Данная статья посвящена возможности возврата государственной пошлины при «автоматическом» продлении срока действия разрешений (лицензии). Рассмотрены правовые акты, которыми продлевается действие лицензий, предусмотрен зачет и (или) возврат госпошлины. Предлагается внесение изменений в статью 333.40 Налогового кодекса.
Ключевые слова : государственная пошлина, перезачет, возврат, продление «автоматом», лицензии
В 2020–2021 годах предприятия России столкнулись с рядом сложностей при ведении бизнеса, связано это было с ограничительными мероприятиями на фоне заболевания COVID-19. Организациям приходилось работать в новых реалиях, потребовавших дополнительных финансовых затрат. В 2022 году российской экономике придется привыкать к новым трудностям, связанным с введением санкций, падением курса рубля и прочими экономическими проблемами, возникшими в феврале 2022 года.
Мерой, направленной на поддержку бизнеса в условиях COVID-19 и со сложившейся экономической ситуацией было принятие постановлений Правительства Российской Федерации, которыми продлеваются сроки действия специальных разрешений (лицензий), в том числе лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Первоначально постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (далее — постановление Правительства РФ № 440) было продлено действие срочных лицензий и иных разрешений с 15 марта по 31 декабря 2020 года. При этом постановление вступило в силу 6 апреля 2020 года. Данным постановлением вопрос о возврате или зачете государственной пошлины не регулировался. Соответственно, часть организаций (учитывая пункт 17 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подать заявление на продление можно за 90 дней до истечения срока ее действия) уже продлили действие лицензии самостоятельно, то есть подали заявление и необходимые документы в лицензирующий орган, уплатив при этом государственную пошлину и в отношении таких организаций были совершены юридически значимые действия.
В 2021 году в постановление Правительства РФ № 440 были внесены изменения. Продлевалось действие срочных лицензий и иных разрешений (включая лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общепита) сроки действия которых истекли в период с 1 января по 31 декабря 2021 г., в том числе лицензий и разрешений, которые продлены в 2020 году. При этом постановление, которым вносились такие изменения, было принято от 4 февраля 2021 года (вступило в силу 8 февраля 2021 года). Аналогично 2020 году, те организации, срок действия которых истекал в январе 2021 году самостоятельно (по заявлению) уже продлили срок своих лицензий.
У организаций возник вопрос о возврате государственной пошлины.
Законодательством данный вопрос не разрешался. Статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) (далее — НК РФ) определены основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины. Возврат государственной пошлины за совершенное юридически значимое действие не предусмотрен.
Со 2 июля 2021 году в НК РФ введен пункт 7.2 статьи 333.40, которая гласит «Плательщик государственной пошлины, уплаченной за продление лицензий и иных разрешений, сроки действия которых продлены в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, имеет право на зачет уплаченных сумм государственной пошлины в счет сумм государственной пошлины, подлежащих уплате за совершение аналогичных действий».
Также, по мнению Департамента налоговой политики, изложенному в письме Министерства финансов Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 03–05–04–03/16485, положение пункта 7.2 статьи 333.40 НК РФ применяется, в случае если государственная пошлина за продление срока действия срочных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, сроки действия которых истекли в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г., была уплачена лицензиатом начиная с 1 января 2020 г., вне зависимости от срока совершенного юридически значимого действия.
Таким образом, у организаций возникло право на зачет государственной пошлины, но нена возврат.
14 декабря 2021 г. Правительство РФ принимает постановление о продлении «автоматом» в 2022 году лицензий для бизнеса в ряде сфер (договоры водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли).
Однако, позднее постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» (вступило в силу 14 марта 2022 года) (далее — Постановление Правительства РФ № 353) Правительство РФ снова продлевает на 12 месяцев действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 353 по 31 декабря 2022 г., согласно приложению № 1 Постановления Правительства РФ № 353 (в том числе лицензии на розничную продажу алкогольной продукции). Приложением № 19 Постановления Правительства РФ № 353 установлено, что на 12 месяцев продлевается действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сроки действия которых истекают с 1 января по 14 марта 2023 года.
Пунктом 4 приложения № 19 к Постановлению Правительства РФ № 353 установлено, что лицензиат вправе обратиться за возвратом государственной пошлины, уплаченной за продление на 1 год срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, срок действия которой истек (истекает) в период с 14 марта 2022 г. по 14 марта 2023 г., в том числе государственной пошлины, уплаченной за продление такой лицензии по заявлению, поступившему в лицензирующий орган до 14 марта 2022 г.
Соответственно, если срок действия лицензии заканчивается с 14 марта 2022 года по 14 марта 2023 года, то организация может вернуть государственную пошлину. В остальных случаях, организации, у которых лицензии продлевались в 2020 и 2021 году вернуть госпошлину не могут, только перезачесть. При этом, не смотря на введение дополнительных мер поддержки бизнеса, ряд предприятий не справилось с экономическими трудностями и закрылись, таким образом, уплаченные деньги за продленные лицензии «автоматом» они не получат.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, которая содержится в Постановлении от 23 мая 2013 года № 11-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Встреча»: «Вместе с тем государственная пошлина, взимаемая за совершение уполномоченным органом или должностным лицом соответствующих юридически значимых действий, является специфической разновидностью публично-финансовых платежей, размер которых не обязательно должен быть эквивалентен понесенным в связи с совершением этих действий затратам и определяется федеральным законодателем на основе принципов справедливости и соразмерности исходя из цели обеспечения публичного порядка в конкретной сфере общественных отношений и характера прав, реализация которых связывается с необходимостью уплаты государственной пошлины. При этом — имея в виду именно фискальный характер государственной пошлины — вопрос о том, в каких случаях она подлежит возврату, также решается федеральным законодателем, осуществляющим в рамках предоставленной ему дискреции и с соблюдением конституционных требований к законному установлению налогов и сборов правовое регулирование условий их взимания».
При этом, следует учитывать, что продление лицензий «автоматом» без уплаты государственной пошлины являлось мерой поддержания и сохранения бизнеса. Законодательство, определяя кому возвращается госпошлина, а кому перезачитывается не должно ставить субъекты хозяйственной деятельности в неравные условия, ограничивая их возможность распоряжения своими денежными средствами.
Таким образом, предлагается внести изменения в пункт 7.2 статьи 333.40 НК РФ, изложив в следующей редакции: «Плательщик государственной пошлины, уплаченной за продление лицензий и иных разрешений, сроки действия которых продлены в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, имеет право на возврат или зачет уплаченных сумм государственной пошлины в счет сумм государственной пошлины, подлежащих уплате за совершение аналогичных действий».
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.05.2022). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=MWVlS8T7qLvlZA15&cacheid=4ED94F1720AE92952E3B44D01FD29EB9&mode=splus&rnd=BpNDWQ&base=LAW&n=417877#Y8YlS8Tl59jJgeLd (дата обращения: 11.06.2022).
- Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=MWVlS8T7qLvlZA15&cacheid=E1D83360808905D3223EBF5CEBE0C760&mode=splus&rnd=BpNDWQ&base=LAW&n=412732#tSRoS8TGK8uJA7k02 (дата обращения: 11.06.2022).
- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 (ред. от 29.12.2021) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020–2022 годах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=MWVlS8T7qLvlZA15&cacheid=609BBB484A8AA355CD80C333148A2BDD&mode=splus&rnd=BpNDWQ&base=LAW&n=404418#BSjoS8TCs6imuI7g1 (дата обращения: 11.06.2022).
- Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 (ред. от 07.06.2022) «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=MWVlS8T7qLvlZA15&cacheid=E74CD4F313154611AFB78C745128D0B7&mode=splus&rnd=BpNDWQ&base=LAW&n=418804#ucIqS8Te6XuGCk7x (дата обращения: 11.06.2022).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2013 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Встреча». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=MWVlS8T7qLvlZA15&cacheid=219D1870A3134E92EF0162B4034BDC02&mode=splus&rnd=BpNDWQ&base=LAW&n=146674#a4OpS8Tg77XdSC1M1 (дата обращения: 11.06.2022).
- Вопрос: О зачете госпошлины, уплаченной за продление срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, сроки действия которых истекли с 15.03.2020 по 31.12.2021. (Письмо Минфина России от 05.03.2022 № 03–05–04–03/16485). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=MWVlS8T7qLvlZA15&cacheid=219D1870A3134E92EF0162B4034BDC02&mode=splus&rnd=BpNDWQ&base=LAW&n=146674#a4OpS8Tg77XdSC1M1 (дата обращения: 11.06.2022).