Сделан вывод относительно экологической ситуации в XXI веке. Выявлена одна из главных проблем, вызывающих мутации. Сделано открытие о поддерживающей функции моды. Выявлена проблема в современной массовой моде. Изучено заболевание — гипертрихоз. Исследована мировая история на присутствие известных личностей, страдающих гипертрихозом. Исследована мода на волосатость. Кратко изучена вышивка — мосю. Представлен и описан авторский эскиз одежды «Мутации в моде». Сделан вывод об умной моде.
Ключевые слова: мутация, гипертрихоз, волосы, мода.
The conclusion is made regarding the ecological situation in the XXI century. One of the main problems causing mutations has been identified. A discovery has been made about the supporting function of fashion. The problem in modern mass fashion is revealed. The disease — hypertrichosis has been studied. Research world history on the presence of famous personalities suffering from hypertrichosis. The fashion for hairiness has been investigated. Briefly studied embrodeiry — mosyu. The author’s sketch of clothes «Mutations in fashion» is presented and described. The conclusion about smart fashion is made.
Keywords: mutation, hypertrichosis, hair, fashion.
В XXI веке люди живут в плохих экологических условиях. То, в какой тупик загнали люди и себя, и будущие поколения, становится все более сильной и неизбежной ситуацией. Начинаются меры по борьбе с природными проблемами, но, увы, некоторые из них останутся еще на многие века.
Мутагены — физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения — мутации: ионизирующее и УФ-излучения, различные природные (колхицин) и получаемые искусственно (азотистая кислота, нитрозопроизводные мочевины и другое) химические соединения. Мутагены используются в генетических экспериментах и в селекции с целью получения новых сортов растений и штаммов микроорганизмов. При попадении в организм человека мутагены могут вызывать развитие злокачественных опухолей, появление уродств и другое. Поэтому во многих странах проверяют на мутагенность все новые химические соединения (лекарственные препараты, продукты бытовой химии и другое), а также проводят контроль за присутствием мутагенов в окружающей среде [7, с. 377].
Мутагены, как выяснилось, вызывают различные мутации не только в природе, но и самого человека.
Мутация — возникающее естественно или вызываемое искусственно изменение наследственных свойств организма в результате перестроек и нарушений в хромосомах и генах. Мутация — основа наследственной изменчивости в живой природе. У человека мутация — причина множественных наследственных болезней и уродств. Для селекции и эволюции важны редкие мутации с благоприятными изменениями [7, с. 377].
Люди с мутациями часто становятся подверженными психологическим травмам со своей стороны и психологической травле со стороны окружающих. Это случается обычно в детских садах и школе. Мы часто видим стандарты, поэтому к нестандарту так относимся. Но ведь никто не создавал себе архитектуру тела, дизайн внешности.
Мода, искусство выполняют функцию продвижения, поддержки. Например, канадская девушка — Винни Харлоу, с нарушением пигментации кожи — витилиго, стала успешной супермоделью. Также портрет Петруса Гонсалвуса, страдающего гипертрихозом, находится в австрийском замке Амбрас. Даже в честь замка был назван универсальный врожденный гипертрихоз — синдром Амбраса.
Мутации в моде — неотъемлемая её часть. Именно они выводят нас на новый уровень мысли и развития. Каждый может примерить ту или иную мутацию, выйти в ней в массы, говоря: «Да, я такой же, это не стыдно, это природа — глобальная часть нашей жизни».
Проблемой является — отсутствие массовой моды на внешние признаки с мутациями.
Тема не актуальна, так как в спросе роскошь и шик.
Цель — разработка предложения костюма, с внешними признаками мутации, для массовой моды.
Новизной является «мутация — новая массовая мода».
Следует решить ряд задач:
1) Изучить признаки одной из мутаций
2) Найти личностей с данной мутацией в мировой истории
3) Проанализировать аналогичную моду
4) Придумать эскиз костюма, с внешними признаками мутации
Мы привыкли к словам — мужской, женский. Выясним, что подразумевается под этими словами.
Женственность — психические качества женского гендера. Противоположностью является маскулинность (мужественность) — мужской гендерный стереотип.
Мужчина и женщина выглядят абсолютно по-разному. В большинстве случаев мужчин от женщин отличает, помимо полового признака, наличие волос на лице. Но так ли это на самом деле?
С волосатостью связана одна очень интересная мутация под названием — гипертрихоз.
Гипертрихоз (волосатость, избыточное оволосение, синдром Амбраса) — это рост веллусных и/или терминальных волос на любой области тела в количестве, превышающем нормальное для людей данного возраста, расы и пола.
Гипертрихозы классифицируются:
— врожденные и приобретенные;
— генерализованные и очаговые;
— по пораженной области
Клинические проявления врожденного гипертрихоза:
А. Универсальный врожденный гипертрихоз
Все тело покрыто сплошным объемом длинных волос, за исключением тех участков, на которых волосы обычно не растут (ладони, стопы). Характерен гипертрихоз на лице, ушах и плечах.
Б. Препубертатный гипертрихоз
У пациентов с юных лет наблюдается рост волос — на висках с распространением на лоб. Отмечаются очень густые брови, оволосение верхней части спины и проксимальных отделов рук и ног.
В. Врожденный пушковый гипертрихоз
Всё тело, кроме рук и ног, равномерно покрывается тонкими светлыми волосами. Интересно, что в течение первого года жизни они начинают выпадать, и постепенно этот процесс распространяется на руки и ноги.
Г. Врожденные очаговые гипертрихозы
Проявляются небольшими очагами избыточного роста волос на различных участках тела [2].
В мировой истории известны cледующие личности с гипертрихозом — Петрус Гонсалвус, Фёдор Адрианович Евтихиев, Стефан Бобровский, Хесус Асевес, Энни Джонс, Юлия Пастрана, но это лишь малая часть из них. Познакомимся с несколькими из них:
- Петрус Гонсалвус — по Улиссе Альдрованди известный как «лесной человек». Впервые его заметили при дворе французского короля Генриха II, который отправил его ко двору Маргариты Пармской, штатгальтера Нидерландов. Маргарита Пармская и ее семья усыновили Петруса для очень интересной цели — чтобы он развлекал их. Спустя какое-то время Петрус женился по договору на дочери одного богатого купца, по имени Катрин Рафеллин. Петрус был усыновлен королевской семьей и, вскоре, он и Катрин стали считаться королевской четой. У пары родилось семеро детей, четверо из которых унаследовали от отца гипертрихоз. Семья стала объектом для наблюдений итальянского ученого Улиссе Альдрованди и окончательно обосновалась в Италии. Самой известным ребенком из всех стала Тоньина Гонсалвус, также унаследовавшая от отца его заболевание [3].
- Фёдор Адрианович Евтихиев — более известный по прозвищу Jo-Jo или «мальчик с пёсьей мордой», — российский цирковой артист, который достиг европейской известности в конце XIX веке.
С 1884 года долгое время выступал в шоу, устраиваемых известным американским антрепренером Ф. Т. Барнумом в США. На шоу его заставляли лаять и рычать на зрителей, представляя как «лесного человека», пойманного в России вместе с отцом в пещере. Он приносил немалый доход хозяевам цирка.
В конце XIX века сенсацией многих российских ярмарок, а несколько позднее и заграничных паноптикумов, стал показ на «волосатых людей» [8].
Изучив биографии людей, страдающих гипертрихозом, мы приходим к выводу, что они очень интересны цирку и в цирке, и на выставках.
Разберемся в фильмографии, где возможно присутствуют намеки на волосатость людей.
- В одном из известных сериалов, а именно — Семейка Адамс, присутствует волосатый персонаж — это Кузен Итт.
Семейка Адамс — фильм режжисера Барри Зонненфельда, снятый по мотивам одноименного сериала 1960-х годов и комиксам Чарльза Аддамса. Включает в себя около 9 персонажей. Среди которых Кузен Итт — периодически навещающий семью родственник, представляющий собой комок шерсти ростом чуть выше метра с надетыми поверх него шляпой и темными очками, издающий странный визг вместо речи, что, однако, не мешает членам семьи Аддамс, в отличие от прочих людей, понимать его.
- Существует множество сериалов с оборотнями.
Оборотень — в верованиях: человек, способный превращаться в зверя, предмет и так далее [7, с. 404].
В человеке живет также 2 образа — социальный человек и совсем отличающийся от всех — мохнатый зверь.
Дизайнеры вдохновляются и создают коллекции одежды из волос. Ярким потребителем таких коллекций становится Леди Гага.
Леди Гага — американская певица, автор песен, продюсер, филантроп, дизайнер и актриса.
Выясним побольше о деятелях искусств, дизайнерах, которые увлеклись волосами:
- Мартин Маржела
Слабость Маржела к волосам не раз находила свое отражение в работах дизайнера — он создавал из искусственных волос шубы, обшивал ими маски для лица, украшал ими сумки и другие аксессуары.
- Олег Тарнопольский
Победил на неделе моды в Киеве. Главным костюмом из коллекции стало платье из волос. Победитель рассказывает: «Поскольку я очень долго работал с волосами, то хорошо знал их структуру. Однажды мне пришла идея, что с шевелюрой можно работать как с обычным материалом. Попробовал, и всё получилось. Я теперь даже использую волосы, как материал для аксессуаров, не говоря уже об одежде» [6].
- Эдриенн Антонсон
Художница нашла необычную тему и нестандартный материал: она делает фигурки насекомых из человеческих волос.
- Керри Хоули
Девушка создает невесомые, ажурные ожерелья из волос.
- Заира Пулидо
Художница «Рисует волосами» — так предпочитает называть это занятие сама художница.
Вышивание волосами появилось в далекие времена. Это викторианская практика вышивания носовых платков инициалами или иными изображениями, где вместо ниток использовались волосы вышивальщицы. Обычно такие изделия дарились на память брату, отцу, опекуну или возлюбленному. Ввиду ограниченного количества волос, вышивали только небольшой фрагмент платка (как правило, в углу).
В Китае существует очень интересная техника создания картин — из человеческих волос. Такая техника — драгоценный камень китайского искусства. Вышивка волосами, известная как Мосю — черная вышивка (так как для китайской нации характерны — прямые, жесткие, черные волосы) была распространена еще во времена династии Тан. Чаще вышивали образ Будды, проявляя тем самым знак наивысшего уважения [9].
Позже методы этого уникального искусства были утеряны и лишь в конце 70-х годов XX века по крупицам началось восстановление техники волосяного вышивания [5].
Изучив историю гипертрихоза, шедевры моды и искусства из волос мы вдохновились и создали эскиз волосатой одежды.
Мы обращались к таким стилям в одежде гламурный (это нити бисера, сияющая ткань жакета и юбки, пластиковые погоны с жемчужинами, позолоченные кольца), деловой (покрой жакета, полосы на ткани жакета), военный (погоны, тройная полоса на карманах), спортивный (двойная полоса на рукавах).
Волосатость в эскизе присутствует в области груди, плеч, бедер, ног. Её мы создали искусственными волосами с нитями бисера — это своего рода бахрома.
Разработанный эскиз рассказывает целую историю о гипертрихозе. Он воплощение тела, как храма, за которое следует молиться, принимать и украшать.
Рис. 1. Авторский эскиз «Мутации в моде»
Мода — это не только феномен общества, но и элемент социально-производственной системы, который откладывает отпечаток на развитие общества и оставляет свой след в динамике и направлении развития каждой из его сфер [1].
Мода всесторонне проникает в контекст жизнедеятельности человека и общества. Выступая «как одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального, группового и массового» [4].
Изменив направление моды, можно изменить мысли и развитие людей. Мода большой источник для размышлений. Но порой все происходит наоборот: великая мысль правит модой. Создается особая мода, отражающая эту философию. Следует узнавать модные мысли, интервью дизайнеров, историю модных трендов, а не просто покупать все, что понравится. Идя по такому простому пути, как покупка, можно упустить что-то важное для саморазвития.
Мода — неустойчивая, быстропереходящая популярность [7, с. 361]. Мода — миг. Почему бы не сделать его полезным.
Литература:
1) Алексеенко Л. В. Социология моды: классический социологический дискурс о моде // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 6. 284–288.
2) Гипертрихоз. Библиотека Premium Aesthetics http://www.premium-a.ru/disease/udalenie-volos/gipertrihoz/
3) Гонсалвус, Петрус http://ru.m.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D0 %BE %D0 %BD %D1 %81 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %82 %D1 %83 %D1 %81,_ %D0 %9F %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81
4) Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения // А. Б. Гофман М.: Книжный дом «Университет», 2013
5) Мосю https://vk.com/wall-15790592_34326
6) Олег Тарнопольский создал платье изи волос https://lifestars.ru/1861-oleg-tarnopolskiy-sozdal-plate-iz-volos
7) Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: ТЕРРА, 1998. — 672 с.: ил.
8) Фёдор Адрианович Евтихиев http://ru.m.wikipedia.org/wiki/ %D0 %95 %D0 %B2 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %85 %D0 %B8 %D1 %85 % %D0 %B8 %D0 %B5 %D0 %B2 %,_ %D0 %A4 %D1 %91 %D0 %B4 %D0 %BE %D1 %80_ %D0 %90 %D0 %B4 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %BE %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %87
9) Что такое Мосю https://vk.com/wall-121566060_683