В статье автор пытается проанализировать и выделить основные проблемы в сфере предоставления коммунальных услуг в Российской Федерации. Автор пытается разобраться в недостатках текущего законодательства и путях решения возникающих в связи с этим проблем.
Ключевые слова: коммунальные услуги, ответственность, Правила предоставления коммунальных услуг.
В соответствии со ч.1 ст.161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Качество коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) [1].
Согласно вышеуказанным Правилам, качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать установленным требованиям. Например, установлено, что температура в жилых помещениях, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки, должна составлять не ниже +20 °C.
За нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность.
Ответственность за предоставляемые коммунальные услуги может возникать в различных сферах. Например, ответственность может возникнуть в результате причинения вреда жизни, здоровью человека. Кроме того, ответственность в сфере предоставления коммунальных услуг может также возникнуть даже в случае предоставления недостоверной информации. Физическое лицо имеет право предъявить иск в соответствии с Федеральным законом о защите прав потребителей.
Ответственность, как показывает практика, проработана плохо. Комплексного представления об ответственности в настоящее время нет.
Почему у каждой отрасли должна быть своя ответственность? Например, в земельном праве: изъятие земельного участка за неиспользование, продажа с публичных торгов земельного участка, которые не могут ему принадлежать (земли на границах иностранных государств, земли с/х назначения с превышением площади). Например, в гражданском праве нет ответственности за неиспользование транспортного средства. Является ли наличие самостоятельной ответственности обязательным условием выделения отрасли? Представляется правильным считать, что в подавляющем большинстве — да. Ответственность — сквозная норма. У нормы три элемента и один из них — санкция. Чаще всего это наказание и ответственность. Поэтому у каждой отрасли должна быть своя ответственность. Лишь в порядке исключения санкция наступает не за правонарушения, а за какие-то иные действия. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев ответственность — обязательный элемент.
Любой потерпевший, независимо от наличия договора о предоставлении коммунальных услуг, вправе требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения их качества.
Статья 157 ЖК РФ устанавливает обязательный претензионный порядок. Потребитель обязан сначала обратиться к исполнителю и только после этого он может обратиться с иском в суд [2].
В настоящее время осуществляется учет принятых коммунальных ресурсов в соответствии с регулярно передаваемыми данными. Согласно части 1 статьи 544 и части 2 статьи 548 ГК РФ [3], оплата потребленных коммунальных ресурсов производится за фактически принятое абонентом количество коммунальных ресурсов в соответствии с данными учета коммунальных ресурсов. Эти положения фактически воспроизведены в части 1 статьи 157 ЖК РФ, в которой установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с упомянутым выше возникает следующая проблема: с абонента может быть взыскана плата не только за фактически потребленное количество коммунальных ресурсов, но и коммунальные ресурсы, объем которых ему вменен, как потребленные. Как правило, подобные доначисления возникают, если потребителю вменено потребление по «нормативам потребления». В результате складывается определенная несправедливость, поскольку потребитель не обязан оплачивать услуги, которые ему не были оказаны.
Основную проблему определение поставщиком объема предоставляемых им ресурсов именно на основании установленных приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Поставщик коммунальных услуг заинтересован в том, чтобы определение объема потребления таких услуг осуществлялось по установленным нормативам, которые зачастую многократно превосходят действительные объемы коммунальных ресурсов, в среднем потребляемых абонентом. Обусловленность интереса поставщика весьма понятна.
По поводу сформировалось определенное нормативное правовое регулирование, устанавливающее предпосылки для установления взаимных прав и обязанностей поставщика коммунальных ресурсов и их потребителя. Собственно основным обоюдным интересом как поставщика коммунальных ресурсов, так и их потребителя является их точный учет, позволяющий однозначно определить сумму, подлежащую оплате со стороны абонента поставщику за потребленные ресурсы. Приоритетным способом определения объема потребляемых коммунальных ресурсов является использование показаний приборов учета поставляемых коммунальных ресурсов.
В заключение, завершая обзор проблем, которые имеют место в таком сегменте правового регулирования отношений по оказанию коммунальных услуг, как ответственность сторон таких отношений, вполне обоснованно утверждать, что в настоящее время назрела потребность в принятии Пленумом Верховного Суда Российской Федерации соответствующего постановления, в котором содержались бы разъяснения для нижестоящих судов по разрешению описанных проблем.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 // СПС Консультант Плюс
- Жилищный Кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.
- Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС Консультант Плюс.