В статье затрагивается вопрос о роли налога на прибыль организаций в налоговой системе РФ. Рассматривается понятие этого налога, основные правила налогообложения, порядок распределения зачисляемого налога между федеральным и региональным бюджетами.
Автор приходит к выводу о том, что грамотное и качественное нормативно-правовое регулирование установления и взимания налога на прибыль организаций играет важнейшую роль в стабильном и устойчивом социально-экономическом развитии государства — как в целом, так и отдельных регионов, является значимым инструментом развития малого бизнеса и привлечения в экономику инвестиций.
Ключевые слова: налоговое право, налог на прибыль организаций, федеральные налоги, региональные налоги.
Налог на прибыль организаций представляет собой прямой налог, величина которого прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности юридического лица. Данный вид налога начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть, по сути, на разницу между доходами и расходами. Прибыль, как результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации, и является объектом налогообложения [5, С. 165]. Соответственно, чем более эффективной является коммерческая деятельность организации, чем более прозрачные и справедливые условия для бизнеса сформированы законодательством, тем более высокими являются поступления в бюджеты посредством взимания налога на прибыль организаций.
Следует учитывать, что налог на прибыль организаций играет важнейшую роль в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации — на протяжении последних пяти лет его удельный вес в доходах такого бюджета составляет 10–15 % [4, С. 89].
Как отмечает Р. З. Альбекхаджиева, налог на прибыль организаций является играет важнейшую роль в развитии страны. Анализируемый налог способствует активному воздействию государства на экономические процессы с помощью эффективного использования налоговых рычагов. Данный налог достаточно успешно применяется при развитии малого бизнеса, регулировании активности инвестиций, привлечении в государство иностранного капитала при помощи предоставления государством некоторых льгот и закрепления ставок налога. Налог на прибыль, будучи федеральным, играет важную роль в регулировании бюджетной системы всей страны. С самого начала он был определен в качестве источника управления дохода. Кроме того, на протяжении длительного периода, налог на прибыль являлся регулятором фонда заработной платы. Поступления от налога на прибыль находятся на лидирующих позициях в доходах и бюджете, и его регулированию свойственно национальное значение, как на государственном уровне, так и для налогоплательщиков (субъектов налогообложения) — организаций и предприятий [3, С. 288].
Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ [2].
В соответствии с частью 1 ст. 246 НК РФ, налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
— российские организации;
— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Абз.2 ч. 1 ст. 246 НК РФ устанавливает, что организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.
Участники консолидированной группы налогоплательщиков исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы (абз. 3 ч. 1 ст. 246 НК РФ).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Такой прибылью в соответствии со ст. 247 НК РФ признается:
— для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, — полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов,
— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов,
— для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
— для организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков — величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника.
При этом, в соответствии со ст. 13 НК РФ [1], налог на прибыль организаций относится к федеральным налогам, т. е. к налогам, которые установлены федеральным налоговым законодательством и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
На основании ст. 248 НК РФ, к доходам в целях налогообложения налогом на прибыль организаций относятся:
— доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав
— внереализационные доходы.
Ч. 1 ст. 248 НК РФ предусматривает, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с налоговым законодательством налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
В соответствии со ст. 284 НК РФ, налоговая ставка налога на прибыль организаций устанавливается в размере 20 процентов. Это общее правило, налоговым законодательством определен ряд исключений.
При этом:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017–2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет,
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017–2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 284 НК РФ).
Таким образом, с 2025 года порядок зачисления налога на прибыль организаций вновь вернется к ситуации, которая имела место до 2017 года, в федеральный бюджет будет зачисляться не 3 процента, а 2, в региональный — не 17 процентов, а 18. Иными словами, на протяжении периода 2017–2024 годов пропорции зачисления налога на прибыль организаций в бюджеты был изменен в сторону увеличения доли, зачисляемой в федеральный бюджет.
Соответственно, законодатель рассматривает налог на прибыль организаций как важнейший инструмент регулирования и распределения доходов между федеральным центром и регионами. Здесь следует обратить внимание на то, что субъекты Российской Федерации характеризуются существенной социально-экономической дифференциацией, большинство регионов являются дотационными, т. е., образно говоря, не «зарабатывают» столько денежных средств, сколько им необходимо для решения задач по обеспечению удовлетворительного уровня социально-экономической жизни в республике, крае, области и т. д. И именно грамотная налоговая политика, реализуемая в том числе посредством нормативно-правового регулирования, позволяет обеспечить достойный уровень развития «депрессивных» регионов.
Подытоживая следует отметить, что грамотное и качественное нормативно-правовое регулирование установления и взимания налога на прибыль организаций играет важнейшую роль в стабильном и устойчивом социально-экономическом развитии государства — как в целом, так и отдельных регионов, является значимым инструментом развития малого бизнеса и привлечения в экономику инвестиций.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета. — 1998. — № 148–149.
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Российская газета. — 2000. — № 153–154.
- Альбекхаджиева Р. З. Место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе РФ / Р. З. Альбекхаджиева // Концепт — 2017. №. 2. — С. 287–292.
- Гамзатова С. А. Анализ налоговых поступлений федерального бюджета Российской Федерации / С. А. Гамзатова // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2022. — № 2. — С.88–93.
- Чувакина Л. А. Актуальные проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организации и возможные направления их совершенствования / Л. А. Чувакина // Скиф. — 2020. — № 4. — С. 164–170.