В настоящей статье произведен анализ НПА в области взаимодействия ДПСО и ЦУКС МЧС России.
Ключевые слова: взаимодействие, ДПСО, соглашения, регламент.
Проблема исследования заключается в неоперативности сбора и передаче информации между ДПСО и ЦУКС ГУ МЧС России.
Метод исследования: количественный контент-анализ.
Правовой основной создания и деятельности добровольческих поисковых отрядов является Конституция Российской Федераций, международные договоры Российской Федераций, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований.
Нормативно-правовую базу в области организации добровольческого движения в России составляют: федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также законы субъектов РФ в этой сфере.
По классификации источников права по их юридической силе и месту в общей системе права, составим иерархию НПА по вопросам взаимодействия ДПСО и ЦУКС ГУ МЧС России.
С целью соблюдения объективности и сопоставимости полученных данных, мы проанализировали результаты по каждому документу отдельно, позже сопоставив соответствующие показатели между собой по всем исследуемым документам.
Список документов:
- ФЗ-135 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
- Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 N 334 «О Порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Приказ МЧС России от 15 июня 2020 г. N 422 «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
- Приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. N 430 «Об утверждении Правил обеспечения центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях».
- Приказ МЧС РФ от 26 августа 2009 г. N 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Весь перечень документов был разделен на несколько групп для сравнительного анализа.
Конечно, количественный контент-анализ отражает лишь одну из граней содержательного компонента документов. Тем не менее, его результаты допустимо расценивать в качестве оснований формирования некоторых тенденций.
Проведенный анализ подтверждает наличие определенных проблемных зон в организации,порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера с добровольцами, т. к. единицы анализа по данной категории либо вообще не встречаются в документе, либо встречаются крайне мало.
Выводы. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемые документы обладают недостатками в области порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера с добровольцами. Данная категория анализа практически не встречается в документах, в связи с чем проблематично четко определить содержание понятия взаимодействия по сбору и обмену информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера органными МЧС России со стороны общественных организаций ДПСО.
Кроме того, в большинстве документов преобладает категория анализа, связанная с практическими мероприятиями: поисково-спасательными работами и защитой населения и территорий.
Исходя из вышесказанного, актуальным будет следующее предложение: разработать и реализовать мерыпо порядку сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера с ДПСО.
Литература:
- 1.ФЗ-135 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 17 августа 1995 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3340.
- Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 N 334 «О Порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Приказ МЧС России от 15 июня 2020 г. N 422 «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов и подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах». Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 сентября 2020 г. Регистрационный N 59965 Вступил в силу с 2 октября 2020 г., текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 21 сентября 2020 г. N 0001202009210050.
- Приказ МЧС России от 5 июля 2021 г. N 430 «Об утверждении Правил обеспечения центрами управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на межрегиональном и региональном уровнях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 сентября 2021 г., регистрационный N 65150. Вступил в силу с 8 октября 2021г. Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 сентября 2021 г. N 0001202109270047.
- Приказ МЧС РФ от 26 августа 2009 г. N 496 «Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039. Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 23 октября 2009 г. N 202. В настоящий документ внесены изменения следующими документами: Приказ МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784. Изменения вступают в силу с 12 апреля 2020 г.