В статье рассмотрено современное состояние проблемы кибербезопасности и освещены вопросы предупреждения экстремизма среди несовершеннолетних. Проанализированы нормативно-правовые аспекты обеспечения безопасности нахождения несовершеннолетних в сети. Проведён ряд диагностических методик по выявлению основных рисков и угроз, на основании которых предложен ряд рекомендаций по противодействию киберпреступности несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние, киберпреступность, кибербезопасность.
Цифровая среда, в частности Интернет, является важным источником информации в жизни детей при получении образования, социализации и самореализации.
В то же время она может содержать риски для здоровья, развития психического неблагополучия детей, в частности: сексуальную эксплуатацию и насилие на детьми (все вместе и каждое отдельно далее — «СЭНД»), притязание в сексуальных целях (кибергруминг/развращение), онлайн-вербовку детей для совершения преступлений, участие в экстремистских политических или религиозных движениях или с целью торговли людьми (риски контактов); призывы к насилию и нанесение самоповреждений либо доведение до самоубийства; контент, унижающий человеческое достоинство, содержит язык вражды и призывы к дискриминации; порнографический контент или непригодный для ребёнка рекламный контент; кибербуллинг и киберсталкинг (устрашение, преследование и другие формы притеснений и угроз), распространение частных и интимных изображений ребёнка, шантаж; использование персональной информации ребёнка в коммерческих целях, таких как прямой маркетинг, профилирование и ориентированная на поведение реклама, и т. д. [1, с. 183].
Вышеперечисленные риски не являются исчерпывающими и способны отрицательно повлиять на физическое, эмоциональное и психологическое благополучие ребенка, а также могут приводить к нарушению прав ребенка.
Интересно, что впервые применение понятия прав человека к управлению сетью Интернет состоялось на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве в 2003 году. На III Форуме по управлению Интернетом в Хайдарабаде (Индия) в 2008 году участники единогласно пришли к выводу, что развитие прав человека и принципы развития сети Интернет тесно связаны, а цифровая среда должна поддерживать права человека. На Международном саммите в Абу-Даби в 2015 году участники пришли к согласию о необходимости создания в собственных странах государственных систем реагирования на СЭНД в сети Интернет.
Законодательство РФ также предусматривает защиту детей как на уровне основополагающего закона (Конституции РФ), так и профильных нормативно-правовых актов.
Таким образом, в Конституции РФ излагается право на уважение достоинства, запрет вмешательства в личную и семейную жизнь, свободу мысли и слова, а также мировоззрения и вероисповедания предоставляются каждому, включая и детей. Конституцией РФ предусмотрено, что детство охраняется государством и запрещено любое насилие над ребенком и его эксплуатация [2, с. 84].
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (№ 124-ФЗ) предоставляет каждому ребенку право на получение информации, соответствующей ее возрасту, запрещает разглашение или публикацию любой информации о ребёнке, что может причинить ему вред, без согласия законного представителя ребенка, а также предоставляет защиту от всех форм эксплуатации, включая сексуальное насилие; вовлечение в экстремистских, религиозных, психокультовых группировок и течений, использование ребёнка для создания и распространения порнографических материалов, вовлечение в азартные игры и т. д.
Федеральный закон РФ «О защите персональных данных» (№ 43-ФЗ) обеспечивает незыблемость личных неимущественных прав на персональные данные, которые имеет каждое физическое лицо, в том числе и ребёнок.
В Стратегии развития ИТ-отрасли России до 2025 года и в частности в Концепции стратегии кибербезопасности РФ, понятие кибербезопасности определено как защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства при использовании киберпространства, при котором обеспечиваются устойчивое развитие информационного общества и цифровой коммуникативной среды, своевременное обнаружение, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальной безопасности РФ в киберпространстве, а объектами кибербезопасности определены, в том числе и конституционные права и свободы человека и гражданина.
Изучив нормативно-правовые аспекты кибербезопасности несовершеннолетних, был проведён ряд диагностических методик, в частности соцопросов и анкетирования подростков с целью выявления ряда параметров, позволяющих выдвинуть методические рекомендации по обеспечению кибербезопасности в сети Интернет [3, с. 213].
Первый этап включал анкетирование, направленного на выявление времени, проводимого в интернет пространстве. Результаты исследования установили, что: 70 % опрошенных подростков отметили, что для нахождения в сети Интернет используют мобильный телефон/смартфон/планшет, 54 % опрошенных отметили, что используют Интернет по 4–6 ч в течение дня, что актуализирует вопросы формирования ключевых компетентностей безопасного поведения в онлайн-пространстве; 72 % опрошенных подростков отметили, что их родители проводят в онлайн-сети по 1–3 часа в течение дня, что свидетельствует о необходимости соответствующих компетентностей и для взрослых, отвечающих за безопасность собственных детей, особенно учитывая, что 43 % опрошенных подростков отмечают получение информации об угрозах в Интернете именно от родителей, 50 % — от преподавателей, что актуализирует вопросы медиа и цифровой грамотности педагогических работников; 23 % респондентов отметили, что родители, как основную меру пресечения существующих угроз, применяют ограничение времени использования Интерна; только для 17 % респондентов родители используют фильтры и программы, блокирующие нежелательный контент; только 12 % респондентов отметили, что обсуждают с родителями и критически оценивают содержание контента, публикаций в социальных сетях; 55 % опрошенных подростков отметили, что не получают никакой поддержки от родителей относительно безопасного пользования Интернетом, а это свидетельствует о неосведомленности родителей относительно угрозы для ребенка в цифровой среде.
Параллельно, проводился онлайн-опрос подростков «Оценка реакции подростков на вредоносное содержание в сети Интернет». Согласно результатам: 41 % опрошенных подростков удаляют эту информацию, если они ее разместили; 32 % — пишут администратору сайта/группы/портала; 17 % — информируют родителей; 4 % — сообщают в полицию; 3 % — сообщают учителю; 22 % — не делают ничего.
Такое процентное отношение полученных данных свидетельствует об отсутствии действенных механизмов, доступных и удобных для ребенка, а также сознательного и ответственного отношения к вредоносному контенту в сети Интернет [1, с. 183].
При разработке рекомендаций для РФ по безопасности детей в сети Интернет был проведен онлайн-опрос, в результате которого выяснилось, что: 70 % детей и 35 % родителей пользуются социальными сетями, услугами обмена сообщениями или общением; 67 % детей отметили, что они были огорчены чем-либо в Интернете, только 24 % родителей сообщили, что их дети сталкивались с проблемами в Интернете; 29 % детей отметили, что они встречались лично с тем, с кем познакомились в Интернете; 61 % детей согласились сообщать родителям о своих проблемах Интернете, а только 15 % родителей четко знают, куда они будут сообщать; 68 % детей хотят получать информацию о безопасном использовании сети Интернет от родителей и учителей.
На основании анализа проведённого исследования, нами разработан ряд эффективных рекомендаций для РФ по безопасности детей в сети Интернет:
— установление контроля и ограничение использования сети Интернет;
— взаимодействие родителей и детей посредством проведения разъяснительных бесед о кибербезопасности в сети;
— обучение осознанному поведению, позволяющему распознавать опасности;
— разработка инфографики для лучшего визуального восприятия;
— внедрение механизма предупреждения родителей о подключаемых ребёнком приложений и открываемых страницах;
— внедрение программ ДПО и профессиональное обучение школьных работников;
— использование раздаточных материалов в школах;
— развитие игрового обучения детей;
— внедрение обучающих мобильных приложений для школьников и их сверстников.
В целом серия опросов показала, что основными проблемами, которые беспокоят детей, есть безопасность личной информации, поддельные новости и неправомерное присвоение информации, доступной в Интернете. Родителей беспокоит доступность нежелательного контента, хотя только 25 % родителей используют инструменты фильтрации контента и сервисов и 42 % хотели бы это делать, но не обладают достаточными компетенциями. Анализ эмпирических данных доказывает, что родители и дети по-разному используют возможности цифровой среды и понимают угрозы и риски. Это актуализирует дифференцированный подход при формировании государственной политики в изучаемом аспекте.
Литература:
- Дадаева М. С. Государственная система кибербезопасности и предупреждение экстремизма среди несовершеннолетних /М. С. Дадаева// Современные научные исследования и разработки. — Грозный, 2018. — Т.1- № 5(22). — С. 183–185.
- Сохань С. И. Право несовершеннолетнего ребёнка на кибербезопасность /С. И. Сохань// Студенческий вестник. — Оренбург, 2019. — № 19–2. — С. 84–87.
- Алиева С. И. Киберпреступность: бич современного общества /С. И. Алиева//Оригинальные исследования. — Казань, 2021. — Т.11- № 4. — С. 213–218.