В статье автор пытается проанализировать понятие и основные виды коммунальных услуг в Российской Федерации, а также выделить основные проблемы в области терминологии.
Ключевые слова: коммунальные услуги, жилищное и коммунальное обслуживание, услуги, ресурсы.
В настоящее время в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Постановление 307), под термином «коммунальная услуга» понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях [1]. К коммунальным услугам относятся также поставки бытового газа в баллонах и поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления.
Субъектами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в настоящее время являются управляющие компании.
Ранее в практике широко применялось понятие «жилищное или коммунальное обслуживание», в значении процесса оказания услуг как действия или работы. Необходимо отметить, что между понятиями коммунальные и жилищные услуги существуют определенные различия. В рамках обязательств по предоставлению коммунальных услуг управляющая компания обязуется поставить ресурсы определенного качества в установленный срок. Жилищные услуги подразумевают под собой то, что управляющая компания также обязуется оказывать определенные услуги, например, по поддержанию чистоты общего имущества, обеспечивать его сохранность и поддерживать в надлежащем состоянии.
Можно сделать вывод, что под коммунальными подразумеваются такие услуги, которые необходимы для проживания людей в многоквартирном доме в своих квартирах, а жилищные услуги скорее имеют своей целью содержание, ремонт и управление общим домовым имуществом.
В настоящее время список жилищно-коммунальных услуг включает в себя услуги по подаче холодной и горячей воды; обеспечение теплоэнергией, электроснабжение, отопление, газоснабжение, вывоз мусора.
Необходимо отметить определенное различие между коммунальными услугами и коммунальными ресурсами. Рассматривая данный вопрос на следующем примере: жители многоквартирных домов являются потребителями коммунальных услуг. При этом производителем коммунальных ресурсов для такого потребителя будет являться ресурсоснабжающая организация, которая производит ресурс. Например, вода до момента ее подачи потребителю является лишь ресурсом, но уже в процессе полного цикла с момента ее забора, дальнейшей очистки и подачи потребителю, вода становится услугой. На протяжении данного периода вода является ресурсом-собственностью управляющей компании. Ответственность за качество данной выгоды и своевременность подачи полностью лежит на ней.
Таким образом, отличие между коммунальными услугами и коммунальными ресурсами кроется в наличии или отсутствии усилий, приложенных со стороны управляющей компании для того, чтобы ресурсы превратились в услуги.
Необходимо рассмотреть вопрос о том, что понимается под термином «обслуживание». При определении категории обслуживания ученые в сфере гражданского права воспринимали понятийный аппарат экономической теории, которая под обслуживанием, по сути, понимала деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Указанный вывод вытекает из сделанных в экономической литературе суждений, определяющих обслуживание как производство материальных и нематериальных услуг, доведение их и других материальных ценностей до потребителей [2]. Некоторые авторы полагают, что отношения обслуживания тождественны отношениям по оказанию услуг. Так, например, М. И. Брагинский и В. В. Витрянский разграничивают в самостоятельные группы отношения по выполнению работ и оказанию услуг. Для договоров о выполнении работ законодателем предусмотрена модель «подряда» -договор, по которому одна из сторон (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны — заказчика — определенную работу и сдать ее результат, а заказчик, в свою очередь, обязуется принять результат работы и оплатить его [3].
Коммунальные услуги также можно определить как совокупность взаимоотношений между сторонами, участвующими в процессе предоставления и получения коммунальных услуг.
Коммунальные (от лат. communis — общий) услуги, являются наиболее распространенным видом услуг, оказываемых гражданам. Коммунальными услугами пользуется большинство населения Российской Федерации, которое проживает в жилых помещениях. Между тем правовое регулирование этих услуг неидеально. Помимо термина «коммунальные услуги» в литературе можно встретить термин «жилищно-коммунальные услуги», которые рассматриваются отдельными авторами в качестве синонима коммунальных услуг. Есть также мнение, согласно которому понятие «коммунальные услуги» является более узким, нежели понятие «жилищно-коммунальные услуги», включающее не только деятельность по подаче коммунальных ресурсов. Следовательно, необходимо разграничить указанные понятия [4].
Необходимо отметить, что коммунальные услуги имеют комплексный характер и помимо энергоснабжения включают отношения по обслуживания многоквартирного дома и придомовой территории, а также иные услуги, связанные с обеспечением комфортных условий жилья. Из этого определения видно, что коммунальные услуги включают отношения не только по энергоснабжению и т. д., но иные услуги. Исходя из определения коммунальных услуг, приведённого в Постановлении 307, можно сделать вывод о том, что многие виды услуг, оказываемых жильцам многоквартирных домов, не включены в перечень коммунальных в приведенном выше определении. Среди них можно выделить услуги телефонной связи, «дренажное обеспечение жилищного хозяйства», уборка помещений общего пользования многоквартирного дома (подъезд, лестничные площадки, крыши домов) и придомовой территории, услуги общественного транспорта и др. [5]. Особенностью услуг для включения их в перечень коммунальных является их общедоступность и использование в целях обеспечения комфортных условий жилья. Представляется правильным усовершенствовать определение, данное в Постановлении 307, дополнив его перечислением соответствующих видов коммунальных услуг.
Одной из проблем в сфере предоставления коммунальных услуг в последнее время стала проблема изменения индексов. С 2014 года в Жилищном Кодексе Российской Федерации стали закрепляться предельные максимальные индексы. Данные индексы Правительство Российской Федерации закрепляет для каждого региона. Однако, проблема осталась до конца нерешенной, поскольку в Кодексе по-прежнему не закреплены положения, ограничивающие максимальные размеры тарифов в сфере оплаты содержания общедомового имущества и текущего ремонта.
Кроме того, с 2014 года в Жилищном Кодексе Российской Федерации стали закрепляться положения о том, что с должников будут взиматься пени в увеличенном размере в случае просрочки осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги. В настоящее время квартира с приписанным к ней долгом не может быть продана или заложена.
Среди новых мер, предлагаемых со стороны Правительства Российской Федерации, можно выделить меру по предоставлению скидок в случае оплаты коммунальных услуг авансовым платежем в начале месяца.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в настоящее время существует определенное различие между понятиями «коммунальные услуги» и «жилищно-коммунальные услуги». Коммунальные услуги подразумевают обязательство управляющей компании поставить ресурсы, в то время как жилищно-коммунальные услуги предполагают оказание управляющей компанией и ряда иных услуг, например, по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Литература:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». п.3 // СПС «КонсультантПлюс».
- Гражданское право: учебник. / под ред. д-ра юрид. наук, проф. О. Н. Садикова. Т. II. — М.: Контакт; ИНФРА-М, 2007. — С. 141.
- Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. — М., 2002. — С. 1038.
- Ручкина Г. Ф., Венгеровский Е. Л. Рынок жилищно-коммунальных услуг: некоторые правовые проблемы создания конкурентной среды // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 4. С. 34.
- Шейнин Л. Б. Недвижимость: пробелы и несоответствия правового регулирования. — М.: Деловой двор, 2010.