В статье рассматривается роль уполномоченного по правам человека в субъекте при реализации проектов по ресоциализации осужденных, рассматриваются наиболее значимые социальные проекты.
Ключевые слова: проект, Российская Федерация, место лишения свободы, уполномоченный, реализация проектов, социальная адаптация, социальная значимость проекта, роль уполномоченного.
Современная пенитенциарная система Российской Федерации всячески направлена на улучшение и развитие. Важным этапом данной системы является ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
По мнению Бабаяна С. Л., «ресоциализация — это система юридических, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, которые направлены на реализацию целей уголовного наказания, социализацию личности преступника, восстановление у него утраченных социально-полезных связей, оказание ему содействия в бытовом и трудовом устройстве, защиту прав и законных интересов осужденных» [1].
Ресоциализация может быть успешной, если данным вопросом занимаются не только государственные органы и должностные лица, но и создаются и реализуются проекты, целью которых является всевозможная помощь такой категории граждан, как «лица, освободившиеся из мест лишения свободы».
Лица, которые освобождаются из мест лишения свободы, зачастую сталкиваются с большим количеством проблем (бытовые, финансовые, медицинские и др.), решение которые самостоятельно не представляется возможным. Именно поэтому на территории Российской Федерации необходимо обеспечивать функционирование различных общественных проектов, цель которых является максимально возможная помощь в рамках их деятельности, обратившимся за помощью лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
Прежде чем рассматривать такие проекты и роль уполномоченного по правам человека в их реализации, изучим более подробно сам институт омбудсменов в России.
В нашей стране предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в субъекте.
Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 г № 1-ФКЗ (ред. от.09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» содержит в себе основные условия деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ, условия деятельности, а также организационные формы. Правовые основы деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 18.03.2020 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации».
Институт Уполномоченного по правам человека создан в Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Должность уполномоченного по правам человека в субъекте может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты.
Можно отметить, что, не смотря на то, что уполномоченные в субъектах выступают в качестве дополнительной гарантии защиты прав и свобод, их деятельность в некоторых случаях имеет большее значение для граждан, так как, работая на территории субъекта, уполномоченный погружается полностью в правовую ситуацию, знает как законодательно федерального уровня, так и законодательство субъекта. Также уполномоченный непосредственно работает с теми учреждениями, организациями, в которых происходит нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Вся деятельность уполномоченных направлена на восстановление нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ в части, которая касается прав и свобод человека и гражданина, а также правовому просвещению в вопросах прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Важно отметить, что законодатель предусмотрел возможность параллельной защиты нарушенных прав Уполномоченным по правам человека в РФ и уполномоченным по правам в субъекте РФ.
Н. Т. Отделкина, уполномоченный по правам в Нижегородской области, указывает на то, что ресоциализация — это длительный и комплексный процесс, затрагивающий деятельность не только ФСИН, но и активную деятельность уполномоченного по правам человека при поддержке инициатив общественных правозащитных организаций, которые в рамках своей деятельности осуществляют специальные проекты по ре социализации. [2].
С помощью таких проектов возможно решить целый список задач, но для улучшения результатов необходима координирующая и организующая деятельность уполномоченного по правам человека.
Именно уполномоченный сможет выступить связующим звеном между государством и гражданином. На омбудсмена возлагается функция по подбору инициативных, компетентных партнеров среди общественных организаций, которые действуют на территории субъекта, а также помощь в определении целей проекта, разработке механизма и, самое главное, формирование общественно-значимого вектора развития данного проекта.
Для того чтобы проект имел правозащитный характер, был эффективным в реализации, уполномоченный организовывает взаимодействие общественных организаций, органов исполнительной власти и территориальных подразделений федеральных ведомств.
Рассмотрим более подробно действующие проекты, которые реализовываются при взаимодействии общественных организаций и уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Показательным процессом работы уполномоченного в реализации проектов, по ресоциализации, является деятельность уполномоченного по правам человека в Нижегородской области.
Совместно с Нижегородским социальным фондом «Право на жизнь» [3] сформированы и успешно реализуются проекты «МАТЕРИНСТВО+» и «Моделируем Будущее!».
«МАТЕРИНСТВО+» осуществляет контроль за соблюдением прав женщин, находящихся в местах лишения свободы на территории Нижегородской области на качественное медицинское обслуживание, соблюдение норм трудового права, охрану и поддержку материнства и детства. Также в рамках проекта осуществляется содействие в социальной адаптации и дальнейшей ресоциализации женщин-матерей, путем повышения родительской компетенции и укрепления социально-полезных связей.
Для выполнения этих целей проекта было предусмотрено проведение психологических тренингов, а также экспресс-курсы, направленные на повышение знаний у женщин в вопросах материнства, что придавало уверенности, что при освобождении из мест лишения свободы, они справятся с родительскими обязанностями.
Социальной значимостью проекта выступил тот факт, что в Нижегородской области располагаются две женские колонии — ИК-2 и ИК-18 (общая численность заключенных женщин — более 1500; вместе с осужденными матерями содержится около 60 детей в возрасте до 3-х лет). Поэтому, для социализации, пробуждения материнских чувств женщин и было необходимо реализовать данный проект.
Проект «Моделируем Будущее!» в свою очередь преследует те же цели, что и «МАТЕРИНСТВО+». Но основное внимание в данном проекте заостряется на качестве предоставляемых медицинских услуг. Как отмечает уполномоченный по правам человека в Новосибирской области Н. Н. Шалабаева право на охрану здоровья и медицинскую помощь распространяется одинаково как на законопослушных граждан, так и на тех, кто совершил преступление.
Уполномоченного по правам человека Нижегородской области взял на себя важную роль по привлечению в реализацию проектов общественных организаций, большого количества экспертов, и иных участников. Все это позволило расширить географию проекта.
В 2021 году победителем Фонда президентских грантов в грантовом направлении «защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных» стал проект «Путь домой» [4].
Данный проект действует в Новосибирской области с 2020 года и направлен на социализацию осужденных к лишению свободы женщин. С 2021 года данный проект расширяется и начинает свою работу с мужчинами.
Цель проекта состоит в том, чтобы помочь осужденным вернуться в общество и вести законопослушный образ жизни. Данная цель достигается путем проведения обучения по основам ведения бизнеса, правовой и финансовой грамотности, также участницы проекта проходят обучения по этикету, ораторскому искусству и составлению резюме, которое поможет при трудоустройстве.
Данный проект реализуется при поддержке Правительства Новосибирской области, Центра содействия развития предпринимательства в Новосибирской области, а также уполномоченного по правам человека в Новосибирской области.
Важно, что данный проект начинает подготовку к социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы не за 6 месяцев, как это делают в исправительных учреждениях, а за год. Именно в рамках 12 месяцев работы с бизнес-тренерами, психологами и различными экспертами, лица смогут получить необходимые социальные навыки, которые должны помочь им в трудоустройстве и скорейшему возвращению в общество в качестве полноценного его элемента.
Также данный проект направлен на лиц с ограниченными возможностями здоровья, что еще больше повышает социальную значимость проекта.
На территории Республики Татарстан действует информационно-правовой портал по оказанию юридической и психологической помощи осужденным и их семьям «Взгляд в будущее» [5]. Данный проект реализуется при поддержке уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, УФСИН России по Республике Татарстан, а также Общественной палаты и антитеррористической комиссии Республики. Финансирование же осуществляется за счет гранта МКУ «Аппарат исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
Проект имеет популярность среди заключенных не только Республики Татарстан, но и других субъектов России. Значимость данного проекта состоит в том, что родственники осужденных и они сами могут найти ответы на стандартные правовые вопросы, так и с помощью калькулятора УДО рассчитать дату подачи заявление на условно-досрочное освобождение.
«Взгляд в будущее» ставит перед собой определенный ряд задач:
1) Организация выездов в исправительные учреждения Республики Татарстан юристов проекта для содействия в получении бесплатной юридической помощи;
2) Разработка мобильного приложения «Взгляд в будущее», для получения бесплатной юридической помощи в рамках проекта дистанционно.
Деятельность проекта «Взгляд в будущее» направлена на лиц, содержащихся в местах лишения свободы и их родственников, а также на бывших осужденных, которые проходят постпенитенциарный этап ресоциализации.
АНО культурно-нравственного и духовного воспитания «Чистые помыслы» [6] подходит с профессиональной точки зрения к вопросу решения психоэмоционального состояния, формирования шкалы жизненных ценностей, духовного и культурно-нравственного воспитания среди осужденных, отбывающих наказание и лиц, находящихся под следствием в Республике Башкортостан. Проект направлен не только на осужденных, но и на сотрудников ФСИН, поскольку эмоциональное состояние на такой довольно сложной работе у многих людей перерастает в негативное, вследствие чего, негативно сказывается не только на работе, но и на личной и семейной жизни.
С помощью проведения концертных мероприятий выдающихся деятелей культуры и искусства в интерактивном режиме, а также при участии духовенства, общественности, социальных служб, организаторы проекта планируют создание условий для социально-культурной реабилитации осужденных, а у сотрудников ФСИН обеспечить профилактику эмоционального выгорания.
С помощью уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан и при поддержке УФСИН России по Республике Башкортостан, мероприятия в рамках проекта «Чистые помыслы» были включены в план мероприятий общественного Совета УФСИН России по Республике Башкортостан.
В Санкт-Петербурге на сегодняшний день действует проект «Арт-терапия и ресоциализация лиц, заключенных под стражу, средствами культуры и искусства. «Искусство делает человека свободным» [7], который направлен на гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, через приемы арт-терапии. Также проект выделяет две важные цели:
1) Содействие в ресоциализации заключенных через приобретение ими новых навыков общения в процессе обучения;
2) Содействие в улучшении условий содержания заключенных женщин и их детей в местах лишения свободы.
Для достижения данных целей специалисты проекта планируют создать в колониях и СИЗО постоянно действующие «Галереи живописи» Музеев Санкт-Петербурга с меняющимися экспозициями.
Также, при разработке проекта был поднят вопрос о приобретении заключенными навыками в области изобразительного искусства и дизайна в целях последующего использования их при освобождении из мест лишения свободы.
Результаты данного проекта планируется предоставлять заинтересованным лицам с помощью средств массовой информации, что, возможно, сможет привлечь внимание гражданского общества к проблемам заключенных.
Так как в учреждениях ФСИН практически отсутствуют примеры арт-терапии, проект «Арт-терапия и ресоциализация лиц, заключенных под стражу, средствами культуры и искусства. «Искусство делает человека свободным» можно считать уникальным.
К сожалению, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге пока официально не выступил в качестве партнера данного проекта. Полагаем, что координирующая и организующая деятельность уполномоченного по правам человека позволит данному проекту реализоваться не только в Санкт-Петербурге, но в других субъектах Российской Федерации.
Роль уполномоченного по правам человека в реализации проектов по ресоциализации осужденных заключается в совместной деятельности организаторов проектов. Важный аспект такого взаиводействия состоит в привлечении в в реализацию проектов общественных организаций, большого количества экспертов, и иных участников, что позволяет расширять географию, привлекать внимание средств массовой информации.
Литература:
- Бабаян, С. Л. К вопросу о постпенитенциарной ресоциализации / С. Л. Бабаян. — Текст: непосредственный // Пенитенциарная наука. — 2016. — № 4 (36). — С. 13–19.
- Отделкина, Н. Т. Координирующая роль уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в реализации проектов по ресоциализации / Н. Т. Отделкина. — Текст: непосредственный // Бюллетень Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. — 2020. — № 8. — С. 94–98.
- Социальный фонд «Право на жизнь». — Текст: электронный // Социальный фонд «Право на жизнь»: [сайт]. — URL: https://mapnn.ru/ (дата обращения: 10.06.2022).
- «Образовательный центр «Опора». — Текст: электронный // Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Образовательный центр «Опора»: [сайт]. — URL: https://www.opora-dpo.ru?/ (дата обращения: 10.06.2022).
- «Взгляд в будущее». — Текст: электронный // Информационно-правовой портал по оказанию юридической и психологической помощи осужденным и их семьям «Взгляд в будущее»: [сайт]. — URL: https://xn--90abadfchal5b0fb2fxd.xn--p1ai/ (дата обращения: 10.06.2022).
- «Чистые помыслы». — Текст: электронный // Автономная некоммерческая организация культурно-нравственного и духовного воспитания «Чистые помыслы»: [сайт]. — URL: https://pureintent.ru/ (дата обращения: 10.06.2022).
- «Общество духовно-патриотического и физического развития». — Текст: электронный // Некоммерческое партнерство «Общество духовно-патриотического и физического развития»: [сайт]. — URL: https://duhovnoe-razvitie.org (дата обращения: 10.06.2022).