В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализированных условиях.
Внимание, которое всегда привлекало организационное проектирование, не сопровождалось в достаточной мере его изучением в сфере малого и среднего бизнеса. Эти идеи, имеющие большую глубину в стратегической литературе, вызывают развитие важного направления исследований, направленных на углубление знаний об организационных структурах, их связи со стратегией и их влиянии на организационную эффективность.
Ключевые слова: конкурентная позиция, лидерство по издержкам, дифференциация, предпринимательство, инновации.
Конкурентные стратегии в МСП
Конкурентная стратегия подразумевает поиск благоприятной конкурентной позиции в определенном секторе [2]. Классическое определение общих конкурентных стратегий, разработанное Портером [8], в котором проводится различие между лидерством по издержкам и дифференциацией, может быть связано с размером организации. Стратегия дифференциации требует больших инвестиций в возможности, которые гарантируют, что продукты обладают определенными характеристиками, которые ценят потребители. Чтобы сохранить устойчивость дифференциации, компании должны постоянно развивать новые навыки, которые подпитывают инновационный потенциал. С другой стороны, стратегия лидерства по затратам требует значительных инвестиций в материальные активы, такие как машины общего назначения, направленные на достижение эффекта масштаба. Принимая во внимание эти основные характеристики обеих стратегий, можно было бы ожидать, что крупная компания будет стремиться к принятию стратегий лидерства по издержкам, учитывая ее большую способность делать необходимые инвестиции в технологии, а малые и средние предприятия воспользуются своим размером, чтобы предложить высокодифференцированные продукты, и ориентированные отдельные продукты на определенные рыночные ниши. Эта логика усиливается, если учесть, что малые компании редко смогут добиться эффекта масштаба [1].
Работы, изучающие конкурентную стратегическую ориентацию малых и средних предприятий, находят консенсус в отношении связывания этих компаний с конкурентными стратегиями, основанными на дифференциации. В этом смысле [1] в исследовании конфигурации организационных ресурсов, конкурентных стратегий и предпринимательства МСП обнаружили, что очень немногие МСП применяют конкурентные стратегии, направленные на лидерство в издержках, при этом наиболее широко используется стратегия дифференциации.
Основные стратегические преимущества МСП
Затем проводится подробный анализ стратегических преимуществ, которые могут быть получены из организационных структур и конкурентных стратегий, проанализированных выше МСП, таких как: гибкость; инновационный потенциал; способность формировать навыки на основе знаний; и предпринимательская стратегическая ориентация.
Гибкость: Гибкость является главным стратегическим преимуществом МСП, в котором, по сути, заключается настоящая конкурентная ценность МСП. В современных условиях, характеризующихся динамизмом, неопределенностью и насыщением рынка, гибкость укрепляется как решающий инструмент для достижения устойчивых конкурентных преимуществ, способных оказать положительное влияние на эффективность организации [5]. Гибкость позволяет этим компаниям быстро реагировать и способствует конкурентоспособности бизнеса.
Инновационный потенциал: традиционно взаимосвязь между размером организации и инновациями была противоречивой. Однако недавние эмпирические данные показывают, что существует положительная и значимая корреляция между размером и инновациями [2]. В частности, считается, что малые и средние предприятия, во многом вследствие их высокоорганизованной организационной структуры, развивают внедрение изменений с меньшими трудностями и, следовательно, с большей вероятностью внедряют инновации. Напротив, инновационная направленность крупных компаний ниже из-за их формализованной и бюрократической структуры, что негативно сказывается на культуре, способствующей инновациям [6].
Способность генерировать, управлять и накапливать знания: Потенциал знаний включает в себя все те исключительные компетенции компании, которые отражают ее способность создавать, накапливать и передавать знания [3]. Мы должны учитывать, что основные организационные структуры, в которых проявляет себя МСП — модель независимого МСП, расширенная бизнес-модель и промышленные районы– фундаментально основаны на межпредпринимательском сотрудничестве (взяв за основу приведенную выше классификацию, это относится к последним двум перечисленным структурам). Имеются эмпирические данные, свидетельствующие о том, что стратегические альянсы и бизнес-сети являются жизнеспособными вариантами приобретения и генерации знаний.
Предпринимательская стратегическая ориентация: Предпринимательская ориентация определяется степенью, в которой высшее руководство склонно брать на себя риски, связанные с их бизнесом, чтобы способствовать изменениям и инновациям, которые дают конкурентные преимущества и позволяют им агрессивно конкурировать с другими компаниями [7]. Считается, что чем больше размер организации, тем меньше ее предпринимательская направленность, и наоборот. Крупные компании с организационными структурами с высоким уровнем формализации и стандартизации, как правило, обратно пропорциональны предпринимательской деятельности, которая считается защищенной от бюрократии, присутствующей в этих компаниях [4]. С другой стороны, малые и средние предприятия, вследствие их плоской организационной структуры (менее иерархической), где существует мало формальных каналов для утверждения решений, могут быстро адаптироваться и предлагать ответы с течением времени, способствуя появлению предпринимательской ориентации.
B ывод
Эта работа направлена на анализ конкурентных стратегий, принятых МСП, с конечной целью определения основных стратегических преимуществ, которые могут быть ключевыми факторами их конкурентного успеха.
Литература дает четкое представление об этом вопросе, связывая МСП с конкурентными стратегиями, направленными на дифференциацию. Существующие данные показывают, что МСП редко используют стратегии лидерства по издержкам из-за того, что этим компаниям трудно добиться эффекта масштаба, при этом наиболее используемая конкурентная стратегия ориентирована на дифференциацию [1]. Конкурентная стратегия, основанная на дифференциации, предлагает решающие стратегические преимущества для повышения конкурентоспособности МСП: гибкость; Инновационный потенциал; Способность развивать организационные знания и предпринимательская ориентация.
Что касается ограничений работы, следует отметить, что стратегические преимущества МСП были проанализированы независимо, без учета возможных взаимосвязей, которые могут существовать между ними. По этой причине было бы также важно, чтобы будущие работы углублялись в причинно-следственные связи, которые могут существовать между стратегическими преимуществами МСП, которые вытекают из организационных структур и конкурентных стратегий этих компаний, и их последующим влиянием на организационную эффективность.
Литература:
- Borch, O., Huse, M., & Senneseth, K. (1999). Resource configuration, competitive strategies, and corporate entrepreneurship: an empirical examination of small firms. Entrepreneurship, theory and practice, 49–70.
- Camisón, C., & Villar, A. (2009). Capabilities and propensity for cooperative internationalization. International marketing review, 124–150.
- Camisón, C., Boronat, M., & Villar, A. (2006). Innovando a través del establecimiento de alianzas estratégicas: la generación de competencias distintivas en conocimiento y su efecto en el desempeño organizativo. Revista Madrid, 7–16.
- Entrialgo, M., Fernández, E., & Vázquez, C. (2001). The effect of the organizational context on SME’s entrepreneurship: some Spanish evidence. Small Business Economics, 223.
- Fiegenbaum, A., & Karnani, A. (1991). Output flexibility: a competitive advantage for small firms. Startegic management Journal, 101–115.
- Hitt, A., Hoskisson, R., & Ireland, R. (1990). Mergers and acquisitions and managerial commitment to innovation in Mform firms. Strategic management journal, 29–47.
- Miller, D. (1983). The correlates of entrepreneurship in three types of firms. Prentice-Hall.
- Porter, M. (1980). Competitive Strategy. New York Free Press.