Одним из главных приоритетов стабильного инвестиционного развития муниципального образования выступает модернизация экономики, которая обеспечивает рост конкурентоспособности путем введения технических, научных, а также технологических новшеств. Фундаментальным механизмом изменения линии экономического развития муниципалитетов являются финансовые ресурсы и инвестиции как переход к инновационной модели.
Ключевые слова: финансовые ресурсы, инвестиции, инвестиционная деятельность, муниципальные образования, управление инвестициями.
На современном этапе развитие и осуществление качественной системы управления инвестиционной деятельностью в рамках модернизации экономики выступает главной стратегической задачей, которая стоит перед руководством России, органами власти регионов, местными органами, а также научными предприятиями и представителями бизнеса. Немаловажным элементом благополучной реализации инвестиционной деятельности выступают муниципальные инвестиционные проекты. Они направлены на активизацию модернизационных изменений в экономике, а также создают предпосылки к стабильному экономическому росту.
Необходимо отметить, что распределение инвестиционных ресурсов происходит довольно неравномерно между различными регионами. Они, в основном, сосредотачиваются в самых крупных мегаполисах государства. Поэтому подавляющее большинство субъектов федерации и их муниципалитетов лишены возможности в полной мере использовать собственный инвестиционный потенциал. При этом именно инвестиционной деятельности сегодня отведена центральная роль в процессе проведения социально-экономических, а также политических реформ. Их цель состоит в создании комфортных условий для стабильного экономического роста, а также инновационного развития местных территорий [6, с. 4].
В настоящий период развития местного самоуправления становится очевидным тот факт, что без совершенствования инвестиционного климата не получится значительно повысить уровень жизнедеятельности всего населения на местах. Важную роль получает организация правовых и иных условий для развития муниципальной инвестиционной работы, укрепление ее юридических гарантий, а также контроль осуществления инвестиционных проектов. Важно подчеркнуть, что инвестиции сообщают местной экономике нужные качества для постепенного развития, учитывая применение возможностей правового регламентации публичных отношений [10, с. 16].
Кроме того, некоторые аспекты инвестиционной деятельности все еще остались вне зоны правового регулирования как на уровне центральной власти, так и на уровне регионов, а также местном уровне. Приоритет в обеспечении прав, свобод, а также интересов личности максимально явно показывает проблемы экономики, в том числе по движению инвестиционных активов в системе местного самоуправления.
На сегодняшний день муниципалитеты являются фундаментом территориального экономического и социального развития. Они представляют собой субъекты инновационной и инвестиционной активности, а также размещают соответствующие инвестиционные и финансовые средства. Значимым недочетом существующей системы развития программ социального и экономического развития муниципального образования выступает вектор на краткосрочные цели, отсутствие целостности, а также определенности в источниках финансирования программ.
Согласно ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. При этом для финансирования инвестиций органы местного самоуправления должны в соответствии с законом иметь доступ к национальному рынку капиталов [2].
Произошел существенный рост роли органов местного самоуправления в динамике инвестиционной деятельности в отношении объектов муниципальной собственности, а также системы местного хозяйства в целом. В качестве гарантированного условия привлечения инвестиционных ресурсов и их эффективного использования выступает наличие конкретной инвестиционной политики, которая основывается на оценке и прогнозах инвестиционного климата и учитывает интересы всех субъектов инвестиционного процесса [5, с. 73].
Принятие и успешное применение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существенным образом увеличило объем компетенций муниципальных образований, а также подняло их ответственность перед гражданами. Тем не менее, только ограниченный перечень муниципальных образований оказался действительно готовым к эффективному осуществлению функций, которыми они наделялись согласно новому нормативному правовому акту. Центральной причиной указанной ситуации выступило то, что значительная часть муниципальных образований российского государства пока не располагает необходимой экономической, а также финансовой базой [9, с. 25].
Таким образом, в условиях существующих ограничений собственных финансовых ресурсов, которые обеспечивают воплощение в жизнь планов экономического и социального развития муниципальных образований, а также тех или иных программ, важно привлекать инвестиции, собирать сбережения организаций и населения, а также создавать условия для привлечения капитала, также и иностранного. Следует указать, что в территориальных и хозяйственных системах инвестиции исполняют блок необходимых ролей. Они включают поддержание инновационного процесса, обеспечение расширенного воспроизводства, а также организация условий стабильного роста в экономике [10, с. 513].
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) / «Собрание законодательства РФ», 07.09.1998, № 36, ст. 4466.
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
- Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» / «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999, № 9, ст. 1096.
- Бабичев И. В. Нормы-принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 6. С. 67–74.
- Валинурова Л. С., Исхакова Э. И., Казакова О. Б., Кузьминых Н. А. Основные тенденции формирования инвестиционной привлекательности муниципальных образований // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 5 (143). С. 4–9.
- Зайцева М. В., Никитина П. В., Хачатурян О. О. Инвестиции как инструмент социально-экономического развития территории // М. В. Зайцева / Управление в XXI веке — проблемы и перспективы: сб. трудов. Краснодар, 2021. С. 248–251.
- Колесников С. С. Актуальные проблемы привлечения инвестиций на местном уровне и решения их путем развития инфраструктуры // Вестник экономики и менеджмента. 2021. № 4. С. 14–16.
- Левина В. В. Реализация финансовых принципов Европейской хартии местного самоуправления как основа муниципального развития // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. № 4. С. 20–26.
- Четошникова Л. А., Табунщикова Л. В. Анализ понятия «финансовый риск» и его роль в системе управления инвестиционной привлекательностью муниципального образования // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 511–513.