В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы функционирования и развития МВД России как субъекта обеспечения национальной безопасности от киберугроз.
Ключевые слова: национальная безопасность, компьютерная информация, сотовая связь, МВД России.
Одним из основных органов государственной системы обеспечения национальной безопасности по направленности, количественному составу сил и средств безопасности является МВД России [2, С. 119]. Кроме того, МВД России является самым многочисленным субъектом этой системы и правоохранительным органом.
В документе, определяющем основные приоритеты страны, а именно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, перечисляются национальные интересы России в сферах безопасности экономики, обороны, науки, культуры и международных отношений. Среди угроз, которые стоят перед Россией, — США и их союзники, «вестернизация» населения, а также фальсификация истории противниками государства. Кроме того, обретает глобальный характер относительно новая угроза государству — неконтролируемо развивающееся интернет-пространство [5].
Актуальность исследования обосновывается недостаточной подготовленностью органов внутренних дел к стремительно меняющейся действительности в условиях пандемии коронавирусной инфекции, значительно ускорившей процесс цифровизации всех сфер жизни людей, приведшей к резкому расширению виртуального пространства, что обусловило переход бизнес-структур, образовательных услуг, банковского сектора, потребительского рынка, развлечений и т. д. в интернет-пространство. Данный факт стал причиной роста нового источника угрозы национальной безопасности — киберпреступлений [3, С. 20]. По словам начальника главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Андрея Некрасова «Пять лет назад доля правонарушений в сфере информационных технологий составляла около 2 % в общей структуре преступлений. В прошлом году их доля возросла до 25 %. При этом раскрыть удается лишь четверть таких преступлений» [6].
Выделение киберпреступности в отдельный вид преступлений на данный момент определяет лишь конкретные виды и способы совершения такого преступления, что дает возможность преступникам изменять методы деяния, позволяя уйти от ответственности [3, С. 21].
Киберпреступность в современном мире объявлена глобальной международной проблемой, о чём свидетельствуют принятые международные договорённости, предусматривающие совместные шаги по борьбе с этим высокотехнологичным злом. Еще в 2001 году Советом Европы была принята Будапештская конвенция по борьбе с преступностью. Данная конвенция является самым первым международным договором о преступлениях, совершенных через Интернет и другие компьютерные сети [1]. Опасность киберпреступности как для мирового сообщества в целом, так и для России признают и российские правоохранительные органы [3, С. 20].
Согласно статистическим данным «Состояние преступности в России» на январь — декабрь 2021 года, опубликованным ФКУ «ГИАЦ МВД России» в январе — декабре 2021 года зарегистрировано 517,7 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что на 1,4 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Практически все такие преступления (98,8 %) выявляются органами внутренних дел.
При этом, больше половины таких преступлений (55,7 %) относится к категориям тяжких и особо тяжких (288,3 тыс.; +7,7 %), более двух третей (67,9 %) совершается с использованием сети «Интернет» (351,5 тыс.; +17,0 %).
Ущерб от преступных действий с использованием компьютерных технологий в России в 2022 году уже оценили в 165 миллиардов рублей. По словам управляющего RTM Group Евгения Царева, количество результативных кибератак в 2021 году выросло на треть (+35 %), причем это произошло из-за действий телефонных мошенников, а не хакеров [7].
Президент России Владимир Путин в марте 2021 года признал наличие проблем с раскрываемостью киберпреступлений в стране и объяснил это быстрым обновлением технологий. По его словам, за счет этого поле деятельности мошенников расширяется, а власти «не успевают» оперативно реагировать на совершенствование их возможностей [8].
К основным преградам при раскрытии киберпреступлений относится сложность и многоэтапность процедур взаимодействия органов внутренних дел с банками, операторами сотовой связи, интернет-провайдерами, следствию приходится тратить много времени на получение необходимой информации о кибермошенниках [9]. В современных реалиях крайне важно своевременно информировать людей о способах защиты от мошенников, повышать профессиональную подготовку и техническое оснащение органов внутренних дел, наладить более чёткое взаимодействие с банковским сообществом, интернет-провайдерами, операторами сотовой связи [10].
Также проблема уголовно-правовой оценки киберпреступности вытекает из слабой законодательной основы, сложности сбора доказательств и самого процесса доказывания, недостатка компетентных лиц в области информационных технологий в органах государственной власти, отсутствия обобщенной судебной системы и иных факторов, влияющих на развитие противодействия киберпреступности [3, С. 22].
Следователи и дознаватели выделяют ряд преступлений, закрепленных Уголовным кодексом РФ, которые чаще всего встречаются при совершении киберпреступлений: «мошенничество в сфере компьютерной информации», «создание, использование вредоносных компьютерных программ», «кража», «незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» и др. Недостаточность законодательства, регулирующего борьбу с преступлениями в Интернете, отвечающего современным потребностям правоприменения, не позволяет объективно оценивать масштабы киберпреступности, связанной с новыми коммуникационными технологиями [3, С. 21].
Литература:
- Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001)
- Амельчакова, В. Н. МВД России как субъект обеспечения национальной безопасности / В. Н. Амельчакова, Г. Н. Суслова. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 7. — С. 119.
- Краснова, К. А. Проблема уголовно-правовой оценки киберпреступности / К. А. Краснова, Е. В. Топильская, Е. А. Васик. — Текст: непосредственный // Киберпреступность: риски и угрозы. — Санкт-Петербург: Астерион, 2021. — С. 20–21.
- Шевченко, Е. С. Тактика производства следственных действий при расследовании киберпреступлений: специальность 12.00.12 «Тактика производства следственных действий при расследовании киберпреступлений»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Шевченко Елизавета Сергеевна; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). — Москва, 2016. — 249 c. — Текст: непосредственный.
- Технически абсурдный микс из страшилок. — Текст: электронный // Новая газета: [сайт]. — URL:: www.novayagazeta.ru/articles/2021/07/06/internet-zameniat-sredoi-oborota-dostovernoi-informatsii (дата обращения: 09.06.2022).
- Генпрокуратура объявила киберпреступность угрозой нацбезопасности. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: Генпрокуратура объявила киберпреступность угрозой нацбезопасности Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/60ab077d9a79475126c29d4a (дата обращения: 09.06.2022).
- В России впервые за долгое время снизилось число киберпреступлений. — Текст: электронный // Газета.ru: [сайт]. — URL: https://www.gazeta.ru/tech/news/2022/03/22/17462785.shtml (дата обращения: 09.06.2022).
- МВД сообщило о снижении количества киберпреступлений в России Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/623a225b9a7947febc2d71aa. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: МВД сообщило о снижении количества киберпреступлений в России Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/623a225b9a7947febc2d71aa (дата обращения: 09.06.2022).
- МВД фиксирует в России рост киберпреступности. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: www.tass.ru/obschestvo/11074681 (дата обращения: 09.06.2022).
- Президент РФ призвал МВД к активному мониторингу интернет-пространства. — Текст: электронный // D-russia: [сайт]. — URL: www.d-russia.ru/prezident-rf-prizval-mvd-k-aktivnomu-monitoringu-internet-prostranstva.html (дата обращения: 09.06.2022).
- Лапшова, Я. О. Проблема уголовно-правовой оценки киберпреступности / Я. О. Лапшова. — Текст : электронный // Научная электронная библиотека : [сайт]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46128354& (дата обращения: 11.06.2022).