В статье проводится анализ правовых основ в области регулирования малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации, выявляются проблемы правового регулирования и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, бизнес, государство, поддержка.
В настоящее время в рыночных условиях одной из ключевых сфер развития выступает малый и средний бизнес. Развитие этого предпринимательского сектора заложило фундамент для развития экономики российского государства, поскольку оно способствует расширению масштабов среднего класса в России, что, в свою очередь, позволяет формировать на современном этапе развития гражданское и демократическое общество, которое сможет оказывать положительное воздействие на укрепление государства в целом.
Одним из основных актов в сфере правового регулирования малого и среднего бизнеса в России является Конституция РФ, в которой раскрывается понятие предпринимательства в широком смысле. Так, в нормативных положениях ст.34 Основного закона государства закрепляется «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].
Основным законом в рассматриваемой области является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В этом законодательном акте определены ключевые цели, а также принципы осуществления государственной политики хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Госорганы на сегодняшний день стремятся оказывать поддержку субъектам хозяйствования в предпринимательском секторе посредством реализации разрабатываемой государственной политики, направленно на развитие предпринимательских структур [2].
Из подзаконных актов следует выделить Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [3]. В нем говорится о Федеральной корпорации по развитию МСП. Данная организация занимается предоставлением помощи со стороны государства по ведению предпринимательской деятельности бизнес-структурам, по привлечению инвестиций для развития их деятельности, совершенствование методов поддержки российских предпринимателей и пр.
Рассматривая вопросы правоприменения в сфере регулирования малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации, стоит отметить, что на практике нередко возникают проблемы и споры. Согласно статистическим данным, представленным в Докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей, низкий уровень эффективности реализации политики государства по развитию предпринимателей является непосредственно причиной того, что за последние 10 лет его доля в ВВП страны составила 20–21 %. В 2020 году вследствие пандемии коронавируса ситуацию существенно поменять не удалось.
Множество проблем малого и среднего бизнеса на сегодняшний день заключается в постоянно изменяющейся правовой базе, которой с каждым днем все труднее соответствовать, а также заключается в пробелах действующего российского законодательства в целом. Так, например, в практической деятельности достаточно часто нарушаются нормы ст.4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми субъектам малого и среднего предпринимательства, допустившим административное правонарушение, наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение. На практике судебные органы обычно выносят неправомерные решения о применении к таким субъектам административных штрафов, не проверяют, является ли ИП субъектом малого и среднего бизнеса.
Так, в Решении Арбитражного суда Приморского края от 14.04.2021 г. по делу № А51–20213/2020, где субъектом предпринимательства был подан иск в судебные органы с требованием признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. Также истцом было отмечено, что имеют место основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку субъект предпринимательской деятельности является субъектом малого предпринимательства и совершило данное правонарушение впервые. Однако, судебный орган, исследовав материалы административного дела в отношении предприятия, все равно посчитал, что заявленное требование удовлетворению не подлежит [4].
Однако на практике это происходит не всегда, и в таких ситуациях судебные органы выносят положительные решения в отношении замены административного штрафа предупреждением.
Такое решение, например, было вынесено Арбитражным судом Свердловской области. Рассматривалось дело об оспаривании решения, где ИП был привлечен к ответственности в виде наложения штрафа, где было заявлено требование о замене штрафа на предупреждение по причине того, что данное административное нарушение было совершено впервые субъектом малого предпринимательства. Так, в своем Решении от 30.03.2021 г. по делу № А60–1715/2021 судебный орган признал незаконным постановление электронной таможни по делу об административном правонарушении в части назначения наказания в виде административного штрафа, заменив административный штраф на предупреждение [5].
Представляется возможным сделать вывод, что разрешение рассмотренной проблемы возможно посредством надлежащего выполнения судом первой инстанции качественной подготовки дела к судебному разбирательству на этой стадии арбитражного судопроизводства.
Еще одной проблемой можно назвать то, что на законодательном уровне закреплено мало информативное и перегруженное понятие «поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», которое вызывает трудности в его восприятии. Данное понятие законодатель закрепил в ч.5 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». По нашему мнению, трактовка, представленная законодателем, является малоинформативной и достаточно перегруженной перечислениями — сперва органов власти, оказывающих данную поддержку субъектам предпринимательской деятельности, после — наименованиями программ поддержки, затрудняющими его восприятие.
Вследствие чего предлагается внести некоторые корректировки в названную норму, а именно сократить представленную трактовку законодателем до упрощенной, и закрепить ее в следующем виде: «поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — комплекс государственных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры их поддержки, реализуемых с соблюдением принципов поддержки».
Необходимо отметить и то, что для достижения рыночной зрелости субъектами предпринимательской деятельности и самостоятельности при обеспечении ими своей непосредственной деятельности без внешних вливаний требуется, чтобы первоначальная поддержка была достаточной в полной мере и которая бы могла учесть потребности этих субъектов. Вследствие чего предлагаем также в ст.14. Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закрепить принцип достаточности такой поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Его суть состоит непосредственно в том, чтобы для достижения цели использовать тот объем ресурсов, который необходим, но не больше. Стало быть, государственная поддержка должна обеспечить реализацию ключевых функций субъектов предпринимательской деятельности, стимулируя при всем этом их к дальнейшему росту.
Таким образом, рассмотрев правовые основы в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства в России, стоит отметить, что по сей день законодательная база в сфере малого и среднего предпринимательства еще особо не развита. На практике возникает множество пробелов и проблем в данной сфере. Стало быть, необходима аналитическая работа, совершенствование уже изданных нормативно-правовых актов. Предложенные теоретические рекомендации для законотворческой и судебной практики могут способствовать устранению проблем, которые были выявлены в процессе исследования правового регулирования малого и среднего предпринимательства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2014. -№ 31. -Ст. 4398.
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006.
- Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 23. — Ст. 3306.
- Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.04.2021 г. по делу № А51–20213/2020 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 15.02.2022).
- Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2021 г. по делу № А60–1715/2021 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 15.02.2022).