The article presents the main approaches to understanding the system of sports brand promotion in the fitness industry. It also explores modern digital tools and methods of Internet marketing to form a brand and position it in the fitness industry market.
Keywords : sportsbrand, brandpromotion, digitalmarketing, internetmarketing, internettechnologies
В современных условиях в фитнес-индустрии руководство спортивных клубов приходит к выводу о важности и необходимости эффективного маркетингового управления, где одной из задач становится развитие и продвижение бренда. Позиционирование организации становится важным инструментом повышения лояльности клиентов и улучшения финансовых показателей прибыли от своей деятельности.
Успешный спортивный бренд в фитнес индустрии позволяет достигать несколько целей, в первую очередь, повышать интерес населения к занятиям спорта и ведению здорового образа жизни, а также привлекать все больше клиентов в стены спортивного клуба, и, следовательно, продавать услуги и товары компании [4].
Те спортивные организации, в которых вопросам продвижения бренда уделяется достаточное внимание, занимают лидирующие позиции в отрасли и быстрее растут в масштабах, превращаются в сетевые спортивные клубы, выходят на новые региональные рынки и т. д.
Позиционирование и продвижение бренда являются составными частями спортивного маркетинга в фитнес индустрии. Он применяется сегодня в двух направлениях, в первом, где продвигаются сами спортивные организации, и во втором для других контрагентов и продуктов, которые необходимо продвигать через взаимодействие и сотрудничество с данными спортивными организациями. Таким образом, профессиональные спортивные клубы сегодня применяют такие виды маркетинга, как маркетинг для спорта и спорт для маркетинга.
Они являются двумя разноплановыми системами продвижения. В первом случае, маркетинг применяется для достижения целей самого спортивного клуба, в частности, коммерческих целей по повышению результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также для анализа клиентов и внешней аудитории для организации сбытовой политики в отношении абонементов, продукции, видов услуг [3].
Во втором случае на базе спортивных клубов происходит продвижение других участников взаимодействия в рамках спонсорского или рекламного сотрудничества. Сюда можно отнести размещение рекламы, запуск совместных проектов, акционных программ, брендирование различных площадок и т. д.
В том или ином случае маркетинг выступает средством получения дополнительного дохода.
Следовательно, в настоящее время следует, что результативность спортивных организаций во многом зависит от создания и продвижения собственного спортивного бренда в фитнес индустрии.
Одним из видов маркетинговых технологий сегодня, активно применяемых для продвижения спортивного бренда в фитнес индустрии, является digital-маркетинг.
Он применяется, как с целью сбора информации о целевой аудитории и потенциальных клиентах спортивных организаций, так и анализа хода и результатов продвижения бренда или продуктов спортивного клуба.
Данный вид маркетинга является наиболее успешным поскольку интернет-технологии активно внедрены в повседневную жизнь каждого современного человека. Буквально каждый из нас проводит значительную часть своего дня, недели, месяца в телефоне, в компьютере и других гаджетах. Сегодня сложно представить свою жизнь без использования интернета, а также потребления большого количества информации в мировой интернет-сети [3].
Гаджеты сегодня выступают своеобразным помощником для осуществления покупок и получения услуг. Посредством использования различных приложений, социальных сетей мы активно включены в новостные сводки, социальную жизнь общества и государства.
Следовательно, digital- или цифровой маркетинг является наиболее совершенным способом для бизнеса поддерживать взаимодействие со своими клиентами с помощью их персональных устройств.
Данные факты не могли пройти мимо фитнес-индустрии. Сегодня как крупные игроки спортивного бизнеса, так и малые предприятия понимают результативность продвижения своего бренда через инструменты digital-маркетинга/ К ним в фитнес индустрии относятся:email-маркетинг, маркетинг в социальных сетях, поисковая оптимизация, контент-маркетинг в социальных сетях, рекламамаркетинг через агентов влияния, мобильные приложения [2].
Раскрывая подробно инструменты digital-маркетинга в сфере рекламы, сюда можно отнести: таргетированную рекламу — это объявления для привлечения лидов в социальных сетях: VK, Facebook, Instagram, Одноклассники. Ее настраивают на аудиторию конкретного пола, возраста, уровня и сферы образования, интересов. Либо формируют базу пользователей, которые совершили определенные действия на сайте, и показывают рекламу им. Контекстная реклама — это объявления, которые отображаются на страницах с результатами поиска в Яндексе и Google, на сервисах поисковиков — Яндекс.Маркете, Яндекс.Картах, — а также на сайтах-партнерах — Авито, ADME, GisMeteo и др. Такие объявление digital-marketing показываются пользователям, которые в текущий момент ввели конкретный запрос в поисковике или вводили его ранее.
В целях исследования успешной практики использования digital-маркетинга в целях продвижения спортивного бренда в фитнес индустрии, необходимо представить опыт спортивной организации премиум класса WorldClass. Опыт данной компании примечателен тем, что этот сетевой спортивный клуб имеет продолжительный опыт работы, относится к премиум-сегменту в отрасли, а также обладает успешным брендом, известным, как в России, так и за рубежом.
Для WorldClass инструменты digital-маркетинга становятся эффективным способом продвижения новых премиум услуг компании, других форматов занятия спортом и т. д. Компания сегодня представлена во всех социальных сетях, где росту численности реальных подписчиков уделяется большое внимание. У WorldClass есть собственное мобильное приложение, где анонсируются последние новости компании, также существует функция записи на спортивные занятия, продвигаются другие услуги предприятия.
После вспышки коронавирусной инфекции и введения ряда противовирусных мер, компании пришлось закрыть большую часть своих клубов по всей стране. С целью сохранения части прибыли компания перешла на удалённый формат работы, где штатные спортивные тренеры спортивного клуба, а также медийные личности в сфере фитнес индустрии давали online-занятия. Мобильное приложение обеспечивало весь поток занятий с клиентами в удалённом формате.
Реклама в социальных сетях является одним из основных каналов продаж услуг спортивного клуба. Сегодня WorldClass активно сотрудничает с фитнес-инфлюенсерами, которые обладают обширной, лояльной аудиторией и через нативную (естественную) рекламу продвигают бренд клуба.
Компания активно применяет технологии поисковой оптимизации, когда при поиске в интернете официальный сайт спортивного клуба выходит на первых строчках запросов.
Сегодня несмотря на то, что существует ряд спортивных компаний, эффективно функционирующих в эконом-сегменте, многие люди со средним заработком стремятся попасть в стены спортивного клуба WorldClass. Профессиональные любители фитнеса, спортсмены с регалиями хотят быть владельцами клубных карт, поскольку это отчасти свидетельствует об их уровне заработка и качестве жизни в целом. Поэтому компания стремится конкурировать с более мелкими участниками рынка, поскольку от этого зависит его развитие и жизнеспособность в стратегической перспективе.
Следовательно, даже при достаточно успешном бренде компании и широкой узнаваемости, WorldClass уделяет большое внимание продвижению в интернете. Для этого ежегодно из бюджета спортивного клуба выделяются значительные средства, привлекаются эксперты в области SMM (маркетинг в социальных сетях), разрабатываются новые программы и проекты позиционирования организации на рынке.
Таким образом, применение digital-маркетинга как инструмента продвижения спортивного бренда в фитнес индустрии предполагает применение большого количества разнообразных рекламных и PR мероприятий в интернете и с применением информационных технологий, направленных на установление долгосрочных взаимоотношений с целевыми группами, формирования их лояльности и эмоциональной привязанности, особенно со стороны клиентов компании, улучшение общего имиджа спортивного клуба, повышения узнаваемости его бренда.
Литература:
- Билюк А. А., Гончарова Н. Ю. Использование одного из инструментов SMM для продвижения онлайн фитнес-услуг / А. А. Билюк, Н. Ю. Гончарова // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-odnogo-iz-instrumentov-smm-dlya-prodvizheniya-onlayn-fitnes-uslug (дата обращения: 03.04.2022).
- Гореликов, В. А. Маркетинговая стратегия спортивной организации — возможность повышения доходов и поиск новых источников финансирования / В. А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. — 2021. — Т.9. — № 2. — С. 139–145.
- Овчаров, Д. О. Продвижение бренда компании в сфере спорта / Д. О. Овчаров // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 89–92. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48610/ (дата обращения: 03.04.2022).
- Усова Н. В., Гергележиу Я. Г. Приоритетные направления продвижения услуг фитнес-центра на рынке крупного города / Н. В. Усова, Я. Г. Гергележиу // Вопросы управления. — 2019. — № 2 (38). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-prodvizheniya-uslug-fitnes-tsentra-na-rynke-krupnogo-goroda (дата обращения: 03.04.2022).