В статье рассматриваются полномочия органов прокуратуры в сфере обеспечения прав субъектов предпринимательской деятельности, а также эффективность данного направления надзора.
Ключевые слова: прокурорский надзор, обеспечение законности, предпринимательская деятельность, арест имущества.
Ввиду направленности современной политики государства на создание благоприятных условий ведения бизнеса, в условиях негативного влияния пандемии и санкционного давления, органы прокуратуры ориентированы на обеспечение исполнения прав субъектов предпринимательской деятельности.
Осуществление функций по надзору за исполнением законов в сфере предпринимательства является составной частью организации деятельности прокуратуры. Надзор за соблюдением прав предпринимательской деятельности входит в сферу прокурорского надзора [5].
Основной задачей органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является выявление и устранение препятствий, мешающих развитию предпринимательства, снятие административных барьеров и ограничений, снижающих эффективность работы предпринимателей, а следовательно, негативно сказывающихся на развитии экономики и пополнении бюджета.
Состояние законности в сфере предпринимательства, рост количества выявленных прокуратурой нарушений прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля, а также рост количества актов прокурорского реагирования в сфере надзора за соблюдением прав субъектов бизнеса свидетельствует об актуальности данных вопросов.
В подтверждение стоит привести статистические данные о выявленных органами прокуратуры нарушениях и принятых в связи с этим мерах в сфере защиты прав предпринимателей за 2021, 2022 гг., опубликованных на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ [8].
Всего выявлено нарушений за 4 мес. 2022 г. — 93 429, при этом за аналогичный период 2021 г. — 77 527. Кроме того, за 2022 г. к дисциплинарной ответственности привлечено 13 296 лиц (11 223 за 4 мес. 2021 г.). К административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 2 530 лиц (2 132). Возбуждено 69 уголовных дел (59).
Вместе с тем, согласно данным, опубликованным Федеральной налоговой службой в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [7], количество МСП по состоянию на 10 мая 2022 года выросло на 3 % (176 686), составив 6 007 029, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Тенденция роста во многом обусловлена проводимыми органами прокуратуры мероприятиями по обеспечению защиты прав предпринимателей.
Полномочия прокурора в области предпринимательской деятельности подвержены постоянному реформированию, в результате чего меняются и признаки, характеризующие прокурорский надзор.
В зависимости от характера полномочий, которыми наделен прокурор в исследуемой области, надзор условно можно охарактеризовать следующим образом:
1) возможность осуществления надзора как за деятельностью должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, так и за деятельностью руководителей и органов управления таких организаций;
2) узкий предмет прокурорской проверки, в который входит исключительно проверка законности деятельности коммерческих и некоммерческих организаций;
3) наличие властных полномочий;
4) принятие на себя полномочий по возбуждению дела об административном правонарушении;
5) обоснованность проведения проверки, то есть проверка исполнения законов осуществляется на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Основные направления прокурорского надзора в сфере соблюдения прав предпринимателей можно выделить из приказа Генерального прокурора России от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» [4].
Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере надзора является надзор за законностью правовых актов. Так, например, в Кемеровской области по требованию прокуратуры в соответствие с законом приведено положение о земельном налоге на территории города, которым был необоснованно сокращен период получения инвесторами налоговых льгот.
Также значительное количество нарушений выявляется в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых нередко содержатся незаконные требования излишних документов и согласований. Только в Алтайском крае после прокурорского вмешательства исключены обременительные положения из более 300 административных регламентов оказания муниципальных услуг в градостроительной и земельной сферах.
Вместе с тем, принципиальную оценку со стороны прокуроров также должны получать факты нарушения порядка оказания финансовой поддержки бизнесменам, связанные с затягиванием сроков рассмотрения заявок и несвоевременной выплатой денежных средств. В частности, в Республике Мордовия благодаря прокурорскому вмешательству коммерческой организации из областного бюджета перечислена субсидия в размере 7 млн рублей на возмещение затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры.
Также особенностью надзора в области предпринимательской деятельности является предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [2] полномочия прокуратуры по осуществлению предварительной правовой оценки плановых мероприятий и формировании планов работы органов муниципального контроля и государственного контроля (надзора), а также по решению вопроса о допустимости и обоснованности проведения такими контрольными органами внеплановых выездных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В 2015 г. создана федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок», обеспечивающая гласность контрольно-надзорной деятельности, учёт проводимых органами контроля (надзора) проверок хозяйствующих субъектов и мониторинга их осуществления. Этот инструментарий позволяет прокурорам предупреждать незаконные проверки хозяйствующих субъектов ещё на стадии их планирования [6].
Кроме того, в целях своевременной защиты прав субъектов предпринимательской деятельности от необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность налоговым законодательством на прокуратуру возложены обязанности по санкционированию постановлений налоговых органов о наложении ареста на имущество.
Согласно ст. 77 Налогового кодекса РФ арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество [1]. В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов арест имущества осуществляется налоговым или таможенным органом после получения санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
При этом, на основании приказа Генерального прокурора РФ от 22.03.2010 № 122 [3] органы прокуратуры обязаны не позднее следующего рабочего дня со дня получения решения об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие, санкционировать арест имущества либо принимать мотивированное решение об отказе в даче санкции. В случае погашения должником образованной задолженности, прокуроры также следят за соблюдением налоговыми органами обязанности по своевременному снятию ареста с имущества налогоплательщика.
Таким образом, прокурорский надзор в указанной сфере обеспечивает своевременную и эффективную защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, гарантирует возможность каждого хозяйствующего субъекта свободно заниматься бизнесом.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Российская газета, № 148–149, 06.08.1998.
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.
- Приказ Генерального прокурора РФ от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечении взыскания налогов, пеней и штрафов» // СПС Консультант плюс.
- Приказ Генпрокуратуры России от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» // СПС Консультант плюс.
- Бут Н. Д., Паламарчук А. В. Защита прокурором прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности: Монография. М., 2011.
- Паламарчук А. В. Единый реестр проверок — залог обеспечения прав предпринимателей // Законность. — 2019. — № 12. — С. 3–5
- Статистика и аналитика ФНС. URL: nalog.ru.
- Статистические данные Генеральной Прокуратуры РФ. URL: epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics