Нынешняя экономическая модель, в которой открытость торговли и обмен товарами и услугами становятся все более интернациональными, требует от компаний и секторов, в которых они базируются, решения новых задач и адаптации к изменениям, которые влечет за собой такая ситуация. Следовательно, в этой статье предполагается определить некоторые конкурентные стратегии, которые позволяют секторам деловой активности получить выгодное положение в глобальной структуре. Исходя из описательного анализа, основанного на теоретическом контрасте, из этого исследования следует, что для достижения конкурентного положения на мировом рынке необходимо установить новые схемы действий, такие как: интеграционное поведение, развитие основных возможностей, и специализация.
Ключевые слова: глобализация, коммерческий сектор, конкурентная стратегия, конкурентоспособность, производительность.
На протяжении всей истории концепция конкурентной стратегии развивалась по мере того, как в бизнес-среде возникали новые ситуации и элементы. Одним из первых, кто концептуализировал конкурентные стратегии, был Майкл Портер [6], по его мнению, существует 3 общие стратегии, в рамках которых компании могут достичь конкурентного преимущества тремя способами: имея преимущество за счет более высоких затрат, низких, преимущество за счет наличия продукты или услуги с материальными или нематериальными характеристиками, повышающими ценность и воспринимаемыми как уникальные на рынке; и с помощью стратегии сегментации, сосредоточив свои усилия на определенной группе покупателей или определенном географическом рынке.
Сегодня появились новые парадигмы, определяющие конкурентные стратегии, но генерические стратегии Портера остаются одними из самых надежных и используемых как в теории, так и на практике. Новые элементы, добавленные в модель конкурентоспособности, помогают объяснить существование и взаимосвязь многочисленных факторов динамической среды, которые определяют новый способ поведения в деловом мире.
Таким образом, эта статья направлена на определение некоторых стратегий, которые позволяют компаниям и сектору деятельности, в котором они находятся, укреплять и улучшать свои конкурентные позиции.
Конкурентоспособность и развитие отраслей предпринимательской деятельности
Процесс глобализации активизировал экономическое развитие, а это, в свою очередь, эволюционный процесс, проявления и результаты которого зависят от взаимодействия комплекса факторов с производственными возможностями территории, что определяет степень конкурентоспособности в условиях растущей глобальной взаимозависимости. Хотя процесс глобализации усилил поток факторов производства и создал модели промышленного производства и коммерческого распределения, которые становятся все более глобальными, экономические и социальные системы на локально-региональном уровне имеют возможность определить свою роль в динамике. развития, столкнувшись с проблемами вышеупомянутого процесса [8].
Чтобы быть конкурентоспособным в условиях растущей взаимозависимости, необходимо иметь определенные элементы, такие как: производительность, знания, навыки, экономическая и маркетинговая разведка, качество продукта/услуги, производство для специализированных рыночных ниш, управленческий и организационный потенциал, гибкость в производстве, технологическое развитие, физическая и социальная инфраструктура, институциональная устойчивость, среди прочего, которые определяют конкурентоспособность социально-экономической системы [8]. В этом смысле следует отметить, что конкурентоспособность относится к способности производственных единиц — компаний, секторов, регионов или стран — противостоять своим конкурентам на национальных и международных рынках [4].
Кроме того, способность связывать мезо- и макро политику является функцией набора политических и экономических структур, набора социокультурных факторов и базовых моделей организации (мета уровень) [1].
Согласно Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна, конкурентоспособность [1] носит системный характер по трем причинам:
а) Компания в целом неконкурентоспособна сама по себе, особенно если у нее нет центра поддержки поставщиков, или услуг, ориентированных на производство, или конкурентного давления со стороны местных конкурентов.
б) Среда, способствующая конкурентоспособности, коренится в национальной системе норм, правил, ценностей и институтов, определяющих стимулы, формирующие поведение компаний.
в) Государство играет решающую роль в определении промышленного развития страны и производственной реструктуризации, особенно при новых формах управления.
Конкурентные стратегии в контексте глобального рынка
Согласно Минцбергу [5], бизнес-стратегия определяется как план, который объединяет основные цели и политику организации и в то же время устанавливает последовательную последовательность действий, которые необходимо выполнить.
В этом смысле требуется определение некоторых стратегий, которые способствуют развитию секторов деятельности и, в свою очередь, способствуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности регионов и, следовательно, стран. Среди этих стратегий выделяются следующие:
Интеграция и сотрудничество: предприниматели должны исходить из того, что для того, чтобы конкурировать на мировом рынке, они могут действовать не децентрализовано и изолированно, а в форме промышленных кластеров (групп компаний, организованных в сети сотрудничества), и все это для того, чтобы сталкиваться с требованиями окружающей среды и генерировать кумулятивные эффекты обучения и инноваций во время взаимодействия, которое происходит между компаниями [2].
Развитие основных возможностей: основные технические навыки являются наиболее важным источником конкурентного преимущества, учитывая их способность создавать продукты и услуги с уникальными характеристиками (дифференциациями), которые ценятся клиентами [3]. Точно так же критические способности можно рассматривать как функции, навыки и бизнес-процессы, которые могут оказать решающее влияние на конкурентную позицию. Основная компетенция существует, когда существует первичная или критическая способность или комбинация возможностей, которые обеспечивают реальное и устойчивое преимущество в бизнесе.
Специализация сектора: чем больше рынок, тем более специализированными должны быть компании. По мере того, как мир движется к глобальной экономике, компаниям придется все больше и больше специализироваться [7]. Такая ситуация заставляет компании сосредотачиваться на своей основной деятельности, чтобы доминировать на рынке. Бизнес-секторы сильны, когда они могут захватить рынок, предлагая своим клиентам то, что они требуют от компаний, в лучших условиях качества, эффективности, затрат, инноваций и т. д.
Вывод
Экономическая взаимозависимость, существующая между нациями и бизнес-организациями, возникшая в результате процесса глобализации, создает для компаний необходимость принятия промышленной и производственной модели, основанной на их объединении через гармоничную цепочку различных структур, также поддерживаемых различными учреждениями и организациями, которые позволяют им столкнуться с окружающей средой и, таким образом, получить некоторые конкурентные преимущества в глобальном контексте.
Такая ситуация заставляет нас утверждать, что для компаний и секторов, частью которых они являются, быть конкурентоспособными и находиться в выгодном положении на рынке, который с каждым днем становится все более глобализированным и где конкуренция становится очень сложной, необходимо адаптироваться к рыночным условиям посредством глубоких структурных изменений.
Для достижения международной конкурентоспособности страны необходимо выполнить два основных требования: во-первых, чтобы компании прилагали усилия для улучшения своей продукции, процессов и были более эффективными, гибкими и быстро реагировали на изменения в окружающей среде; и, во-вторых, быть включенными в сочлененные сети, в которых усилия компаний поддерживаются целым набором услуг, институтов и инфраструктуры, которые облегчают и способствуют развитию экономической платформы, которая позволяет им выйти на глобальный уровень.
Представленные в данной работе бизнес-стратегии, такие как: интеграция и бизнес-кооперация, развитие основных мощностей, специализация, позволят некоторым образом активизировать развитие секторов бизнеса, добиваясь таким образом их выравнивания с показателями, установленными на масштаб, чтобы позже достичь своего пространства в среднесрочной и долгосрочной перспективе, путем создания будущего, построения возможных сценариев и развития необходимых мощностей для доминирования на мировом рынке.
Литература:
- CEPAL. (2001). Elementos de competitividad sistémica de las pequeñas y medianas empresas (PYME) del Istmo Centroamericano.
- Esser, K., & Hillebrand, W. (1996). Competitividad Sistémica: Nuevo desafío a las empresas y a la política. Revista de la CEPAL, 39–52.
- Ferrer, J., & Pérez, R. (2005). Capacidades medulares en la búsqueda del éxito organizacional. Revista especializada en mercadeo unplugged.
- Francés, A. (4 de Junio de 2002). ¿Cómo mejorar la competitividad de las empresas nacionales? Ediciones IESA., VII.
- Mintzberg. (1997). El Proceso Estratégico. Prentice Hall Hispanoamericana S. A. Mexico.
- Porter, M. (1986). Estrategia competitiva. Técnicas para el análisis de los sectores industriales y de la competencia. México: Compañía editorial Continental.
- Ries. (1996). Enfoque. El único futuro de su empresa. México: McGrawHill.
- Woo-Gómez, G. (2004). Descentralización y desarrollo económico local. La configuración de nuevos espacios territoriales del desarrollo económico latinoamericano. Editorial nueva sociedad.