В статье описываются современные логистические системы, события, повлиявшие на их изменение, последствия и новые возможности.
Ключевые слова: логистическая система, логистика, перевозки, транспорт, маршрут, экономика, пандемия, санкции, международные отношения.
Логистическая система — основополагающий фактор существования и функционирования экономики. От построения логистической системы зависит насколько эффективно, слаженно и своевременно будут функционировать все ключевые элементы, обеспечивающие создание той экономической системы к который мы привыкли.
Главная задача создания новых логистических цепочек — наладить согласованное функционирование логистических потоков.
В 2019 году в Мире вспыхнула пандемия новой вирусной инфекции COVID-19. Пандемия за несколько месяцев кардинально изменила мировую экономику и выявила слабые стороны Мировой логистики: пострадали все виды перевозок, разрушены существующие схемы доставок.
Были разработаны экстренные меры доставки приоритетных и медицинских грузов, открыты «Зелёные коридоры». Позднее — новые и безопасные схемы перевозок грузов.
Изменения, которые привели к новым возможностям. Выросли объёмы онлайн-торговли. Объем российского рынка электронной коммерции за 2020 год вырос на 58 % и составил $ 37 млрд. Спрос на доставку увеличился более, чем в 15 раз.
Пандемия указала новый вектор дальнейшего развития логистических систем.
В феврале 2022 года обострение международных отношений в значительной мере сказалось на логистических системах, которые только начинали восстанавливать свою работу после пандемии COVID-19.
Введение санкций затронуло всю транспортную отрасль и негативно сказалось на поставках товаров, транспортных коридорах, затратах, численности персонала, уровне заработной платы
Ключевые порты Европы отказались работать с российскими грузами. Запрет для российских авиакомпаний совершать рейсы на территории воздушного пространства 37 государств. Международный Союз железных дорог приостановил членство Российских железных дорог в организации. Автомобильные перевозки пересмотрели большинство маршрутов и переориентировались на внутреннее сообщение и сообщение между дружественными странами.
Современное состояние и прогнозы введенных санкций для российских грузоперевозок представлены в таблице 1.
Таблица 1
Современное состояние и прогнозы введенных санкций для российских грузоперевозок
Оценка ситуации |
Риски |
Прогнозы |
|
Железнодорожный транспорт |
Погрузка экспортных грузов железнодорожным транспортом в 2021 году: 6 млн тонн, больший объем через Северо-Запад 144 млн тонн, на втором месте Дальний восток 114 млн тонн, на третьем месте Юг Росси — 92 млн тонн. |
Снижение погрузки грузов на 12 %. Снижение спроса на закупку вагонов (заводы продолжат выпускать вагоны в меньшем количестве) |
Погрузка грузов на сети ОАО «РЖД» снизится на 2–7 %, а среднемесячная ставка аренды полувагона увеличится на 35–55 %. |
Автомобильный транспорт |
Поставки товаров стали дороже в 2–3 раза. Меняются маршруты, товар выгружается в соседних странах, заказы отменяются, новые не поступают, сроки доставки увеличились. |
Снижение продажи автомобилей в России на 63 % |
Снижение количества перевозок на 70 %, при том, что интернет-продавцы заменили авиаперевозки автомобильными. |
Водный транспорт |
Северо-Запад падение морских перевозок 70 %, Юг снижение 30–40 %. Спрос на Дальнем Востоке на контейнерные мощности увеличивается. |
Снижение импорта на 35–43 % только в 2022 году |
Падение будет не критическое в переделах 5–10 %, товарное потребление уйдет на 80 % Дальний восток, 20 % на юг |
Последствия введенных санкций для международной логистической отрасли:
– удар по финансовой ситуации
– разрушение логистических схем
– ограничения в информационной сфере
– основные грузопотоки сместятся на восток
– крупные контейнерные линии отказали в заходе в РФ, не будут отдавать свои контейнера
– грузовладельцы отказываются поставлять грузы на прямую в Россию.
Если общемировая ситуация будет ухудшаться и затянется на более длительный период, то придётся в корни пересматривать уже устоявшиеся логистические системы: на постоянной основе менять маршруты перевозок, терпеть убытки,внедрять новые звенья в цепях поставок. Развитие логистических систем в России будет направлено на внутренний рынок, на восточные страны и Белоруссию, это создаст возможность укрепить внутренние поставки, создать новые маршруты.
Несмотря на грустный прогноз относительно перевозки экспортных грузов железнодорожным транспортом, значительно вырастет доля перевозок во внутреннем сообщении — как грузовых, так и пассажирских.
На начало июня 2022 года на крупнейшей сортировочной железнодорожной станции «Бекасово» уже вдвое увеличился объём переработки местных вагонов и вагонов, следующих во внутреннем сообщении.
Рис. 1. Железнодорожная станция «Бекасово-Сортировочное»
Рост железнодорожных перевозок будет обусловлен географическим положением и размерами нашей страны, сложностями, возникшими в авиаперевозках, резким увеличением стоимости в перевозках другими видами транспорта и др. Железнодорожная отрасль в России является одной из самых развитых в Мире.
Она гарантирует своевременность доставки, высокий уровень безопасности, отлаженность всех операций за счёт высококомпетентных и отзывчивых сотрудников.
Литература:
- Аникин, Б. А., Логистика/ Б. А. Аникин- М.: ИНФРА-М, 2001. — 352 с.
- Григорьев, М. Н., Долгов, А. П., Уваров, С. А. Логистика/ М. Н. Григоьев, А. П, Долгов, С. А. Уваров — М.: ГАРДАРИКИ, 2006. — 512 с.
- Залманова, М. Е., Логистика: уч. пособие/ М. Е. Залманова — Саратов.: СГТУ, 1999. — 166 с.
- Лукинский, В.С., Цвиринько И. А., Малевич Ю. В. Логистика/ В. С. Лукинский, И. А. Цвиринько, Ю. В. Малевич — СПб.: СПбГИЭУ, 2000. — 322 с.
- Logirus.ru [Электронный ресурс]: науч. журнал в области логистикии– режим доступа к журн.: https://logirus.ru/