Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационно-коммуникационных средств, коротко рассказано о применении веб-квеста во внеурочное время, представлены этапы работы над проектом, всевозможные виды оформления результатов работы. аргументирована значимость веб-квеста как средства индивидуализации обучения.
Ключевые слова: веб, квест, веб-квест, обществознание, проект, внеурочная деятельность.
Перед сегодняшним образованием стоит проблема поиска новых вариантов и форм организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающим в плане формирования независимого критического и креативного мышления. С этой целью используются проектные технологии с использованием ресурсов сети Интернет. Но обилие информации в сети и ее качество усложняют процесс работы над проектом. Одно из возможных решений данной трудности это технология веб-квест.
Веб-квест — это современная технология, основанная на проектном способе обучения, предполагающая поисковую активность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего с использованием информационно-коммуникационных средств. «Образовательный веб-квест — это интернет-сайт, с помощью которого работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются подобные веб-квесты для наибольшей интеграции Интернета во всевозможные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают единичную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными». [2]
«Quest в переводе с английского языка — длительный целенаправленный поиск, который может быть сопряжен с приключениями или игрой. Впервые веб-квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Дизайн веб-квеста подразумевает разумное планирование времени учащихся, сосредоточенного не на поиске информации, а на ее использовании»... [1]
Главное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:
– наличие проблемы,
– выбор направления исследования, «роли» по интересам,
– поиск информации по теме осуществляется в Интернете,
– проблема решается командой.
Работа над веб–квестом развивает умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. Обучающиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как что-то реальное, что ведет к эффективности учебного задания. Изменяется и значимость педагога на уроке. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
Этапы работы над квестом.
Начальный этап: обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. избирается роль сообразно имеющимся знаниям, интересам.
Ролевой этап: формирование групп, работа в команде на общий результат. соучастники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, осуществляют задания. Все члены команды должны содействовать друг другу. Так как цель работы не соревновательная, то в ходе работы над веб-квестом происходит обоюдное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда сообща подводит итоги выполнения каждого задания, члены команды обмениваются материалами для достижения всеобщей цели.
Финальный этап: команда, действуя совместно, оформляет и презентует результат исследования. По результатам исследования формулируются выводы и предложения. Оцениваются понимание задания, аутентичность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, точность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность.
В оценке итогов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения. Например, по теме «Семья» на уроках «Обществознания» предлагается веб-квест «Семья и семейные отношения». Квест включает ряд элементов. Должно присутствовать четкое вступление, где ясно описаны основные роли участников квеста: историк, искусствовед, юрист, хранитель традиций.
Предлагается предварительный план работы, обзор всего квеста. основное задание, «описанное для каждой роли», которое понятно, занимательно и выполнимо. «Историк», например, знакомится с генеалогией и создает родословную своей семьи. «Юрист» работает с документами: Конституцией РФ и Семейным Кодексом.
Предлагается исследование по теме: «как государство защищает семью», «права несовершеннолетних». «Хранитель традиций» исследует традиции своего народа и своей семьи, «искусствовед» работает с художественными произведениями авторов, которые воспевают семью. Для каждой роли предложен перечень информационных ресурсов, достаточных для выполнения задания. Описана процедуры работы, которую нужно выполнить каждому участнику квеста при автономном выполнении задания. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы: как оформить и представить собранную информацию.
Применение веб-квеста способствует развитию мышления обучающихся на стадии анализа, синтеза и оценки информации, формированию компьютерных навыков учащихся и увеличению их лексикографического запаса, поощрению учащихся обучаться независимо от учителя, развитию экспериментальных и творческих способностей учащихся, повышению индивидуальной самооценки. Таким образом, применение веб-квестов на уроках обществознания является средством индивидуализации обучения.
Литература:
- Булыгина Д. А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ [Текст] / Д. А. Булыгина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 322
- Быховский Я. С. «Образовательные веб-квесты» http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.
- Сердюк Е. В., Канева Д. С. «Использование Web-quest технологии при обучении письменной речи на старшей ступени обучения в школах с углубленным изучением иностранного языка», сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, Сыктывкар, 2018.