осуществления деятельности добровольных пожарных возможно осуществлять путем заброса в лес совместно с мобильной группировкой с применением транспорта лесной охраны.
Одним из возможных вариантов повышения мобильности подразделений является применение личных транспортных средств добровольных пожарных. В данном случае необходимо на местном уровне предусмотреть компенсирующие мероприятия в рамках реализации органами местного самоуправления мер стимулирования деятельности добровольной пожарной охраны.
Позитивным эффектом привлечения добровольных пожарных к деятельности лесной пожарной охраны является увеличение ресурсов пожарной охраны, направленных на создание безопасной среды, повышение уровня знаний и умений добровольными пожарными, их вовлечения в деятельность пожарной охраны, снижение трудовой нагрузки на сотрудников лесной охраны, увеличение профилактических мероприятий с населением.
Литература:
- Косинцева, Т. А. 2021 год назван рекордным по площади лесных пожаров в России / Т. Косинцева. — Текст: электронный // Lenta.ru: [сайт]. — URL: https://lenta.ru/news/2021/09/19/fire/ (дата обращения: 08.06.2022).
- Ярошенко, А. А. Двадцать лет без порядка в лесу / А. А. Ярошенко. — Текст: электронный // Greenpeace в России: [сайт]. — URL: https://greenpeace.ru/expert-opinions/2020/05/17/dvadcat-let-bez-porjadka-v-lesu/ (дата обращения: 08.06.2022).
- Российская Федерация. Законы.Опожарной безопасности: Федеральный закон № 69-ФЗ: [принят Государственной думой 18 ноября 1994 года]. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 08.06.2022).
- Российская Федерация. Законы.Одобровольной пожарной охране: Федеральный закон № 100-ФЗ: [принят Государственной думой 20 апреля 2011 года: одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года]. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113763/ (дата обращения: 08.06.2022).
- Анализ развития добровольной пожарной охраны в Российской Федерации по итогам 2020 года. — Текст: электронный // МЧС России: [сайт]. — URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5547 (дата обращения: 08.06.2022).
- Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 58853–2020 «Производственные услуги. Добровольная пожарная охрана. Общие требования» от 01.07.2020
- ГОСТ Р 58853–2020. Производственные услуги. Добровольная пожарная охрана. Общие требования = Productionservices. Voluntaryfireprotection. Generalrequirements: национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 мая 2020 г. № 203-ст: введен впервые: дата введения 2020–07–01 / разработан ГУПО МЧС России, ВДПО, НСОП, ФГБОУ ВПО «Академия ГПС МЧС России». — Москва: Стандартинформ, 2020. — IV, 7 c.; 29 см. — Текст: непосредственный.