В данной статье рассматриваются такие ключевые понятия как, профессиональные компетенции учителя, методическое объединение, индивидуальный маршрут развития. В статье мы предлагаем рассмотреть разработку индивидуального маршрута развития, как инструмент формирования профессиональных компетенции учителя.
Непрерывное обучение — ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба — это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности. Брайан Трейси
Профессия «учитель» подразумевает непрерывное обучение в течение всей профессиональной деятельности.
Рассмотрим один из аспектов профессионализма учителя — это его компетенции.
Проблему развития профессиональных компетенций учителя изучали многие философы, педагоги, психологи. Вопросы формирования профессиональных компетенций рассматриваются в трудах Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, В. А. Адольфа, М. И. Лукьяновой, А. К. Марковой, Т. Г. Браже, А. М. Новикова, Г. С. Трофимовой, И. А. Зимней, Г. Бернгард, В. Блума.
Значимость проблемы изучения процесса развития профессиональных компетенций обусловлена тем, что система образования в настоящее время характеризуется значительными инновационными преобразованиями.
А также в связи с растущей конкуренцией в сфере образования, образовательные организации заинтересованы в наличии высококвалифицированных педагогических кадров, способных быстро адаптироваться под изминающиеся условия системы образования.
В сегодняшних реалиях учитель, чтобы быть успешным и востребованным, должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т. е. быть профессионально компетентным.
Как показывает практика, эти характеристики формируются далеко не у всех педагогов. Значительная часть из них испытывает затруднения при адаптации в стремительно изменяющихся социальных, экономических, профессиональных условиях, и тогда отсутствие развитых профессиональных компетенций может стать причиной серьезных социально-психологических проблем личности. Стремительное развитие инновационного образования во многом определяется готовностью профессиональных кадров, работающих в сфере образования, к работе в инновационном режиме, к гибкому, оперативному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся потребности общества и личности. Поэтому развитие профессиональных компетенций учителей является важнейшим условием реформирования российского образования.
Развитие профессиональных компетенций учителя проходит в процессе профессиональной деятельности. Если учитель мотивирован на саморазвитие, то образовательная организация имеет инструмент управления развитием учителя как компетентного педагогического кадра.
Данным инструментом управления является методическое объединений.
Анализ ситуации выявляет следующие противоречия :
– между потребностью учителя в постоянном, совмещенном с основной работой, повышении квалификации в русле требований компетентностного подхода и недостаточно результативной практикой ее обеспечения на уровне образовательной организации;
– между потребностью в непрерывном целенаправленном развитии профессиональных компетенций учителя и использованием возможностей методического объединения образовательной организации как инструмента управления этим процессом.
Охарактеризованные противоречия позволили сформулировать проблему: как обеспечить целенаправленный процесс управления развитием профессиональных компетенций учителя на уровне общеобразовательной организации посредством деятельности методического объединения.
Существует множество факторов, влияющих на управление развитием профессиональных компетенций учителей общеобразовательной организации. К этим фактором, мы относим требования внешней среды, государственный заказ, требования ФГОС профессионального образования, профессиональные стандарты и т. д. Данные факторы введут к двум направлениям развития: традиционный и инновационный.
К традиционному направлению развития мы относим классическую схему: прохождению курсов повышения квалификации, подготовка, переподготовка.
К инновационным относят: обмен педагогическим опытом, прохождение семинаров, лекций, вебинаров, участие в мастер-классах, анализ опыта работы иностранных коллег, подбор новых методик, систем.
Он из действенных инновационных методов формирования профессиональных компетенций учителей это разработка индивидуального маршрута развития.
Следует выявить индивидуальные потребности и на основе их разработать маршрут. Данный метод работы способствует формированию мотивации учителя к процессуальному развитию и саморазвитию.
Как итог, мы имеем ряд условий для формирования компетенций учителя:
требования ФГОС, профстандарт, личная мотивациям учителя на саморазвитие, заинтересованность образовательной организации в наличии профессионалах кадров, обеспечение условий для развития на базе организации.
Литература:
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2018. — № 5. — С. 34–42.
- Кагал Е. П. Новые формы и методы обучения учителя как необходимое условие развития организации / Е. П. Кагал // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 155–157.
- Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 2017. — 192 с.
- Тухтаева З. Ш. Роль и сущность системного подхода в профессиональном образовании // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 840–843