В статье исследуется связь стиля семейного (родительского) воспитания, и показателей удовлетворенности жизнью младших школьников как основного критерия их субъективного благополучия. Дается краткая характеристика подходов к классификации стилей родительского воспитания и психологического благополучия младших школьников. Приводятся данные проведенного исследования, направленного на установление факторов родительского воспитания, повышающих уровень субъективного психологического благополучия ребенка младшего школьного возраста.
Ключевые слова: стиль семейного воспитания, родительское воспитание, младшие школьники, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью.
Необходимость исследования связи стиля родительского воспитания и психологического благополучия детей младшего школьного возраста обусловлена недостаточностью имеющихся сведений о том, какие именно факторы способствуют повышению или понижению психологического благополучия младших школьников. Анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что большая часть из них посвящена изучению влияния стиля родительского воспитания на показатели школьной успешности обучающихся младшего школьного возраста, а также выявлению негативных стилей родительского воспитания. Безусловно, огромное влияние на психологическое благополучие ребенка младшего школьного возраста оказывают факторы, находящиеся за пределами детско-родительских отношений, так как основным новообразованием данного возраста является формирование внутренней позиции школьника, адаптация к новой для бывшего дошкольника социальной ситуации развития, связанной с началом школьного обучения. Но, несмотря на это, детско-родительские отношения играют важную роль в жизни ребенка любого возраста. Кроме того, эффективность и благополучие детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте является предпосылкой успешного прохождения ребенком следующих возрастных этапов.
В зарубежных источниках в качестве основной классификации типов детско-родительского воспитания принято использовать классификацию Д. Баумринд [1]. Она разделила детско-родительские отношения, взяв за основу два полярных измерения в родительском отношении к ребенку: уровень контроля и уровень принятия (рисунок 1).
Рис. 1. Классификация стилей родительского воспитания Д. Баумринд.
В зависимости от возможных сочетаний данных измерений Д. Баумринд выделила 4 основных стиля родительского воспитания: авторитарный (низкий уровень принятия; высокий уровень контроля), авторитетный (высокий уровень принятия; высокий уровень контроля), разрешающий (высокий уровень принятия; низкий уровень контроля), пренебрегающий (низкий уровень принятия; низкий уровень контроля).
В отечественной психологической литературе в настоящее время отсутствует единый подход к определению и классификации стиля родительского воспитания. Тем не менее, существуют общие для всех авторов категории, по которым, в большинстве случаев, проводилась классификация стилей и типов детско-родительских отношений: уровень родительского контроля по отношению к ребенку, последовательность как приверженность родителей определенному стилю воспитания, степень принятия ребенка родителями, уровень доверительности и эмоциональной близости отношений между родителями и ребенком. Большинство отечественных исследователей сходятся во мнении, что стиль родительского воспитания — это многофакторный конструкт, складывающийся из эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. В качестве базового представления о системе семейных детско-родительских отношений в рамках проведенного исследования было выбрано представление А. Я. Варга [2] о родительском отношении, которое подразумевает целостную систему чувств родителя к ребенку, особенности его восприятия и понимания характера и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ребенком.
Для исследования особенностей психологического благополучия обучающихся начальной школы был выбран показатель удовлетворенности жизнью как главная характеристика субъективного благополучия личности. Субъективное психологическое благополучие младшего школьника понимается в контексте положения о социальной ситуации развития, основу которой составляют переживания ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. За основу для проведения эмпирического исследования психологического благополучия младших школьников принята гедонистическая парадигма психологического благополучия личности. Для оценки уровня удовлетворенности жизнью школьников была выбрана методика, разработанная российскими психологами — Сычевым О. А., Гордеевой Т.О и др. [5] на основе многомерной шкалы С.Хюбнера — «Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников», как содержащая шкалы, отражающие все главные сферы жизни ребенка младшего школьного возраста.
В исследовании связи стиля родительского воспитания и субъективного благополучия младших школьников приняли участие 50 респондентов — 25 обучающихся младшей школы 9–10 лет (3–4 класс) и 25 родителей (матерей).
В процессе исследования были использованы следующие методики: «Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников» (ШУДЖИ. Авторы: Сычев О. А., Гордеева Т.О и др. [5]); тест-опросник родительского отношения (ОРО. Авторы: А. Я. Варга, В. В. Столин [3]), опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР. Автор: И. М. Марковская [4]).
После получения заполненных бланков опросников и подсчета сырых баллов, была проведена первичная стандартизация данных. Проверка стандартизированных данных на нормальность показала, что распределение данных во всех анализируемых выборках значимо отличается от нормального, поэтому для установления наличия взаимосвязи между переменными в работе использовался коэффициент ранговой корреляции ρ Спирмена. Обобщенные данные по установленным связям представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Матрица корреляций между показателями шкал удовлетворенности жизнью школьников и шкал опросника родительского отношения
ОРО / ШУДЖИ |
Семья |
Школа |
Я сам |
Общая |
Принятие |
0,360 |
0,469* |
0,343 |
0,517** |
Симбиоз |
0,411* |
-0,030 |
0,202 |
-0,028 |
Контроль |
-0,431* |
-0,002 |
-0,176 |
-0,246 |
Отношение к неудачам ребенка |
-0,438* |
-0,139 |
-0,437* |
-0,212 |
Примечание:
* — корреляция значима на уровне р≤0,05;
** — корреляция значима на уровне р≤0,01.
Обнаружены следующие достоверные связи между переменными:
— Показатели шкалы «Принятие-отвержение» родительского опросника ОРО значимо коррелируют с показателями удовлетворенности школой детской многомерной шкалы ШУДЖИ (ρ=0,469; p<0,05) и общим показателем удовлетворенности жизнью школьника (ρ=0,517; p<0,01): чем выше показатель по шкале «Принятие-отвержение», тем выше уровень удовлетворенности школой ребенка и уровень общей удовлетворенности жизнью школьника.
— Показатели шкалы «Симбиоз» родительского опросника ОРО значимо коррелируют с показателями удовлетворенности отношениями в семье детской многомерной шкалы ШУДЖИ (ρ=0,411; p<0,05): чем выше показатель по шкале «Симбиоз», тем выше уровень удовлетворенности ребенка отношениями внутри семьи.
— Показатели шкалы «Контроль» родительского опросника ОРО отрицательно коррелируют с показателями удовлетворенности отношениями в семье детской многомерной шкалы ШУДЖИ (ρ=-0,431; p<0,05): чем выше показатель по шкале «Контроль», тем ниже уровень удовлетворенности ребенка отношениями внутри семьи.
— Показатели шкалы «Отношение к неудачам ребенка» родительского опросника ОРО отрицательно коррелируют с показателями удовлетворенности отношениями в семье и удовлетворенностью самим собой детской многомерной шкалы ШУДЖИ (ρ=-0,438; p<0,05 и ρ=-0,437; p<0,05): чем выше показатель по шкале «Отношение к неудачам ребенка», тем ниже уровень удовлетворенности ребенка отношениями внутри семьи и самим собой.
Таблица 2
Матрица корреляций между показателями шкал удовлетворенности жизнью школьников и шкал опросника взаимоотношения родитель-ребенок
ВРР / ШУДЖИ |
Семья |
Школа |
Учителя |
Я сам |
Общая |
Мягкость-строгость |
-0,416* |
-0,151 |
-0,220 |
-0,404* |
-0,298 |
Эмоциональная дистанция-близость |
0,292 |
0,401* |
0,257 |
0,372 |
0,392 |
Удовлетворенность отношениями с ребенком |
0,339 |
0,691** |
0,575** |
0,304 |
0,496* |
Примечание:
* — корреляция значима на уровне р≤0,05;
** — корреляция значима на уровне р≤0,01.
Обнаружены следующие достоверные связи между переменными:
— Показатели шкалы «мягкость-строгость» родительского опросника ВРР отрицательно коррелируют с показателями удовлетворенности отношениями в семье и удовлетворенностью ребенка самим собой многомерной шкалы ШУДЖИ (ρ=-0,416; p<0,05 и ρ=-0,404; p<0,05): чем выше показатель по шкале «Мягкость-строгость», тем ниже уровень удовлетворенности ребенка отношениями внутри семьи и самим собой.
— Показатели шкалы «Эмоциональная дистанция-близость» родительского опросника ВРР значимо коррелируют с показателями удовлетворенности ребенка школой детской многомерной шкалы ШУДЖИ (ρ=0,401; p<0,05): чем выше показатель по шкале «Эмоциональная дистанция-близость», тем выше уровень удовлетворенности ребенка школой.
— Показатели шкалы «Удовлетворенности отношениями с ребенком» родительского опросника ВРР значимо коррелируют с показателями удовлетворенности ребенка школой, учителями и общей удовлетворенности жизнью школьника (ρ=0,691; p<0,01; ρ=0,575; p<0,01 и ρ=0,496; p<0,05): чем выше показатель по шкале «Удовлетворенности отношениями с ребенком», тем выше уровень удовлетворенности ребенка школой, учителями и жизнью в целом.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы по поводу связи факторов стиля семейного воспитания и субъективного благополучия младших школьников:
- Выявлены связи между отдельными факторами родительского отношения и субъективного психологического благополучия младших школьников.
- Повышают уровень показателей субъективного психологического благополучия младших школьников следующие факторы родительского отношения: высокий уровень принятия ребенка родителем, эмоциональная близость, отсутствие психологической дистанции, а также общая удовлетворенность родителя отношениями с ребенком как критерий самооценки родителя.
- Снижают уровень показателей субъективного психологического благополучия младших школьников: завышенный уровень родительского контроля, чрезмерная строгость и высокий уровень требований к ребенку, отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику».
Связь факторов детско-родительского взаимодействия и показателей удовлетворенности жизнью младших школьников проиллюстрирована в таблице 3.
Таблица 3
Матрица связи факторов детско-родительского взаимодействия и показателей удовлетворенности жизнью младших школьников
Сферы удовлетворенности жизнью младшего школьника |
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
Семья |
Симбиоз (отсутствие психологической дистанции между родителем и ребенком) |
Высокий уровень контроля, высокий показатель строгого воспитания, отношение как к «маленькому неудачнику» |
Школа |
Эмоциональная близость к ребенку, высокий уровень принятия, удовлетворенность родителя отношением с ребенком |
|
Учителя |
Удовлетворенность родителя отношениями с ребенком |
|
Я сам |
Высокий показатель строгости воспитания |
|
Общая УЖ |
Высокий уровень принятия, удовлетворенность родителя отношениями с ребенком |
Литература:
- Баумринд Д. Практическая психология. — М., 1995. — 411 с.
- Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореферат кандидатской диссертации. — М., 1986.
- Варга А. Я. Тест-опросник родительского отношения / Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы // под ред. А. Я. Варги, В. В. Столина. М.: МГУ, 1988, 128 с.
- Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 91 с.
- Сычёв О. А., Гордеева Т. О., Лушкина М. В., Осин Е. Н., Сиднева А. Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников// Психологическая наука и образование. 2018. Т.23. № 6. С.5–15 doi: 10.17759/pse.2018230601.