Прецедентность в заголовках статей на примере немецких медиатекстов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 11.06.2022

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Мачавариани, С. Т. Прецедентность в заголовках статей на примере немецких медиатекстов / С. Т. Мачавариани. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92968/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает прагматизм использования прецедентных феноменов в заголовках немецкий статей в интернет-изданиях.

Ключевые слова: прецедентный феномен, заголовок, функции прецедентных феноменов, функции заголовка.

Стремительное развитие медиалингвистики в данный момент характеризуется повышенным интересом к прецедентности и цитатности. Привлечение внимания потенциального читателя является основной целью работы средств массовой информации. Для решения этой задачи и призван заголовок. Использование различных средств всех уровней языка, в том числе и прецедентных феноменов в их трансформированном или неизменном виде, и их вынесение в заголовок также этому способствуют. Распознавание читателем той или иной отсылки на какую-либо экстралингвистическую реалию, желание подтвердить свои догадки и до конца разгадать языковую загадку непременно повышают шансы на прочтение статьи. Это и обеспечивает реализация аттрактивной аттрактивную [С. Б. Сереброва], людической функций [А. А. Габец, Г. Г. Слышкин,] и интертекстовой [С. Б. Сереброва] функций прецедентных феноменов.

Принимая во внимание факт того, что одной из важнейших задач СМИ, помимо донесения информации, является формирование сознания и системы ценностей реципиента, нельзя недооценивать в данной стезе силу воздействия прецедентных феноменов, особенно при их вынесении в заголовок, в сильную позицию в тексте. Расположение прецедентных феноменов, обладающих культурным багажом и совокупностью ассоциаций и коннотаций, в название статей позволяет журналистам лаконично доносить до читателя свои убеждения и оценки. Потенциальный читатель при распознавании в заголовке прецедентного феномена заведомо предполагает суть содержания статьи и уже на начальном этапе формирует к ней своё отношение, что облегчает процесс осознания текста. Тут вступают в силу персуазивная [А. А. Габец, Г. Г. Слышкин] и оценочная [Д. Б. Гудков] функции.

Использование прецедентного феномена в заголовке и дальнейшее пронизывание им текста упрощает создание и восприятие текста. Об этом свидетельствует текстообразующая функция [А. А. Габец, Е. А. Нахимова].

Так, заголовок обладает рядом функций, реализации которых способствуют прецедентные феномены.

Прецедентные феномены активно используются в заголовках статей. Их употребление на месте заголовков обусловлено стремлением привлечь внимание потенциальных читателей и облегчить процессы передачи и восприятия информации и убеждения реципиента в той или иной точке зрения. Определенный набор функций и характеристик прецедентных феноменов обуславливают их использование в заголовках. Так, на основе проиллюстрированного материала можно говорить о многофункциональности исследуемых единиц и проследить наиболее частую реализацию следующих функций. Прежде всего аттрактивной — привлечение внимания с целью заинтересовать и побудить к дальнейшему чтению. Примерно с той же целью реализовывалась людическая функция — формирование некой языковой загадки, побуждающей желание её разгадать посредством прочтения текста. Часто наблюдалась реализация интертекстовой, или дейктической функции — апелляция к оригиналу или источнику, к прецедентному явлению (ситуации, высказывании, имени, тексту) [Караулов, Красных, Гудков] с целью вызвать ряд ассоциаций и сформировать на начальном этапе систему оценок. В этом же проявлялись оценочная и персуазивная функции. Немаловажную роль играла текстообразующая функция — построение текста на основе использования прецедентного феномена для более легкого его восприятия. Следует отметить, что в данных примерах заметно повторение и раскрытие прецедентного феномена, стоящего в заголовке, в конце текста.

Так, прецедентные феномены отлично способствуют реализации функций заголовков, таких как прогностической, прагматической, рекламной [Пешкова 2012: 135].

Рассмотрим примеры актуализации прецедентных феноменов в заголовках немецких статей интернет-изданий.

Wahrheit gibt es nur zu zweien [03.11.2021]

В статье интернет-издания The Pioneer редакторы обращаются к своим читателям, призывая их налаживать с газетой контакт и вести диалог, стать «соредакторами» или «соиздателями» (« Mit-Herausgeber »), активно участвовать в дискуссии на животрепещущие темы, спорить, искать и находить свои пути к истине. Неслучайно авторы статьи выбрали для её оглавления название собрания писем Ханны Арендт « Wahrheit gibt es nur zu zweien ». Находясь в ссылке во времена национал-социализма, она ведёт переписку с важными для себя людьми: с мужем, учителем, молодым писателем, подругой и другом еврейского происхождения. В этих письмах они обсуждают политику, литературу, философию, говорят о любви и поднимают извечные проблемы межличностных взаимоотношений. В силу обстоятельств эти люди могут полностью раскрыться и быть до конца искренними лишь друг другу в переписке, поэтому сама Ханна Арендт говорит, что «истина существует только для двоих» [1] . Таким образом, делая отсылку в форме прямого цитирования на это произведение, редакторы thepioneer призывают своих читателей к аналогичному искреннему и откровенному диалогу во имя поиска той самой истины, которой, возможно, и не существует вовсе. В данном случае мы наблюдаем реализацию интертекстуальной функции (отсылка к произведению Ханны Арендт), а также парольной функции (данная отсылка будет распознана и идентифицирована только узким кругом лиц) прецедентный феномен использован в неизменном виде — то есть произошла цитация. Заголовок хорошо отражает смысл текста и раскрывает интенции авторов. Просматриваются реализации прагматической, в данном случае тесно связанной с рекламной функцией, и прогностической функций заголовка. Читателя озадачивает необычная структура предложения (инверсия конструкции es gibt), он угадывает в ней прецедентное высказывание, и основываясь на своих знаниях, может предположить, о чем будет речь в статье. Это возможно благодаря тому, что заголовок выполнен в виде цитаты — название художественного произведения. Наблюдается наиболее частотная структура заголовка — двусоставное простое повествовательное предложение.

Weniger Muff wagen [12.12.2021]

Данный заголовок является видоизмененным слоганом партии социал-демократов (SPD) — Mehr Fortschritt wagen. В данном случае при трансформации прецедентного феномена наблюдается анафорическая поликомпонентная субституция (обе заменяемые лексические единицы автосемантичны). Оба оригинальных элемента были заменены антонимами — «mehr» — «weniger» («больше» — «меньше») и «Fortschritt» — «Muff» (контекстные антонимы «прогресс» –»косность»). За счет одновременной замены двух элементов антонимами смысл, грубо говоря, остался прежним («Больше решаться на прогресс» — «меньше решаться на косность/затхлость»). О чём говорится также в самой статье — «Mehr Fortschritt wagen heißt auch weniger Muff ertragen» — «Больше решаться на прогресс значит также меньше терпеть косность». В статье рассказывается о том, как «партия социал-демократов освободила страну от косности консерваторов» или только борется с ней. Следует отметить, что встреченное в заголовке слово «Muff» пронизывает весь текст статьи, он изобилует производными «muffbefreite», «entmufft», «Null-Muff-Kurs», «hochvermuffte», «Muffensausen»; можно наблюдать также занимательный феномен, когда полисемичное слово реализует одновременно несколько своих значений — «unter den Talaren war Muff» — аллюзия на «муфту под рясами». Таким образом, заголовок, содержащий в себе прецедентный феномен, не только привлекает внимание игрой слов, но также неразрывно связан с содержанием текста и, помимо парольной и людической функций, выполняет также текстообразующую функцию.

Заголовок представляет собой односоставное простое предложение, вследствие чего обладает низкой степенью информативности, однако из-за того, что он является видоизмененным прецедентным высказыванием позволяет реализовывать также прогностическую и прагматическую функции. Реципиент понимает, что текст будет касаться политических партий Германии.

Литература:

  1. Габец А. А. Функции прецедентных феноменов в деловом дискурсе //Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2016. — №. 3.1. — С. 113–119.
  2. Гудков Д. Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации. М., 1999
  3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 263 с.
  4. Красных В. В. и др. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов //Язык, сознание, коммуникация. — 1997. — Т. 1. — С. 82–103.
  5. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург, 2007. 207 с.
  6. Пешкова Ю. В. Роль и функции новостных заголовков в современной немецкоязычной прессе //Москва. — 2012.
  7. Сереброва С. Б. Роль прецедентных феноменов в структуре и функционировании языка масс-медиа в Украине. — 2007.
  8. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: монография. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.
  9. Wahrheit gibt es nur zu zweien URL https://www.thepioneer.de/originals/thepioneer-briefing-economy-edition/articles/mission-statement
  10. Weniger Muff wagen https://www.welt.de/debatte/kolumnen/zippert_zappt/article235616654/Zippert-zappt-Weniger-Muff-wagen.html

[1] Здесь и дальше перевод автора

Основные термины (генерируются автоматически): прецедентный феномен, заголовок, феномен, функция, SPD, начальный этап, неизменный вид, потенциальный читатель, привлечение внимания, реализация.


Ключевые слова

заголовок, прецедентный феномен, функции прецедентных феноменов, функции заголовка

Похожие статьи

Функционирование фразеологических единиц англоязычного юридического дискурса в контекстах юридических текстов англосаксонской правовой семьи

В данной статье подробно рассматриваются особенности функционирования фразеологических единиц в контекстах юридических текстов англосаксонской правовой семьи. Материалом исследования послужили фрагменты юридических документов, отобранные из англоязыч...

Функционирование прецедентных имён в англоязычных печатных СМИ

Статья посвящена исследованию прецедентных имен и их функций в англоязычных печатных СМИ, рассматриваются функции прецедентных имен согласно классификации Е.А. Нахимовой; сделан вывод, что прецедентные имена являются культурным явлением, частью истор...

Функционирование прецедентных имен в современных российских СМИ

В статье рассматриваются особенности функционирования прецедентных феноменов в современных российских СМИ, способы их введения в «медиа-текст» и трансформации, которым они подвергаются со стороны авторов публикаций.

Прецедентные имена и их лексикографическое описание

В статье исследуются прецедентные имена как широко известные онимы, которые используются в тексте не столько для обозначения конкретного человека (ситуации, города, городских объектов и др.), сколько в качестве своего рода культурного знака, символа ...

Актуальность изучения прецедентного текста в белорусской периодике

В статье дается обоснование актуальности изучения прецедентных текстов в современной белорусской периодике. Сформулированы цели и задачи исследования, дан обзор наиболее значимых работ, определена научная значимость.

Синтаксическая фигура повтора в немецких рекламных текстах

В статье рассматривается повтор как приём экспрессивного синтаксиса, использующийся в рекламных текстах немецких периодических изданий. В работе проанализированы рекламные объявления и выявлены основные виды и функции повтора.

К вопросу о лингвокогнитивной реконструкции английской фразеологической картины мира

В статье автор в рамках лингвокогнитивного подхода рассматривает национально-специфические особенности внутренней формы фразеологизмов, вербализующих английские концепты CAT и DOG, которые представляют собой фрагмент английской фразеологической карти...

Концепт «пандемия» во французском медиапространстве

Данная научная статья посвящена исследованию понятия «концепт», а также выявлению сущности концепта «пандемия» посредством изучения лексики, употребленной во французских газетах. Пандемия, став главной темой для обсуждения в средствах массовой информ...

Архаизмы в юридическом английском языке

Статья посвящена анализу перевода юридических терминов и их репрезентации в текстах юридической направленности. Особое внимание уделяется изучению юридических архаизмов и способам их перевода на русский язык. Рассматриваются основные особенности стил...

Когнитивная метафора как механизм семантических модуляций широкозначных глаголов

В статье делается акцент на проблематике когнитивной метафоры, использующейся для отслеживания изменений в значениях глаголов широкой семантики, обсуждается особенность широкозначных глаголов, уделяется внимание недавним исследованиям в этой области....

Похожие статьи

Функционирование фразеологических единиц англоязычного юридического дискурса в контекстах юридических текстов англосаксонской правовой семьи

В данной статье подробно рассматриваются особенности функционирования фразеологических единиц в контекстах юридических текстов англосаксонской правовой семьи. Материалом исследования послужили фрагменты юридических документов, отобранные из англоязыч...

Функционирование прецедентных имён в англоязычных печатных СМИ

Статья посвящена исследованию прецедентных имен и их функций в англоязычных печатных СМИ, рассматриваются функции прецедентных имен согласно классификации Е.А. Нахимовой; сделан вывод, что прецедентные имена являются культурным явлением, частью истор...

Функционирование прецедентных имен в современных российских СМИ

В статье рассматриваются особенности функционирования прецедентных феноменов в современных российских СМИ, способы их введения в «медиа-текст» и трансформации, которым они подвергаются со стороны авторов публикаций.

Прецедентные имена и их лексикографическое описание

В статье исследуются прецедентные имена как широко известные онимы, которые используются в тексте не столько для обозначения конкретного человека (ситуации, города, городских объектов и др.), сколько в качестве своего рода культурного знака, символа ...

Актуальность изучения прецедентного текста в белорусской периодике

В статье дается обоснование актуальности изучения прецедентных текстов в современной белорусской периодике. Сформулированы цели и задачи исследования, дан обзор наиболее значимых работ, определена научная значимость.

Синтаксическая фигура повтора в немецких рекламных текстах

В статье рассматривается повтор как приём экспрессивного синтаксиса, использующийся в рекламных текстах немецких периодических изданий. В работе проанализированы рекламные объявления и выявлены основные виды и функции повтора.

К вопросу о лингвокогнитивной реконструкции английской фразеологической картины мира

В статье автор в рамках лингвокогнитивного подхода рассматривает национально-специфические особенности внутренней формы фразеологизмов, вербализующих английские концепты CAT и DOG, которые представляют собой фрагмент английской фразеологической карти...

Концепт «пандемия» во французском медиапространстве

Данная научная статья посвящена исследованию понятия «концепт», а также выявлению сущности концепта «пандемия» посредством изучения лексики, употребленной во французских газетах. Пандемия, став главной темой для обсуждения в средствах массовой информ...

Архаизмы в юридическом английском языке

Статья посвящена анализу перевода юридических терминов и их репрезентации в текстах юридической направленности. Особое внимание уделяется изучению юридических архаизмов и способам их перевода на русский язык. Рассматриваются основные особенности стил...

Когнитивная метафора как механизм семантических модуляций широкозначных глаголов

В статье делается акцент на проблематике когнитивной метафоры, использующейся для отслеживания изменений в значениях глаголов широкой семантики, обсуждается особенность широкозначных глаголов, уделяется внимание недавним исследованиям в этой области....

Задать вопрос