В статье описываются сущность подхода flippedclassroom и его преимущества в обучении и развитии персонала над традиционными методами обучения.
Ключевые слова: flippedclassroom, перевёрнутый класс, обучение и развитие персонала, активное обучение, новый подход.
Обучение и развитие сотрудников компании — мощный инструмент на пути повышения производительности труда и конкурентоспособности бизнеса в разрезе основного финансового показателя — прибыльности компании. Существует огромное разнообразие вариантов обучения персонала. В данной статье автором будет рассмотрен и проанализирован подход перевёрнутого класса в рамках обучения и развития персонала организации.
В век, в котором мы живем, быстро развивающиеся технологии влияют на области образования и обучения так же, как и во всех областях. Параллельно со скоростью развития технологий развиваются и условия образования, и возникают различные требования к обучению. Поскольку знания и технологии меняются очень быстро, обучение также не отстает от них и продолжает свое развитие с помощью инновационных подходов к обучению. Основной целью этого нового подхода к обучению является обеспечение подготовки обучающегося к предмету до курса (Bristol, 2014 г.) и во время курса, применение мероприятий, повышающих качество очного обучения (Formica и др., 2010 г.).
В самом простом определении подход flippedclassroom выражается как «то, что делается в школе, делается дома, а домашняя работа выполняется в классе» (Sams & Bergmann, 2014). В этом подходе перед курсом учащиеся изучают теоретическую часть урока с помощью таких устройств как онлайн-видео, презентации, делают заметки, подготавливают вопросы о тех частях, которые они не понимают. В ходе курса они выполняют поддерживающие действия, такие как совместный поиск ответов на вопросы, которые они подготовили перед уроком, групповая работа, решением проблем, обсуждение и выводы (Formica и др., 2010). Перевернутый класс — это подход, при котором ответственность за обучение переносится с учителя на обучающегося (Bergmann, Overmyer, Wilie, 2011).
Обучение взрослых является довольно специфическим и сложным процессом, так как зачастую сотрудники считают, что и так обладают достаточным уровнем компетенций и не нуждаются в обучении. В данном случае, подход перевернутого класса является эффективным, так как в рамках данной системы учитель обретает статус руководителя, «наставника», который не поучает, а помогает сотрудникам разобраться в проблеме, может дать совет и обратную связь, и, кроме того, найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся и выстроить эффективную коммуникацию с ним.
При традиционном подходе flippedclassroom обучающиеся приходят на занятия, просматривая видеозапись лекции, записанную накануне вечером. Урок начинается с коротких вопросов и ответов. Если в лекции есть моменты, которые непонятны, они объясняются всесторонне. В остальное время учитель проводит деятельность, основанную на анкетировании, и оказывает один на один поддержку учащимся. В такой структуре занятий уроки всегда проводятся в виде видео-лекции вне учебного периода, и учитель никогда не ведет урок напрямую. Соответственно, сотрудникам предоставляется возможность учиться, обсуждая. В этом подходе речь идет не о классе, ориентированном на учителя, а о классе, ориентированном на ученика, и учитель находится в классе только как проводник.
Активные методы обучения, как правило, в большей степени ориентированы на учащихся и обучение, чем традиционные методы обучения, поскольку они требуют от учащихся не только слушать, но и анализировать, обсуждать, дискутировать и участвовать в решении проблем (Freeman, Eddy, McDonough и др., 2014). В данном случае эти методы могут помочь учащимся расти как самостоятельные ученики, то есть самим выстраивать и регулировать свой собственный учебный процесс (Zimmerman, Schunk, 2011), а как следствие, использовать полученные знания и навыки в трудовой деятельности.
Согласно исследованию Freeman, Eddy, McDonough активное обучение приводит к лучшей усвояемости информации и успеваемости учащихся и более низкому уровню отторжения, чем обучение на основе лекций. Следовательно, если flippedclassroom заставляет учащихся «заниматься осмысленной учебной деятельностью и думать о том, что они делают» (Prince, 2004) можно ожидать положительный результат от обучения, а, как следствие, повышение эффективности и производительности труда персонала организации.
Помимо всех описанных преимуществ, подход перевёрнутого класса также предоставляет гибкую среду для обучения: обеспечивает гибкость времени и места обучения. Обучающийся получит всю необходимую теоретическую информацию, даже если не сможет по каким-либо причинам посетить занятие. Прохождение материала доступно в любое время в любом удобном месте. К тому же, время, отведенное на встречу с преподавателем, не тратится на скучное зачитывание лекций, то есть учебное время используется более эффективно.
В своем обширном синтезе метаанализов стратегий преподавания и обучения J. Hattie обнаружил, что продвижение метакогнитивных и саморегулирующихся стратегий, стимулирующих активное обучение, является важным фактором академической успеваемости. Главный вывод J. Hattie заключается в том, что обучение должно быть видимым. Перенос решения проблем и дискуссий в классную комнату, вероятно, сделает процесс обучения более ощутимым как для обучающегося, так и для учителя, в то время как в традиционном классе результат обучения можно оценить только с помощью тестов и экзаменов. Перевернутый класс может способствовать большему взаимодействию между учителями и учащимися. Действительно, если такое взаимодействие позволит установить непосредственную связь между преподавателями и учениками, оно может улучшить успеваемость, настойчивость и усердность обучающихся (Robinson, Scott, & Gottfried, 2019), что непосредственно скажется на продуктивности их трудовой деятельности.
Литература:
- Bristol, T. J. (2014). Educate, excite, engage. Teaching and Learning in Nursing, 9, 43–46
- Formica, S.P., Easley, J.L. & Spraker, M.C., (2010). Transforming common-sense beliefs into Newtonian thinking through just-in-time teaching. Phys. Educ. Res. 6, 1–7
- Bergmann, J., & Sams, A. (2014). Flipping for mastery. Educational Leadership, 71(4), 24–29
- Bergmann, J., Overmyer, J., & Wilie, B. (2011, July). The Flipped Class: Myths vs. Reality. URL: http://www.thedailyriff.com/articles/the-flipped-class-conversation-689.php
- Freeman, S., Eddy, S. L., McDonough, M., Smith, M. K., Okoroafor, N., Jordt, H., Wenderoth, M. P. (2014).Active learning increases student performance in science, engineering, and mathematics. Proceedings of the National Academy of Sciences of the U S A, 111,8410–8415
- Zimmerman, B. J., Schunk, D. H. (Eds.). (2011). Handbook of self-regulation of learning and performance.New York, NY:Routledge.
- Prince, M. (2004).Does active learning work? A review of the research. Journal of Engineering Education, 93,223–231.
- Robinson, C. D., Scott, W., Gottfried, M. A. (2019).Taking it to the next level: A field experiment to improve instructor-student relationships in college. AERA Open, 5(1),1–15.