В статье рассматривается вопрос организации деятельности методического объединения как инструмента управления развитием профессиональной компетентности учителей общеобразовательной организации. В статье мы рекомендуем пересмотреть направления деятельности в работе методического объединения, таким образом, чтобы они смогли обеспечить процесс управления развитием учителей для повышения уровня своей профессиональной компетентности. Следовательно, особую актуальность имеет разработка новой модели управления развитием профессиональных компетенций учителей.
Работа школьного методического объединения связана с созданием системы для профессионального роста учителей, для укрепления коллектива через развитие профессиональных и межличностных контактов. На современном этапе развития системы образования в образовательных организациях востребован не просто учитель, а педагог-психолог, педагог-технолог, педагог-методист. Эти качества учителя могут развиваться в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе при условии, если педагог стремиться развить свои профессиональные компетенции.
В связи с вышеизложенным, методическая работа в МБОУ ЦО имени А. Атрощанка города Твери выстраивается таким образом, чтобы каждый учитель мог видеть проблемы и перспективы развития своей профессиональной компетентности, мог обеспечить необходимый качественный образовательный результат, мог стремиться к позитивной динамике его в будущем. При организации методического сопровождения учителя в ОО планируется активно использовать как традиционные организационные формы (педагогический совет, семинар, практикум, консультирование и др.), так и более современные, инновационные формы организации работы с педагогами.
Самыми эффективными и действенными, как показывает практика, являются интерактивные организационные формы работы с педагогическим коллективом. Интерактивные формы предполагают интенсивную обратную связь, активность со стороны всех участников образовательного процесса.
В целях эффективного методического сопровождения деятельности педагогов МБОУ ЦО имени А. Атрощанка города Твери планируется разработать и внедрить модель методического сопровождения деятельности учителя на дифференцированной основе. Возникла необходимость в создании такой модели управления школьным методическим объединением общеобразовательной школы, которая бы позволила развить, выделенные нами проблемные компетенции, до оптимального уровня у каждого педагога и которая будет учитывать особенности конкретной школы. В основу, разработанной нами модели управления методическим объединением школы заложены следующие положения:
– системный подход;
– принципы: горизонтальной координации, гибкости и вариативности, непрерывности и преемственности;
– усиление роли учителей в управлении методическим объединением;
– модель основана на линейной функциональной структуре с матричными элементами, которая позволяет включать элементы создания, исследования, исследовательских групп в рамках МО, развивать профессиональную компетентность учителя и отвечать потребностям личного развития и соответствовать возможностям школы;
– разнообразие инновационных форм работы методического объединения;
– стратегический менеджмент направлен на «зону более близкого развития» учителей, что поможет решить проблемы, возникшие в их профессиональной деятельности. При этом «зона более близкого профессионального развития» будет сугубо индивидуальной для каждого учителя; − установление контактов и сетевое взаимодействие внутри и вне образовательного учреждения по развитию профессиональной компетентности учителя.
Разработка и внедрение модели управления методическим объединением включает систему мониторинга для отслеживания качества и эффективности управления МО как условие формирования профессиональных компетенций учителя. Это многоуровневая система повторяющихся диагностических процедур, проводимых количественными методами, которые максимально объективизируют качественные показатели успеваемости студентов, косвенно по отношению к каждому преподавателю, количественные показатели научно-методической деятельности ППС, анкеты, опросы, другие формы диагностики удовлетворенности и трудностей. Также отметим, что результативность достигается при наличии следующих условий:
– знание руководителями школы профессиональных запросов, потребностей учителя, в том числе и уровня профессионализма, мотивации, затруднений, возникших у каждого учителя;
– создание целостной системы работы с каждым учителем;
– стимулирование профессионального роста учителя, поддержка его личностных стремлений движения к новому;
– включенность учителей в решение проблемы школы.
Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании данного процесса.
Литература:
- Белявская И. Б. Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Белявская Ирина Борисовна — Йошкар-Ола, 2015.- 189 с.
- Воропаева Е. Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — С. 28–31
- Ерохин А. К., Глушенко Н. А. Инновации в образовании: прошлое и перспективы будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № S3. — С. 23–27
- Ибатуллина Е. Ю. Готовность педагога к инновационной деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ибатуллина Елена Юрьевна- Астрахань, 2016. — 182 с.
- Ксензова Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования: учебное пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с.