В работе представлена методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. Данная методика была рассмотрена с соответствующими ошибками, с которыми сотрудники могут столкнутся сотрудники правоохранительных органов в ходе своей профессиональной деятельности. Кроме того, были представлены все необходимые элементы для более эффективного исполнения своих должностных обязанностей.
Ключевые слова: огневая подготовка, методика, сотрудники, жизненные ситуации, подготовка, стрельба.
Актуальность данной темы представлена необходимостью подготовки сотрудников правоохранительных органов к наиболее реальным условиям исполнения служебных обязанностей. В настоящие время уровень качества профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел представлена весьма актуальной задачей. В первую очередь это связано с достаточно напряженной криминальной обстановкой в стране. Одним из основных направлений такой подготовке выступает огневая подготовка, которая в свою очередь ориентирована на формирование, развитие и совершенствование навыков и умения, необходимых для уверенного владения огнестрельным оружием в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
В первую очередь для более качественного выполнения поставленных задач, сотрудник правоохранительных орган должен обладать определённым комплексом знаний, умений и навыков, позволяющие ему использовать огнестрельное оружие более эффективно. Кроме того, при непосредственном осуществлении своих должностных обязанностей, сотрудник, должен руководствоваться тем, что в случае применения им огнестрельного оружия его действия будут обосновываться лишь законом [1]. Поэтому, сотрудник, должен создать определенные условия, исключающие совершение преступления и применения оружия, но как показывает практика, это не всегда бывает возможным. Обосновывается это рядом определённых факторов. В первую очередь связано это с отсутствием специальной подготовки у сотрудников правоохранительных органов, а также наличием равнодушия не только к личной безопасности, но и к безопасности окружающих.
Огневая подготовка является наиболее важным компонентом повышения профессиональной квалификации сотрудников правоохранительных органов, именно поэтому в ходе практических занятий по огневой подготовке сотрудник должен отрабатывать максимально схожие с реальными условиями ситуации. Целью такой подготовки является обеспечения готовности персонала к эффективному владению и применению огнестрельного оружия при выполнении поставленных задач.
В качестве основополагающих элементов огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов выступает умение правильно держать оружие, занятие наиболее удобной позы для стрельбы, осуществление правильного прицеливания, умении правильно держать палец на спусковом крючке и осуществлять спуск. Соблюдение всех этих правил способствует зарождению умений и отработка их до автоматизма. Ученные определённой категории считают, что, если сотрудник, который умеет это делать в обстановке тира, может достичь больших успехов в любой обстановке. По моему мнению данное высказывание является ложным, т. к. жизнь является непредсказуемой и изменение обстановки может происходить каждую минуту.
В качестве особенности формирования навыков стрельбы, помимо постоянно изменяющейся обстановки, являются негативные физиологические проявления, которые находят свое выражение в защитных реакциях самого стрелка на присущее процессу выстрела явления. Специфика формирования зрительно- двигательных действий стрелкового навыка состоит в том, что субъект обучения преодолевает во время учебного процесса определённого рода тревогу [2].
Как показывает практика, вооруженное противостояние между преступниками и сотрудниками правоохранительных органов, с применением малокалиберного оружия, в большинстве случаев происходит на расстоянии до 10 метров. При таком расстоянии достаточно трудно промахнутся, но времени на прицеливание нет и победителем становится тот, кому удалось выстрелить быстрее оппонента. Гибель сотрудников правоохранительных органов чаще всего происходит на расстоянии от полутора до двух метров от преступника. В первую очередь это связано с задержкой применения оружия или отсутствия бдительности у сотрудника. В 80 % случаев применение оружия происходит в условиях плохой видимости, которая полностью или частично исключает классическую прицельную стрельбу. Успех же в таком случае достигается лишь после обмена несколькими выстрелами с противником, которые в свою очередь используются для подавления роли и активности преступника.
Упражнения для стрельбы, содержащиеся в различных нормативно правовых актах, регламентирующих организацию огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, не совсем приближены к той стрельбе, которая происходит в реальных условиях. К условиям оперативно-служебной деятельности можно отнести:
- Короткая дистанция огневого рубежа.
- Стрельба на фоне различного рода нагрузок.
- Быстротечность огневого контакта.
- Стрельба в средствах нательной защиты.
- Стрельба в условиях ограниченной видимости.
- Нехватка времени на полную подготовку оружия к ведению боя.
На современном этапе огневой подготовке, а именно в практической стрельбе, в условиях соревнований, всё чаще используются большое количество стрелковых упражнений, направленных на формирование навыков стрельбы, а также для поиска наиболее эффективных методов обучения стрельбы.
Что касается инструкторов, то они преподают с использованием специальных учебных упражнений, которые позволяют сформировать необходимые навыки для безопасного обращения с оружием, а также для наиболее эффективной и меткой стрельбы. Свою подготовку они обычно начинают с обучения сотрудников знанию материальной части оружия, технике безопасности в обращении не только с оружием, но и с боеприпасами, условиями и порядку выполнения упражнений курса стрельб, а также приемам и правилам стрельбы и огнестрельного оружия. Кроме того, сотрудников правоохранительных органов учат разбирать и собирать оружие, чистить и ухаживать за ним. На первом этапе, подготовительные занятия ведутся без боеприпасов, дабы снизить процент нежелательного исхода событий. Во время огневой подготовке используются закрытие тиры, которые позволяют с имитировать условия, наиболее приближенные к реальным, а также обеспечивают безопасность гражданского населения.
За последние несколько лет практическая стрельба получила широкое распространение в России, её рекомендуют использовать при организации огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов, а также частных охранных предприятий. Кроме того, упражнение практической стрельбы включено в ведомственные стрелковые курсы [3].
Таким образом, сложные педагогические подходы к совершенствованию огневой подготовки в экстремальных условиях, позволяют сотрудникам правоохранительных органов достичь максимальных результатов в процессе осуществления своих должностных обязанностей. Грамотный подбор кадров, планирование занятий и наличие единых подходов к методике обучения огневой подготовке позволят уменьшить риск несчастных случаев при обращении с оружием и боеприпасами у сотрудников правоохранительных органов, а также позволит повысить их уровень профессионализма.
Литература:
- Шарапов А. Ю., Благодатин А. Б., Самаркин В. А. Проблемы огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел, а также пути совершенствования их навыков. 2017. № 63- 2.
- Падурин Д. Ф., Кучин С. Г. К вопросу об инновациях в огневой подготовке сотрудников силовых структур. // Молодой ученый. -2015. — № 15. — С. 598- 601.
- Сериков С. Н. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников силовых структур, необходимые для качественного выполнения оперативно- служебных задач. // Вестник Восточно- сибирского института МВД России. -2014.
- Лаптев И. М., Лысухин А. М. Приемы и правила стрельбы из 9 мм пистолета Макарова: учебно-методическое пособие. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015.