В статье рассматриваются сущность и значимость уголовно-правовой статистики, а также деятельность аппарата прокуратуры г. Москвы по надзору за исполнением законов в области уголовно-правовой статистики.
Ключевые слова: административный регламент, органы исполнительной власти, регламентация, нормативный правовой акт.
Статистика страны, охватывающая своими показателями все сферы общества, делится на целый ряд отраслей. Одной из таких отраслей является правовая или юридическая статистика, отражающая охрану общественного и государственного строя, различные формы собственности, защиту гарантированных Конституцией прав и интересов граждан и юридических лиц [5, с.15].
Правовая статистика, в свою очередь, подразделяется на 3 отрасли: уголовно-правовая статистика, административно-правовая статистика, гражданско-правовая статистика. Каждая отрасль правовой статистики делится на несколько разделов в соответствии с основными стадиями уголовного, административного и гражданского процессов (рис. 1).
Рис. 1. Отрасли правовой статистики
Уголовно-правовая статистика является базой управленческой сферы правоохранительных органов как при планировании их деятельности, так и при оценке ее эффективности. При этом важно, чтобы при отражении статистических характеристик преступности в уголовно-правовой статистике соблюдались требования надежности, объективности и своевременности этих статистических показателей. Данные статистические материалы могут свидетельствовать как о благополучной ситуации в сфере предупредительной работы правоохранительных органов, так и напротив. При возникновении обстоятельств, создающих негативный образ правоохранительного органа, возникают случаи укрытия преступлений от учета и регистрации, умышленного искажения статистической информации о структуре и динамике преступности, «корректировок» статистических показателей преступности.
В любой краткой характеристике, отражающей особенности преступности в Российской Федерации за определенный промежуток времени, можно отметить основные показатели преступности, складывающиеся в определенную систему. Это общее количество зарегистрированных преступлений и отдельно по их видам (состояние преступности или ее объем), это удельный вес отдельных видов преступлений (структура преступности — в процентном соотношении), это процент раскрываемости (раскрытые и нераскрытые), это сравнение количества преступлений с аналогичными периодами прошлых лет (динамика преступности). Те же характеристики распространяются и на лиц, совершивших преступления. Помимо количественных используются и качественные характеристики преступности (например, характер преступления).
Оценка деятельности правоохранительных органов проводится, в первую очередь, по таким видам преступлений, как тяжкие и особо тяжкие преступления, преступления, совершенные организованными группами или преступными сообществами, преступления террористического и экстремистского характера [4, с. 79]. Это далеко не полный перечень основных показателей, с помощью которых уголовно-правовая статистика может продемонстрировать «картину преступности» [4, с. 80].
Знания о количестве совершенных преступлений, данные о самих преступниках, сведения о нарушениях уголовных законов на различных участках экономики, о размерах ущерба от преступлений и другие статистические показатели дают возможность наиболее эффективно осуществлять задачи в деле укрепления законности и правопорядка.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 на органы прокуратуры возложена обязанность ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора [1].
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации в 2011 году создано управление правовой статистики на правах самостоятельного структурного подразделения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Вместе с тем, приказом Генерального прокурора Российской Федерации в 2013 году в аппарате прокуратуры города Москвы образовано управление правовой статистики (далее — Управление), которое является самостоятельным структурным подразделением прокуратуры столицы.
Управление осуществляет следующие функции:
- Сбор, обработка, накопление, анализ информации о состоянии законности и преступности на территории, поднадзорной прокуратуре г. Москвы.
- Осуществление надзора за соблюдением законодательства при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, в том числе при формировании и обработке документов первичного учета в сфере уголовно-правовой статистики.
- Подготовка актов прокурорского реагирования в сфере правовой статистики.
- Проведение проверок исполнения законов в сфере правовой статистики.
- Изучение положительного опыта работы и принятие мер по его распространению.
- Подготовка информационно-методических, аналитических, справочных и иных документов в сфере правовой статистики и др.
Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере уголовно-правовой статистики, управление правовой статистики прокуратуры г. Москвы руководствуется положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 51), Федерального закона от 27.11.2007 № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», приказа Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 24.07.2017 № 513 «Об организации работы по ведению государственного статистического учета в органах прокуратуры РФ».
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2007 № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» к принципам официального статистического учета и системы государственной статистики относятся полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации [2].
Отсутствие объективных данных о состоянии фактической преступности не позволяет государству должным образом определить и распределить материальные и человеческие ресурсы, направленные на противодействие ей, моделировать и прогнозировать преступность [3, с. 340].
При осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства управлением правовой статистики прокуратуры г. Москвы выявлено 24 728 нарушений за январь-апрель 2022 года (рис. 2).
Рис. 2. Структура выявленных нарушений при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства за январь-апрель 2022 года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года)
В целях устранения выявленных нарушений сотрудники управления правовой статистики прокуратуры г. Москвы ежемесячно готовят докладные записки о внесении мер прокурорского реагирования. Благодаря принимаемым мерам сведения о состоянии преступности столицы в государственных отчетах становятся более достоверными, что позволяет правоохранительным органам эффективнее осуществлять задачи в области укрепления законности и правопорядка.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации»
- Федеральный закон от 27.11.2007 № 282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»
- Правовая статистика / И. Н. Андрюшечкина, Е. А. Ковалев, Л. К. Савюк, Ю. А. Бикбулатов. — Москва: Юрайт, 2022. — 410 c. — Текст: непосредственный.
- Вакуленко, Н. А. Особенности отражения статистических характеристик преступности в уголовно-правовой статистике / Н. А. Вакуленко, А. А. Брюхнов. — Текст: непосредственный // Юристъ — Правоведъ. — 2019. — № 1. — С. 79–80.
- Беломестных, А. А. Предмет и задачи правовой статистики / А. А. Беломестных. — Текст: непосредственный // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». — 2019. — № 8. — С. 15.