В статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы правового регулирования статуса субъекта выдачи органами прокуратуры для уголовного преследования, а также вносятся предложения по изменению действующего законодательства.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, экстрадиция, уголовное судопроизводство.
The article discusses some current problems of legal regulation of the status of the subject of extradition by the prosecutor's office for criminal prosecution and makes proposals to change the current legislation.
Keywords: prosecutor's office, prosecutor's supervision, extradition, criminal proceedings.
Статьёй 13 Уголовного кодекса Российской Федерации (Далее — УК РФ) [1] предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.
Статьями 61 и 63 Конституции Российской Федерации установлены ограничения по субъектам, которые не могут быть выданы другому государству. К таковым относятся граждане Российской Федерации и лица, получившие политическое убежище на территории Российской Федерации. [2] Также не могут быть выданы и лица, получившие статус беженца. [3]
При этом необходимо отметить, что на момент на момент принятия решения о выдаче лица иностранному государства не обязательно получать данный статус, важно чтобы лицо подало соответствующее заявление о предоставлении статуса беженца. Так, по одному из дел было установлено, что адвокат в защиту своего доверителя указал в апелляционной жалобе, что решение о выдаче Кононенко Ю. И. принято необоснованно, поскольку имеются препятствия к его выдаче, предусмотренные законодательством Российской Федерации, так как Кононенко Ю. И. 14 сентября 2015 года обратился в УФМС по г. Москве с ходатайством о получении статуса беженца, проверены судом. Однако само решение о его выдаче было принято 20 августа. На это и указал Верховный суд Российской Федерации, отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы. [4] Более того, как показывает судебная практика, процедура обжалования решения об отказе в выдаче статуса или гражданства также является основанием для невыдачи лица. Так, по одному судом первой инстанции решение о выдаче лица было отменено в связи с тем, что лицо обжалует решение о предоставлении статуса беженца. В своей апелляционной жалобе прокурор Фазылянова Р. Ф. в своей апелляционной жалобе указала, что процедура обжалования решения об отказе в предоставлении Алиеву статуса беженца, не являлась препятствием для принятия решения о его выдаче Кыргызской Республике. Однако Верховный суд Российской Федерации не нашёл в этом оснований для отмены судебного акта первой инстанции. [5]
Согласно ст. 4 Федерального закона «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней» Генеральная прокуратура Российской Федерации является полномочным органом Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выдаче. [6] Данные положения нашли своё отражение и в ч. 4 ст. 462 Уголовно-процессуального кодекса. [7]
В этой связи Генеральной прокуратурой было принято Указание от 5 марта 2018 г. № 116/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора» (Далее — Указание). [8]
В научной литературе, при анализе различного рода конвенций и пласта законодательства отмечается отсутствие чёткой регламентации прав, лица, которое должно быть выдано для уголовного преследования или исполнения приговора. [9] Если анализировать само УПК РФ, то о правах лица, которое должно быть выдано для уголовного преследования или исполнения приговора, не говориться вообще (За исключением права на обжалование Решения Генеральной прокуратуры Российской Федерации). В приведённом выше Указании о правах лица, выдаваемого иностранному государству, информация содержится в п. 1.2.2. В указанной норме Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует правоприменителей на ст. 96 УПК РФ, указывая следующей перечень прав: 1) право на получение копии протокола задержания; 2) право на дачу объяснений давать, связанным с процедурой выдачи; 3) право на отказ от объяснений; 4) право на заявление о наличии препятствий к выдаче; 5) право на защитника и переводчика; 6) право на принесение жалобы на действия (бездействие) прокуроров, других должностных лиц и решения суда и др.
Однако стоит отметить, что данные права разъясняются лишь при задержании лица, т. е. конкретного процессуального действия. Возникает вопрос: а если задержания не проводилось вовсе, тогда какие имеются права у лица? Более того, Генеральная прокуратура ссылается на ст. 96 УПК РФ, меж тем, ст. 91 УПК РФ перечислены основания для задержания лица. При этом, среди таковых отсутствует в качестве основания запрос иностранного государства о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения решения суда. Думается, правильном было бы закрепить подобное основание в ст. 91 УПК РФ.
Также в ч. 5, ст. 462 УПК РФ указывается на то, что Генеральный прокурор или его заместитель уведомляют лицо о принятом решении в письменном виде. Отчасти данное упущение законодателя конкретизировано в вышеназванном Указании Генеральной прокуратуры в п. 1.4.6. Указания содержится требование о том, что уведомление о принятии решения в отношении лица о его экстрадиции передаётся под роспись лично в течение трёх дней. Помимо самого уведомления должна быть также приложена копия Решения Генерального Прокурора Российской Федерации или Заместителя о том, что лицо подлежит экстрадиции. При необходимости обеспечивается перевод на родной язык уведомляемого лица.
Однако не совсем понятным представляется тот факт, почему лицо уведомляется лишь об итоговом Решении в отношении него? С точки зрения защиты прав и свобод человека необходимым было бы уведомлять само лицо о поступившем в отношении него запросе и предоставления ему возможности для привнесения доказательств и возражений в Прокуратуру относительно представленного запроса. Реализация данной идеи позволила бы решить часть вопросов о наличии или отсутствии оснований для экстрадиции лица уже на досудебной стадии. В связи с чем думается дополнить положения об Указании прокуратуры своеобразной досудебной процедуры о принятии Решения о выдаче лица иностранному государству с установлением, в том числе и сроков для принятия соответствующего Решения.
Что касается сроков, то в научной литературе отмечается, что действующим законодательством не установлен срок для рассмотрения запроса о выдаче лица, поступившего в генеральную прокуратуру. [10] Более того, подобные положения не содержатся и в международных договорах. Исключением в данном случае является «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002» (Кишиневская конвенция). В соответствии с ч. 1 ст. 71 устанавливается 30-дневный срок после поступления запроса. В связи с чем, для упорядочивания процедуры рассмотрения запросов иностранных государств о выдаче лиц, необходимо рекомендовать лицам, заключающим подобные соглашения предусматривать тот или иной срок для рассмотрения запросов в различного рода международных договорах, которые заключает Российская Федерация. Указанное не только упорядочит процесс выдачи лица в рамках Российской Федерации, но и в других странах, что отчасти облегчит работу отечественных правоохранительных органов (Например, будет проще ориентироваться по срокам при планировании собственных дел).
Таким образом, можно констатировать факт тщательной регламентации процедуры. Указанное выражается в отсутствии закрепления полноценного перечня прав лица, в отношении которого принято Решение о выдаче его другому государству. Также с точки зрения законодателя отсутствует полноценная регламентация процедуры именно принятия Решения о выдаче лица другому государству. В связи с чем, по результатам исследования предложены следующие изменения в законодательство:
1) Дополнить ч. 1 ст. 91 УПК РФ п. 4) и изложить его в следующей редакции: «когда в отношении лица имеется запрос от иностранного государства о его выдаче для уголовного преследования или исполнения решения иностранного суда»;
2) дополнить положения об Указании прокуратуры своеобразной досудебной процедуры о принятии Решения о выдаче лица иностранному государству с установлением, в том числе и сроков для принятия соответствующего Решения;
3) рекомендовать лицам, заключающим подобные соглашения предусматривать тот или иной срок для рассмотрения запросов в различного рода международных договорах, которые заключает Российская Федерация.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Cт. 2954.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
- Конвенция о статусе беженцев 1951 // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 10.06.2022); О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I // Российская газета. 20.03.1993. № 54.
- Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. N 5-АПУ15–99 // https://internet.garant.ru/#/document/71277772/ (дата обращения: 10.06.2022).
- Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2013 г. N 11-АПУ13–39 // URL: https://internet.garant.ru/#/document/70567090/ (дата обращения: 10.06.2022).
- О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней: Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 25.10.1999. № 43. Ст. 5129.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921
- О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора: Указание Генеральной прокуратуры РФ от 5 марта 2018 г. № 116/35 //URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71807992/ (дата обращения: 10.06.2022).
- Решетнева Т. В. Выдача лиц для уголовного преследования в контексте гуманистических основ уголовно-процессуального и международно-правового регулирования // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vydacha-lits-dlya-ugolovnogo-presledovaniya-v-kontekste-gumanisticheskih-osnov-ugolovno-protsessualnogo-i-mezhdunarodno-pravovogo (дата обращения: 10.06.2022).
- Матвеев С. В. Институт экстрадиции в современном уголовном судопроизводстве Российской Федерации // Вестник университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА). № 10. 2020. С. 126–135.